fbpx

Чем должен быть занят хороший служитель Иисуса Христа? Часть 6

«Никто да не пренебрегает юностью твоей, но будь образцом для верных…» (1 Тим. 4:12). Хороший служитель Иисуса Христа призван быть примером для церковного собрания. Следующая часть изучаемого отрывка открывает для нас пять сфер, в которых служитель должен быть примером.

Хороший пример очень важен для каждого человека. Слова — это гвозди, а пример, это молот, который забивает эти гвозди. Пуританин Томас Брукс сказал: «Пример — это самый сильный вид ораторского искусства».[1] Иисус Христос дал Своим ученикам пример «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан. 13:14-15). Есть и другие тексты, которые учат подражать доброму примеру (1 Кор. 4:16; Фил. 3:17; Евр. 13:7).

Итак, в чем служитель должен быть примером для общины?

В стихе 12 два повеления, которые дополняют друг друга, создавая одно общее наставление. Первое повеление: «никто да не пренебрегает юностью твоей» (греч. καταφρονείτω) означает: «свысока смотреть на кого-то, относиться с презрением».[2] Похожее наставление апостол направил в Коринф (1 Кор. 16:11). Тимофею было около30-35 лет и по меркам того времени он считался молодым.[3] В то время как в собрании Эфеса были люди намного старше его. Это не простая задача, быть примером для кого-либо, тем более для людей старшего возраста, кто не расположен слушать молодых. Поэтому складывается впечатление, что первая часть наставления адресована общине[4], которая будет читать это послание. Чтобы молодому служителю завоевать авторитет у людей в церкви, следует показать им пример благочестия.

Второе повеление «будь образцом для верных» (греч. ἀλλὰ τύπος γίνου τῶν πιστῶν). Существительное «образцом» (греч. τύπος) значит: «первообраз, шаблон, который служит моделью».[5] Я очень благодарю Бога за пример служителей, которые повлияли на меня своим примером благочестия. Трудно представить, как бы сложилась моя жизнь, без примера моих наставников: Журило В. Н., Брынзы А. Г., преподавателей в Ирпенской семинарии. Силу примера их христианской жизни невозможно исключить из моего христианского мировоззрения.

Порой мы говорим «великаны» о людях обычного роста, которые совершили что-то великое. Исаак Ньютон, посвященный христианин, который считал свой успех заслугой великих ученых прошлого. «Если я заглянул дальше других, – говорил он, – то это потому, что стоял на плечах великанов». Он и сам стал таким «великаном», на чьи плечи впоследствии встали другие ученые. Этот пример можно отнести и к нам служителям последнего времени, ведь мы стоим на плечах наших предшественников и это нужно признавать и благодарить за них Бога (Евр. 13:7).

Далее перечисляются пять сфер, на которые служителю необходимо обратить особое внимание для того, чтобы завоевать уважение в церкви.

Апостол Иаков учил, что речь пастыря подвергнется особенной оценке (Иак. 3:1). Существительное «в слове»(греч. ἐν λόγῳ), вероятно, указывает на две сферы речи: проповедь и обыденную речь. Обе должны бытьпримером для церкви. Слово Божье должно быть всегда на устах проповедника (И.Н. 1:8; Мал. 2:7; 2 Тим. 3:14). Проповедь должна нести здравое учение, а не «лицемерие лжецов» (1 Тим. 4:2). Потому что лжеучители как актеры, играли роли настолько хорошо, что их слова казались истинными.[6] Лжеучители уклонились в пустословие (1 Тим. 1:6-7), а Тимофей должен был стоять в здравом учении (1 Тим. 4:6). Лжеучители разрушали веру слушателей (2 Тим. 2:16-18), а Тимофей должен был проповедовать для созидания веры слушателей (2 Тим. 4:2). Проповеди могут духовно созидать или разрушать слушателей.

Далее обыденная речь. Один из важных отрывков Писания о речи, это послание Ефесянам 4 глава. Здесь находим список того, что следует исключить из речи христиан. Во-первых, «отложить ложь» (Еф. 4:25). Даже самая незначительная ложь порочит репутацию служителя. Далее «гнилые слова» (Еф. 4:29), (греч. σαπρός) значит «вредная, злобная, недоброжелательная речь».  Это могут быть: нецензурные слова, слова с аморальным подтекстом, оскорбительные слова, сплетни и др. Любое из ранее перечисленного оскорбительно и бесполезно слушателю, точно также как и порченый плод с дерева не приятен и бесполезен срывающему его. В следующей главе послания к Ефесянам упоминается еще несколько описаний непристойной речи, которая не должна даже именоваться у христиан. «Пустословие» -непристойная речь; «сквернословие» – глупый, бесполезный разговор;«смехотворство» – грубые шутки (Еф. 5:4).

Следующая важная сфера «в житии» (греч. ἐν ἀναστροφῇ) (1 Тим. 4:12). Этот термин емко описывает повседневный образ жизни. Образ жизни отражает ценности человека. Если слова человека открывают состояние сердца, то поведение и привычки указывают на подлинные ценности. То есть, посмотрев на жизнь любого человека, можно определить, что ценно для него. На что он тратит свободное время, деньги, чем заполнен досуг, что читает, с кем поддерживает дружеские отношения, все это выражает ценности. Пастор должен жить Христом, Евангелием и людьми, которым он служит. Что бы не говорил человек, его образ жизни говорит громче.

«в любви» (греч. ἐν ἀγάπῃ) «любовь и вера» часто упоминаются вместе в послании (1 Тим. 1:5, 14, 19; 2:15). Речь идет о жертвенной любви, которая является плодом Святого Духа в верующем человеке. Поскольку любовь – это совокупность совершенства (Кол. 3:14), то ее проявления можно рассматривать в разных направлениях: любовь к Богу, без которой невозможно совершать служение с правильным мотивом. Любовь к пастве, без которойневозможна полноценная духовная жизнь церкви, которая фактически строится и поддерживается любовью друг ко другу (Еф. 4:2, 15-16; 5:2). Господь делает укор церкви в Эфесе: «ты оставил первую любовь» (Откр. 2:4).Оппоненты Тимофея не имели любви к Богу и церкви, и не могли показать в этом пример. Фраза «в духе» отсутствует в ранних манускриптах Нового Завета.[7]

«в вере» (греч. ἐν πίστει) довольно часто существительное «вера» употребляется в Пасторских посланиях со значением «вероучение» и «Евангелие». В этом списке более естественно подойдет значение «доверие Богу» и «верность в служении Ему». Служитель должен отличаться стойкой верностью. Как сказано: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2). Никакие неприятности на пути служения не должны сломить слугу Господнего. Только так он завоюет авторитет у церкви и получит похвалу от Бога «хорошо добрый и верный раб» (Мф. 25:21, 23).

«в чистоте» (греч. ἐν ἁγνείᾳ) подразумевается безукоризненное поведение во взаимоотношениях с противоположным полом. Еще однажды слово встречается в (1 Тим. 5:2), где говорится о моральной чистоте. Служитель должен обратить внимание на предостережение Павла: «Юношеских похотей убегай» (2 Тим. 2:22).Очевидно, оппоненты Тимофея не были такими целомудренными (2 Тим. 3:6). Опасность в этой области подстерегает каждого мужчину христианина, а особенно служителей церкви. Поэтому нужно бодрствовать.

Итак, чтобы не быть в пренебрежении у церкви, молодому служителю следует стремиться быть образцом: в слове, образе жизни, любви, верности и чистоте. Так он завоюет доверие и уважение у церкви. Всякий, кто не может подавать пример благочестия, не может быть руководителем церкви. Ведь жизнь пастыря в какой-то степени устанавливает норму поведения для других христиан. Непригодный руководитель неизбежно снижает планку благочестия в церкви и не может заслужить уважения у церкви. Пусть Господь взрастит все больше благочестивых руководителей церкви для Своей славы! Будем усерднее молиться об этом. А нам, нынешним пастырям, хотелось бы пожелать быть бдительными в обсуждаемых сферах и подавать надлежащий пример.

 

[1] I. D. E. Thomas, A Puritan Golden Treasury [Edinburgh: Banner of Truth, 1977], 96

[2] BDAG, 529.

[3] I. Howard Marshall and Philip H. Towner, A Critical and Exegetical Commentary on the Pastoral Epistles, International Critical Commentary (London; New York: T&T Clark International, 2004), 560.

[4] (греч. τῶν πιστῶν) «тем, кто верит».  Родительный объекта. Речь идет о примере для церковного собрания (A. T. Robertson, Word Pictures in the New Testament, Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 1654).

[5] BDAG, 1020.

[6] BDAG, 1096.

[7] Bruce Manning Metzger, A Textual Commentary on the Greek New Testament, Second Edition (London; New York: United Bible Societies, 1994), 574.

Читайте наш блог: