fbpx

Жизнь во власти Святого Духа

«Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». (1Коринф.12:3)

Мы продолжаем в нашем блоге размышлять над отрывком из первого послания к коринфянам (12-14 гл.), в котором речь идет о Духе Святом и Его дарах для церкви. Напомнив коринфянам их прошлую жизнь, ап. Павел теперь переходит к описанию их настоящего – жизни во власти Святого Духа. Она сильно контрастирует с тем, что было раньше. Если раньше, до обращения ко Христу, коринфяне были во власти бесовских духов, то теперь они под господством Божьего Духа.

«Потому сказываю вам» букв. «поэтому даю вам знать» (διὸ γνωρίζω ὑμῖν). Коринфяне знали о своем языческом прошлом, но не могли разобраться в христианском настоящем. Они знали, как действуют бесовские духи, но не понимали, как проявляет Себя Дух Божий. Теперь Павел открывает коринфянам знание о том, как же на самом деле действует Святой Дух.

Возникает вопрос: почему коринфяне не понимали действий Святого Духа? Можно предположить, что такая путаница и замешательство относительной действий Святого Духа была обусловлена необычными проявлениями Духа в первом веке после Дня Пятидесятницы. Это было особое время, время чудес и знамений, которое приводило многих людей в изумление (ср. Деян. 2:7, 12; 3:6-7,10-11; 4:30; 5:24; 9:33-35, 40; 10:17; 14:3, 8-10; 16:18; 19:11; 28:9; 2Кор. 12:12; Рим. 15:19; Евр. 2:4). Например, когда Павел пришел в Эфес, он повстречал там некоторых учеников (12 чел.), которые знали только крещение Иоанна и ничего не слыхали о Святом Духе (Деян. 19:1-6). Тогда ап. Павел возложил на них руки, и они приняли Святого Духа, что подтвердилось говорением на иных языках и даром пророчества (19:6). Это было сверхъестественное действие Духа, которое многих приводило в изумление. По этой причине и коринфяне нуждались в более глубоком разъяснении природы действия Духа.

 В 3-м стихе есть две очень важные мысли. Первая мысль: ап. Павел говорит, что тот, кто говорит в Духе Божьем, не будет умалять Христа. Выражение «в Духе Божьем» (ἐν πνεύματι θεοῦ) следует понимать как «находящийся под контролем Духа Святого». Другими словами, человек, который находится под контролем Духа Святого, не скажет: «Анафема Иисус». Эта истина настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Новый Завет учит, служение Святого Духа заключается в том, чтобы прославлять Христа и приводить людей к вере во Христа Иисуса (Иоан. 16:14; ср. Деян. 2:22-40; 3:13-26; 4:8-13,19-20, 25-30, 33 и др.). Поэтому, Дух Святой не может побуждать человека хулить и проклинать Христа. Служение Духа Святого всегда направлено на Личность Иисуса Христа. Дух Святой открывает человеку Божественную Личность Иисуса Христа (Ин. 13:13; 15:26; 16:14-15; Матф. 16:16-17), Его труд и Его славу. Таким образом, все действия Духа Святого сосредоточены на Личности Христа и на Его делах (1Кор. 2:8-10; 1Ин. 4:3, 13; 5:20; 2Кор. 3:14-18; 4:6; 1Петр. 1:10-12; Зах. 12:10 ср. Иез. 39:29; Ис. 44:3-4; Иоил. 2:28-29).

Фраза «говорящий в Духе Божьем, не скажет: Анафема Иисус» является сложной для понимания. Слово «анафема» (Ἀνάθεμα) означает «приношение по обету», «заклятое для Бога», «проклятие, проклятый»[1]. B LXXэто слово применяется для описания вещей, людей и целых городов, которые были отделены и преданы уничтожению (Числ. 21:3; Втор. 7:26; И. Нав. 6:17; 7:12; Суд. 1:17; Зах. 14:11). В Новом Завете оно употребляется для описания чего-то, что было посвящено Богу в позитивном смысле (ср. Лук. 21:5), а также означает содержание проклятия (ср. Деян. 23:14)[2]. Поскольку «анафема» означает сильное проклятие с последующим наказанием, то не совсем ясно кто произносит эти слова. Существуют разные взгляды.[3] Чтобы не перечислять все точки зрения, мы сделаем несколько наблюдений по тексту.

Прежде всего, человек, делающий подобное заявление, должен быть христианином-язычником. В противном случае не было бы необходимости в критерии для распознания сказанных им слов (12:3). Роберт Томас удачно заметил: «неверующий человек не мог произнести эти слова под водительством Святого Духа. Несмотря на то, что коринфские христиане не были сильны в различении, они, вне всякого сомнения, понимали, что Святой Дух не обитает в необращенном человеке. В пользу того, что этот человек был язычником, говорит упоминание язычников в ст. 2, а также тот факт, что язычники составляли большинство в этой церкви»[4].

