Давайте рассмотрим следующую важную задачу служителя церкви. Апостол Павел пишет в 13 стихе «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13). В тринадцатом стихе Апостол не столько указывает на последовательность или прогрессию преподавания, сколько на три взаимосвязанных и неразделимых вида деятельности.[1] Хороший служитель Иисуса Христа сосредоточен на преподавании Библии в разных формах. Он наставляет в проповеди и при личных встречах, в виде чтения и разъяснения Писания. Правильно будет назвать пастыря человеком Книги. Человек книги посвящает большую часть своего времени преподаванию и объяснению Библии.
Главное повеление стиха «занимайся» (греч. προσέχω vpam2s) описывает сконцентрированную деятельность. Это значит «уделять пристальное внимание, прилагать усилия»[2]. Есть предположение, что в этом стихе содержится инструкция по проведению богослужения, но для этого нет достаточных оснований. Из Нового Завета мы узнаем, что публичное собрание церкви включало молитвы (2:1-7), пения (Кол. 3:16; 1 Кор. 14:26; 1 Тим. 3:16), совершения заповеди (1 Кор. 11:17-34).
Рассмотрим первую сферу «занимайся чтением» (греч. τῇ ἀναγνώσει). Практика чтения Писания вслух как центральная часть собрания, пришла в христианскую церковь из еврейской синагоги.[3] Как написано в книге Неемии: «читали из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем 8:8). В подтверждение этого можно найти несколько упоминаний об этом в книгах Нового Завета (Лук. 4:16–20; Деян. 13:15; 2 Кор. 3:14). Кроме текстов из Ветхого завета читались и новозаветные послания. Эта практика наблюдается уже во второй половине I века по Р. Х. (1 Фес. 5:27; Кол. 4:16; Откр. 1:3).[4]
Предположим, что этот элемент собраний был вынужденной мерой. В первом веке христиане не могли иметь личную Библию, как сегодня и нуждались в публичном чтении Писания. Сейчас у каждого есть своя Библия, поэтому необходимость в публичном чтении Писания отпала. Хотя это предположение справедливо, все же внятное чтение Писания в церкви не будет лишним. Читая Библию публично, мы подчеркиваем его особую и уникальную роль в нашей жизни и поклонении.
Вторая сфера, «занимайся наставлением» (греч. τῇ παρακλήσει). Слово имеет значение «укреплять, поощрять другого в убеждениях или поведении».[5] Речь идет о таком преподавании Библии, где делается акцент на практическом применении Писания, о пасторском душепопечении по Слову Божьему. Не каждый христианин способен извлечь для себя практические уроки, назидание и утешение из читаемого текста или проповеди. Часто так случается, что люди в церкви слыша не слышат и не разумеют. Поэтому пастырю следует помочь своим слушателям извлечь максимум практической пользы из Слова Божьего.
Учитывая сложности земной жизни, всем людям необходимо ободрение. Нередко с этой целью люди приходят на собрание. Важно, чтобы проповедь содержала элемент как обличения, так и ободрения. Проповедуя практическое применение, подумайте над тем, как утешить и ободрить слушателей. Учитесь тому, как ободрить друзей, когда им это нужно. Дайте библейскую надежду тем, кто в ней нуждается.
Третья сфера, «занимайся учением» (греч. τῇ διδασκαλίᾳ). Одна из ключевых тем пасторских посланий – борьба с лжеучителями. У Тимофея были конкуренты, которые искажали истинное Евангелие. Поэтому он должен был противостоять им, проповедуя здравое учение. Это обучение церкви в виде доктрин христианской веры. «В данном контексте «учение» связано с изложением истинной веры в борьбе с противниками церкви и лжеучителями».[6]Церковное собрание – это школа Иисуса Христа, университет Святого Духа, в который приходят студенты Слова, чтобы быть наученными, а не для того, чтобы получить хорошие впечатления или добрых приятелей и др.
Очень важно быть принципиальным в ответственностях, которые Бог поручает пастырю церкви. В начале христианской церкви Апостолы должны были отказаться от хозяйственных дел, чтобы не впасть в рутину земных забот (Деян. 6:6). Так и теперь пастырь должен отделить себя для порученной Богом ответственности. Его ответственность – заниматься регулярным обучением церкви в разных формах.
[1] Robert W. Yarbrough, The Letters to Timothy and Titus, ed. D. A. Carson, Pillar New Testament Commentary (Grand Rapids, MI; London: William B. Eerdmans Publishing Company; Apollos, 2018), 250.
[2] BDAG, 880.
[3] Крейг Кинер, Библейский культурно-исторический комментарий, Часть 2, Новый Завет, перевод с английского (Санкт-Петербург: «Мирт», 2005), 526.
[4] Justin Martyr, Apology, 1.67
[5] BDAG, 766.
[6] I. Howard Marshall and Philip H. Towner, A Critical and Exegetical Commentary on the Pastoral Epistles, International Critical Commentary (London; New York: T&T Clark International, 2004), 563.