fbpx

Я есмь истинная виноградная лоза

В течение нескольких месяцев мы рассматривали 7 утверждений Иисуса «Я ЕСМЬ», содержащихся в Четвертом Евангелии. Семь утверждений «Я есмь» (Ἐγώ εἰμι) являются частью сложного сказуемого, то есть фразой, которая утверждает что-то об Иисусе. Семь утверждений таковы: «Я хлеб жизни» (6:35), что означает, что в Иисусе есть вечная достаточность, в которой нет нужды. Второе утверждение «Я есмь свет миру» (8:12) говорит о том, что Иисус не только ведет к жизни, но и является светом, который производит жизнь. Далее следует утверждение «Я есмь дверь» (10: 7, 9), в котором подчеркивается, что Иисус обеспечивает безопасность и изобилие для тех, кто верит в Него. Утверждение «Я есмь Пастырь Добрый» (10:11, 14) фокусирует наше внимание на великой любви и заботе Иисуса, даже на том, чтобы предать Свою жизнь за нас (Ин. 10:17, 18). Пятое утверждение, «Я есть воскресение и жизнь» (11:25), является, пожалуй, самым ясным из утверждений, в котором Иисус заявляет, что Он не только воскрешает мертвых, но и Сам является воскресением и жизнью. В шестом утверждении «Я есмь путь, и истина и жизнь» (14:6) Иисус использует три связанных термина, чтобы сообщить, что, поскольку Он «истина» и «жизнь», Он – единственный «путь» к Богу. В этом постинге мы рассмотрим последнее утверждение «Я есмь истинная лоза» (15: 1, 5), в котором говорится о взаимном пребывании и плодоношении, образах, говорящих об источнике изобильной и эффективной жизни.

В последний вечер со Своими учениками Иисус объявил: «Я есмь истинная виноградная лоза» (15: 1, 5). Проблема, на которой Иисус сосредотачивается, используя эту аналогию, связана с пребыванием и плодоношением. Важно отметить, что в Иоанна 15:1-10 Иисус использует слово «пребывать» 10 раз, ветви 9 раз и 6 раз говорит о плоде. Это ясно показывает, что только ветви, пребывающие во Христе, могут приносить плоды. Также необходимо отметить, что здесь есть 3 вида ветвей и действий, предпринимаемых Виноградарем, Богом Отцом (15:1).

Первый вид ветвей приносит плоды. Нет никаких сомнений в том, что плодотворные ветви являются истинно верующими. Тем не менее, ведутся споры о ветвях второго и третьего рода, то есть о бесплодных ветвях (15:2) и ветвях, не прибывающих в лозе (15:6). Понимание сельскохозяйственных обычаев во времена Иисуса вносит ясность в этот отрывок.

Работа виноградарей, подрезавших (или «очищавших», выражаясь языком текста) виноградные лозы во дни Иисуса, происходила два раза в год. Первая подрезка происходила после сбора урожая, когда лозы были в состоянии покоя. Во время этой обрезки был удален нежелательный материал, все оставшиеся листья, нежелательные ветви и водяные побеги. Вторая подрезка происходила весной. Эта подрезка включала удаление суккулентных веточек с плодоносящих ветвей, мертвых и больных ветвей, случайных почек на стволе виноградной лозы, но не все не плодоносящие ветви были удалены. Тогда возникает вопрос, на что ссылался Иисус в Иоанна 15: 2, 6? Имея в виду всё вышесказанное, необходимо верно понимать слова, переведенные как «отсекает» (αωρω), «очищает» (καθαίρω) и «извергается» (ήβλήθη ἔξω), а также время года, когда Иисус говорил эти слова.

Греческое слово «отсекает» (αἴρω) означает «поднять». Слово, переведенное как «очищает» (καθαίρω) – термин, используемый фермерами для описания своей практики удаления нежелательной растительности с дерева/растения. Иисус использует аналогию того, что происходило в течение весны, а именно: неплодоносящие ветви «поднимаются» (αἴρω) и привязываются к решеткам вместе с плодоносящими ветвями, в то время как побеги плодоносных ветвей «очищались» (καθαίρω). Бесплодные ветви могли расти без удаления побочных листьев, стимулируя рост их стебля там, где он был связан с лозой, увеличивая способность ветви производить плоды в следующем сезоне.

Важно отметить, что слово «бросать» (βάλλω), используемое во фразе «извергается» (ἐβλήθη ἔξω), используется в корпусе Иоанна 14 раз. В четвертом Евангелии слово используется дважды, один раз для обозначения тюремного заключения Иоанна Крестителя (3:24) и в нашем отрывке (15:6), а остальные употребления встречаются в Откровении. В двух из этих случаев речь идет о суде на земле, а остальные 10 употреблений слова говорят о суде над сатаной, его бесами и его мировой системой (Отк. 12: 9 [3 раза], 10, 13; 18:21; 19: 20; 20:10, 14, 15). Использование Иоанном термина «бросать» (βάλλω) связано с осуждением.

Чтобы правильно понять смысл отрывка, необходимо также понимать фразу «во мне» (ἐν ἐμοὶ). В Четвертом Евангелии эта фраза используется 16 раз, в каждом случае эта фраза говорит об общении со Христом. Семь ссылок касаются взаимоотношений между Иисусом и Его учениками (6:56; 10:30; 15:2, 4 [дважды], 5, 7). В 5 ссылках фраза относится к отношениям, которые Отец имеет с Сыном (10:38; 14:10 [дважды], 11, 20). Использование фразы в 2 отрывках относится к отношениям между Отцом, Сыном и верующими (17:21, 23). Фраза используется дважды с отрицанием, один раз в отношении сатаны (14:30) и один раз в контексте нашего отрывка (15:6). После рассмотрения вышеизложенных отрывков становится ясно, что слова «если кто не пребывает во Мне [Иисусе]» (ἐὰν μή τις μένῃ ἐν ἐμοί), говорят о том, кто не имеет отношений с Иисусом, то есть о неспасенном человеке. В непосредственной ситуации, когда были сказаны эти слова, возможно, речь идёт об Иуде.

Объединяя все части нашего исследования, становится ясно, что Иисус говорит со Своими учениками, теми, кто «пребывает» в Нем. «Виноградарь» милостив и милосерден к тем, кто пребывает во Христе. С теми ветвями, которые еще не приносят плоды, Он обращается нежно: «поднимает» и обвязывает их, заботясь о них, чтобы они приносили плоды. Тем, кто приносит плоды, Он работая в их жизни, тщательно убирает то, что не нужно, чтобы они приносили больше плода. Также здесь есть предупреждение для тех, кто «не пребывает» во Христе –  они предстанут перед судом.

Я надеюсь, что наше краткое изучение 7 утверждений «Я ЕСМЬ» будет способствовать тому, что мы будем лучше созерцать нашего Господа Иисуса Христа. Мое желание состояло в том, чтобы побудить нас задуматься о Его утверждениях, о Его природе и характере.

P.S. Контекст горницы и Иуда. У меня было несколько дискуссий с людьми по всему миру об этом отрывке, и люди говорили мне: «Ну, это доказательство того, что ты можешь быть во Христе, ты можешь быть привязан ко Христу и потерять свое спасение». Библия не учит этому, и слова нашего Господа Иисуса в Евангелии от Иоанна очень четко выражают истину о сохранности святых используя другую известную метафору: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно».

В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус сказал: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон… Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день». В 15 главе, выброшенные и сожжённые ветви, это не плодоносящие верующие, потерявшие своё спасение. Речь идет о людях, которые ассоциируют себя со Христом и Его церковью, но не имеют жизни, не имеют плодов, и будут подвергнуты наказанию в аду.

Читайте наш блог: