fbpx

Я есмь путь, истина и жизнь

Иоанна 14:6 – один из самых известных стихов в Новом Завете, в котором мы находим шестое из семи утверждений «Я есмь»: «Иисус сказал ему: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”». Иисус использует три взаимосвязанных термина «путь», «истина» и «жизнь», о каждом из которых мы будем говорить подробнее.

Важно заметить, что фраза начинается с личного местоимения первого лица «Я» (ἐγώ). Это подчеркивает тот факт, что мы не верим лишь в некий спасительный «принцип» или безличную «силу», но нашим Спасителем является Личность. Писание подчеркивает важность того, что грех нарушает личные отношения между человеком и Богом. Грехопадение было восстанием против Триединого Бога и оскорблением Его святости. Следовательно, крайне важно осознавать, что вне «живых личных отношений с Иисусом Христом, Который существует в неразрывном союзе с Отцом, мы не можем иметь спасения (Рим 5:1, 2)».[1]

Далее, следует отметить, что каждое из ключевых слов в этом утверждении употреблено с определенным артиклем: путь (ἡ ὁδὸς); истина (ἡ ἀλήθεια); и жизнь (ἡ ζωή). Употребление артикля указывает на то, что Сам Иисус является путём, а не просто знает путь. Соответственно, Он также является истиной, а не просто знает истину. Он – олицетворение истины. И, Он не просто имеет жизнь, но является источником, дающим жизнь.

Из контекста ясно, что «путь» говорит не о буквальном пути, а о Личности, о Самом Иисусе. Пункт назначения «пути» тоже не место, а личность, Сам Отец: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14: 6б). Это не первый случай, когда Иисус изложил этот исключительный принцип в четвертом Евангелии: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (6:44) или «никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (6:65). Исключительный принцип: только Отец может привести человека к Иисусу, и только Иисус может человека к Отцу.

Вторая фраза: «Я есмь… истина» подчеркивает тот факт, что Иисус является воплощением истины. Он – живая истина, которая овладевает нами и влияет на нас, освящает нас, направляет нас и освобождает нас (8:32; 17:17).

Есть несколько греческих слов, которые переводятся как «жизнь». В этом отрывке Иисус не использует дыхание или дух (πνεῦμα), который оживляет наше тело. Он не даёт нам душу (ψυχή), Он не говорит о жизни, как о внешнем её проявлении (βίος), но о жизни (ζωή) в противоположность смерти.[2] Вечная жизнь – это личное познание Иисуса Христа (Ин. 17: 3; 1 Ин. 1:2; 5:20).

Без Иисуса – нет искупительной истины. Без Иисуса – нет вечной жизни. Без Иисуса – нет пути к Отцу.

_____________________

[1] Simon J. Kistemaker, Exposition of the Gospel According to John, New Testament Commentary (Grand Rapids: Baker Book House, 1986), 2:267.

[2] Там же, 268.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print