Во-вторых, проклятие происходило в христианском окружении. Любое другое окружение, иудейское или языческое, не соответствовало бы 1Кор. 11:2-14:40. Поэтому логично предположить, что эта фраза произносилась на собрании христиан во время богослужения.

В-третьих, высказывание было сделано в экстатическом и возбужденном состоянии. Только так имеет смысл упоминать языческое прошлое коринфян, когда они находились во власти демонов. Томас: «Когда человек находился вне себя от возбуждения, некоторые христиане воспринимали это как свидетельство присутствия и действия Святого Духа, помня, как в день Пятидесятницы первых христиан обвиняли в опьянении (Деян. 2:13,15). … Следовательно, проклятие на Иисуса объясняется состоянием неконтролируемой эмоциональности»[5].

В-четвертых, слово «анафема» указывает на иудейское влияние. Этот термин означал изгнание, отлучение. Томас: «Так как в Коринфе присутствовали элементы иудейского учения, исходящие от последователей Петра (1Кор. 1:12), свидетельством чего являются претензии лжеапостолов (2Кор. 11:22), нетрудно понять, что находящийся под этим влиянием язычник мог сделать подобное заявление об Иисусе»[6].

И, в-пятых, поскольку в среде коринфян к подобным высказываниям относились терпимо, то это наталкивает на мысль о том, что мы являемся свидетелями зарождения ереси, касающейся личности Иисуса Христа. Томас говорит: «Речь идет не о сформировавшемся гностицизме, а о появлении в Коринфе начатков ереси, впоследствии выросшей в этот культ. Например, в церкви присутствовали люди, не приверженные непоколебимо Иисусу как Господу, что подразумевается в 16:22. Также, всего лишь несколько месяцев спустя, в другом послании говорится о таких, кто проповедовал в Коринфе другого Иисуса (2Кор. 11:3-4). … Они проповедовали различие между реально существовавшим Иисусом и Христом, который был лишь духом. Они учили, что дух Христа сошел на человека Иисуса при Его крещении и покинул Его перед распятием, в результате человек Иисус умер так же, как любой другой преступник. Следовательно, Его смерть не принесла никакой духовной пользы»[7].

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что кто-то в христианском собрании произносил анафему на Христа, и при этом ссылался на то, что через него действует Дух Божий. В церковь проникли языческие элементы, которые под влиянием бесовских сил произносили открытое проклятие на Христа. Вероятно, это были лжеучителя языческого происхождения, называющие себя христианами (ср. 1Кор. 15:12, 33-34, 35-36; 2Кор. 6:14-18; 11:4-5,13-15; 1Ин. 4:2;1Тим. 4:1-3), главная деятельность которых была направлена против Личности и служения Христа. Они пытались разрушить истинное Евангелие, отвергали воскресение мертвых (1Кор. 15:12), проповедовали другого Иисуса, иное евангелие (2Кор. 11:4), и предлагали принять другого духа (2Кор. 11:4б).

Вторая мысль: только Дух Святой приводит грешника ко спасению через признание Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Павел говорит, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Дух Святой исполняет очень важное служение. Он обличает человека во грехе (Ин. 16:8-11), приводит к покаянию и дарит новую жизнь (1Петр. 1:22-23; Ин. 1:13). Называть «Иисуса Господом» (Κύριος Ἰησοῦς) – это значит признать Его заместительную жертву, принять Его воскресение, уверовать в Его Божественность, и склонится перед Его властью (Рим. 10:9-10). Все это возможно совершить только находясь под мощным действием Духа Святого.

Фраза «как только Духом Святым» автоматически исключает любой другой источник познания Христа: совесть, разум, окружающий мир, и даже врожденное «чувство Божественного». Точно так же, как без Христа нет другого пути спасение (Иоан. 14:6; Деян. 4:12), так и без Духа Святого не может быть познания Христа (Деян. 5:32).

Итак, в 3-м стихе ап. Павел говорит о жизни христиан, находящихся под властью Святого Духа. Тот, кто пережил рождение свыше, не может умалять Христа, Его личность и Его учение. Дух Святой открывает грешнику глаза, и он начинает по-новому смотреть на Христа. Теперь для такого человека Христос является не основателем новой религии, мудрым учителем или милостивым лекарем, а единственным источником спасения и богопознания. Дух Святой являет грешнику славу Христа, Его господство, преображая в образ Христа (Рим. 8:29). По своей сути служение Духа Святого является Христоцентричным. Поэтому, христианин, живущий во власти Духа Святого, наслаждается Христом, поклоняется Христу, и будет изменяться в образ Христов. Это удивительная истина Евангелия, которая отражает новую реальность нашего духовного союза жизни со Христом.

 

[1]BDAG, 63.

[2] Там же.

[3] Томас, О Дарах, 28-33; Тисельтон, 1Коринфянам, 430-432.

[4] Томас, О Дарах, 33.

[5] Там же.

[6] Там же, 35.

[7] Там же, 36.

Читайте наш блог: