fbpx

Работа с текстом Писания. Часть 3

Однажды, во время класса по «Экспозиционной проповеди», когда мы как раз проходили шаги работы с текстом, один уже немолодой студент, услышав, что на подготовку проповеди необходимо тратить много времени, возмущенно заявил: «А зачем так долго копаться? Зачем это нужно? Я вот сколько лет уж проповедую и никогда не готовлюсь к проповеди и ничего…». Следует заметить, это был вопрос первокурсника библейского колледжа, брата лет 65-ти, которого под конец жизни старшие служители сагитировали пойти «подучиться». Я не был близко с ним знаком, так как был всего лишь приезжим преподавателем, которого пригласили на неделю вычитать курс, поэтому, сидя за обеденным столом, я поинтересовался у других, кто был близко знаком с вышеупомянутым братом: «Расскажите мне немного о его служении и церкви в которой он служит». Мне натерпелось больше узнать. Может он и впрямь изобрел какой-то доселе неизвестный мне метод быстрой и эффективной подготовки проповеди и испытал его на практике, поэтому ему не к чему готовиться к проповеди? «Этот брат совершает пасторское служение в одном селе», услышал я. «Примерно двадцать лет назад, когда он принял это служение, в церкви насчитывалось около тридцати-сорока душ. Но, сейчас остались лишь две-три бабушки. Того собрания уже нет…». Услышав это, я сразу же подумал: «Вот оно как; действительно “ничего…”».

Здесь можно согласиться с выводом Стивена Лоусона, который заметил: «К великому сожалению, то, что сегодня выдается за церковную проповедь, отстоит чрезвычайно далеко от апостольских принципов. Кажется, многие пасторы довольствуются тем, что предлагают пустышки духовным младенцам, вместо того, чтобы возвещать народу всю волю Божью … В результате, церкви, сами того не подозревая, находятся на голодном пайке, довольствуясь тошнотворной подслащенной «водичкой», совершенно непригодной для духовного питания».[1]

Скрупулёзная работа с текстом Писания, во время подготовки проповеди – это не только ответственность проповедника перед Богом и Его написанным Словом. Проповедник, как глашатай, обязан быть максимально точным в возвещении и разъяснении Слова. Это также ответственность перед Божьим народом – Церковью. Пребывая на земле поместная церковь не может полноценно существовать и развиваться без точно проповеданного Слова и здравого библейского учения (ср. Дея. 2:42; 6:2, 4, 7; 2 Тим. 4:2). Предлагая народу Божьему «чистое словесное молоко» (1 Пет. 2:2) проповедник тем самым дает поместной церкви то, что ей необходимо для жизни, развития и духовного благополучия (1 Пет. 2:5). Скрупулёзная работа с текстом Писания – это гарантия того, что проповеданное словесное молоко, т. е. проповедь написанного Слова, будет «чистой», без вредных человеческих примесей. Таким образом прославиться Бог. В этом заключается главная цель экспозиционной проповеди.

Напомним. Для того чтобы проповедь была «экспозиционной» (т.е. давала разъяснение значения текста Писания), работа с текстом Писания во время подготовки проповеди должна включать по крайней мере 8-мь последовательных компонентов. Шесть компонентов были рассмотрены в предыдущих двух тематических блогах.

  1. Чтение текста в контексте.
  2. Консультация с текстом на языке оригинала.
  3. Дословный перевод текста с языка оригинала или сопоставление переводов.
  4. Определение литературной формы текста.
  5. Исследование ключевых слов.
  6. Рассмотрение историко-культурного контекста.

Сегодня мы завершим начатый обзор. Перед нами седьмой и восьмой компоненты.

  1. Толкование текста в его контексте

Контекст – это самый главный толкователь. Толкование текста отвечает на вопросы: «Что это значит?», «Как это понимать?», «Что намеревался сказать автор и как это должны были понимать первые адресаты?». Разъяснение отрывка Писания невозможно без толкования.[2] Поэтому, когда пастор-проповедник призван заниматься духовным питанием паствы, это питание предполагает также толкование Писания. Среди существующих принципов толкования (герменевтики) самым корректным с точки зрения главенства Писания является буквальный историко-грамматический метод.[3] Этот метод предполагает взаимосвязь текста Писания с его непосредственным контекстом, что приводит собой в действие механизм, когда «Писание толкует Писание». При этом в зависимости от содержания (наполнения) текста, значение отрывка, как и значение отдельных его идей, будет тесно взаимосвязано с тем, что сказано в Писании на разных контекстуальных уровнях: ближайшем, контексте книги, контексте книг автора, контексте Завета и контексте всей Библии. Это контекстуальное наполнение предоставляет проповеднику уникальный, систематический, гармонический богословский материал, который помогает глубже и яснее увидеть общую библейско-богословскую картину той или иной истины, которая содержится в изучаемом отрывке.

  1. Практическое применение

Практическое применение – это конечная точка назначения экспозиции отрывка Писания и, стало быть, и всей проповеди. Применение отвечает на вопрос: «Как это исполнить?» или «Как это должно отображаться в нашей жизни?». Именно применение того, что написано в определенном тексте делает экспозиционную проповедь «экспозиционной» в полном смысле этого слова, когда, внимая проповеди, слушатели движутся от отправной точки текста, через процесс разъяснения, толкования и раскрытие авторского замысла и значения текста для первых получателей к конечной точке, в которой находятся они. Применение должно всегда исходить из текста, основываться на его исследовании и толковании, что естественным образом покажет, есть ли в изучаемом тексте повеления, принципы или примеры, которые должны (или не должны) исполняться современными слушателями в их практической жизни.

Практическое применение – это призыв, направленный к слушателям, который информирует, призывает, указывает и инструктирует о том, как проповедуемая истина должна быть исполнена в жизни слушателей. Известный проповедник Джон А. Броадус (1827-1895) сказал: «Проповедь – это прямое обращение, при котором воля проповедника через провозглашаемую истину воздействует на волю слушателей. Где нет призыва
к изменению, там нет проповеди».[4]

Позвольте дать ряд советов относительно того, какие шаги нужно предпринимать при работе с отдельным текстом Писания, чтобы определить, выделить и здраво представить практическое применение к определенной аудитории.

  • Определите непреходящие духовные принципы, которые содержаться в вашем отрывке. Размышляя о применении, проповедник, в самую первую очередь, должен разобраться: «Содержит ли мой отрывок вечные принципы и призывы, которые не подвластны времени и распространяются на всех верующих любой эпохи?».
  • Определите собственные духовные нужды, слабые стороны и проблемы. Прежде чем применять библейские истины к другим, проповедник должен усвоить их в своем собственном сердце и своей жизни.
  • Просите Господа просветить ваш разум, чтобы иметь более ясное понимание жизни своих слушателей. Проповедник должен понимать трудности и духовные нужды людей, среди которых он несет свое служение. Для этого, ему необходимо стараться быть как можно ближе к своей общине. Сделать хорошее применение, не зная людей, чрезвычайно трудно. Немаловажную помощь в этом также может принести осмотрительность проповедника, когда он, смотря на злободневные темы, актуальные вопросы или же на мировые события видит наперед, что может стать проблемой для мышления и жизни его слушателей. Он заранее начинает готовить «духовное противоядие» для своих людей.
  • Отмечайте принципы, о которых не сказано прямо, но которые логично следуют содержания отрывка Писания. Не всегда библейские отрывки содержат прямые, вневременные призывы к практическому применению. Но в то же время, все Священное Писание наполнено вневременными духовными истинами или уроками, которые могут соотносится с нашим временем и стать основанием для богоугодного христианского поведения. Или же в тексте содержится негативный пример, который может указать нам, как не нужно поступать.
  • Будьте осторожны, чтобы не призывать к тому, к чему не призывает Бог в Своем Слове. Нужно опасаться, чтобы не приписать временным принципам – вневременную силу, и наоборот. Не подтасовывать Божье Слово для своих собственных взглядов, установлений и традиций. Всегда нужно четко видеть временные границы и точность формулировки для прямых и непрямых библейских призывов к применению.
  • Размышляйте над тонкими гранями практического применения. Это должно быть продиктовано желанием сделать практическое применение максимально «практическим». Как должно выглядеть это практическое применение в реальной жизни (на практике)? Людям нужно сказать не только то, что они должны делать, но и как это сделать. Как пастырь и душепопечитель, поразмышляйте над практическими шагами к исполнению, чтобы дать максимально уместный и исчерпывающий ответ.
  • Четко сформулируйте практическое применение основываясь на истинах и принципах Божьего Слова. Проповедник должен выводить формулировку применения, так как его слушатели скорее всего не сделают это самостоятельно, если он скажет только формулировку истины. Чтобы быть действенным практическое применение: должно ориентироваться, как к умственному мышлению, так и к сердечным ощущениям слушателей; должно быть конкретным и специфически направленным; должно затрагивать разные группы людей в церкви. Стремитесь показать, как эта истина может быть исполнена в жизни молодых и пожилых людей; в жизни студентов и пенсионеров; в жизни семейных и несемейных людей и т. д.

 

[1] Стивен Лоусон, Стон земли, 45-46.

[2] Одним из полезных русскоязычных источников, в котором довольно хорошо описываться самые распространенные ошибки, которые допускают проповедники при толковании Библии, является книга: Дональд Карсон, Экзегетические ошибки (Минск: Позитив-центр, 2016).

[3] Хороший исследовательский труд, посвященный защите данного метода толкования, который исследуя подходы толкования Писания пророками, Христом и апостолами, предоставляет убедительные доказательства того, что именно такой метод толкования был присущ библейским авторам не только во временя НЗ, но также и во времена ВЗ: Abner Chou, The Hermeneutics of the Biblical Writers (Grand Rapids, Mi.: Kregel Academic, 2018).

[4] John A. Broadus, A Treatise on the Preparation and Delivery of Sermons, 165.

Читайте наш блог: