fbpx

Что думает Бог о женщинах – пасторах, проповедниках и лидерах в семье?

Недавно в церкви меня спросили, почему женщинам не разрешают учить с кафедры. Это отличный вопрос, особенно с учетом того, что женщины играют большую роль в обществе и во многих церквях; женщинам все чаще позволяется становиться пасторами и проповедовать. На мой взгляд, вопрос не в том: «Почему бы женщинам, если они так же талантливы, духовно одаренные и умные, как мужчины, не быть лидерами и проповедниками?» Вместо этого, вопрос должен звучать так: «Что Господь хочет для Своей церкви?»   

В современном обществе существует два основных взгляда на женщин в отношении того, какую роль они должны играть в церкви: эгалитарный и комплиментарный. Давайте кратко рассмотрим их, чтобы увидеть, который наиболее прочно основан на Слове Божьем.

Эгалитарная точка зрения гласит, что женщины во всех отношениях равны мужчинам, и что не должно существовать никакой иерархии в семье, церкви или обществе. Это означает, что все служения открыты для женщин, включая труд старейшины, пастора и все позиции преподавателя. Главный проверочный стих для представителя этой точки зрения – это Галатам 3:28: “Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.” Согласно этой точке зрения, данный отрывок следует использовать как ключ к толкованию при опровержении стихов, которые ограничивают церковное руководство и обучение мужчин (1 Tим. 3:2; 1 Tим. 2:12; 1 Кор. 14:34-35).

Комплементарная точка зрения гласит, что мужчины и женщины равны по своей сущности, ценности и важности, но по замыслу они созданы Богом с разными ролями. Эти разные роли отражают нечто особенное – единство в разнообразии и любящее лидерство в сочетании с добровольным подчинением. Библия говорит, что подобная практика является отражением отношений в Троице, и предназначена для демонстрации не только в браке, но и в церкви (1 Кор. 11:3). Данная точка зрения также утверждает, что Бог избрал мужчин руководить, и что только мужчины должны учить на публичных собраниях церкви (1 Тим. 2:12 – “а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии”). Писание объясняет, что мужчина был создан первым, и по Божьему замыслу Он решил, что мужчины будут руководить и принимать на себя роль учителей в церкви (1 Тим. 2:13-14). Он мог бы сказать нам, что женщины должны быть ведущими, а мужчины – ведомыми, но Он не сделал этого. И выбор этот является транскультурным и межпоколенческим, потому что основан он на порядке в отношениях внутри Троицы и порядке творения (1 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:13-14).[1] В виду такого понимания вопроса ограничения не выглядят жесткими, налагаемыми мужчинами на женщин. Скорее, это целенаправленный замысел Бога, дабы проиллюстрировать единство (несмотря на разнообразие ролей), которое существует в Троице. Будучи главой своей семьи (Еф. 5:23; 1 Кор. 11:3), мужчина должен быть руководителем-слугой своей жене, как Христос для Своей церкви (Еф. 5:23; 1 Пет. 3:7). Жены должны охотно подчиняться[2]своим мужьям как Господу (Еф. 5:22; 1 Петра 3:1, 5) и быть ему помощницей (Быт. 2:18).

Конечно, есть женщины (например, моя мама, которой пришлось растить меня одной, когда мой отец развелся с ней, потому что она стала христианкой), которые вынуждены руководить своими семьями, потому что их оставили мужья. Господу не безызвестны подобные ситуации, однако Его идеал состоит в том, чтобы мужчина брал на себя ответственность руководить своей женой и детьми, а жена охотно подчинялась его смиренному руководству. Очевидно, что бросать свою семью – это неправильно, но не менее трагично, когда другие мужчины злоупотребляют своим руководящим положением, будь то пастырь над стадом (1 Петра 5:1-3) или муж над своей семьей (Еф. 5:25). Какими бы разрушительными ни выглядели подобные неудачи, они по-прежнему не являются для нас причиной отказываться от Божьих стандартов в этой области. Человеческая мудрость, противоречащая Божьему замыслу, в конечном итоге всегда терпит неудачу и выглядит глупой (Притчи 21:30).

Я принимаю комплементарную точку зрения по следующим шести причинам:

(1) Священное Писание ограничивает служение старейшин мужским полом – только мужчины могут быть «одной жены муж» (1 Тим. 3:2). Кроме того, в оригинальном греческом тексте 1 Тим. 3:2-6 используются прилагательные только мужского рода для описания людей, которые должны руководить. Более того, Иисус избрал в качестве апостолов только мужчин, чтобы именно они основали и руководили церковью (Мф. 10:1-4; Лк. 6:12-16; Еф. 2:20), а также стандартом для руководства Израилем, синагогой и церковью всегда были мужчины.[3]

(2) Послание к Галатам 3:28 неверно истолковано эгалитарианами. Контекст показывает, что текст учит равенству в спасении, а не равенству ролей.

(3) Когда возникает вопрос относительно того, кто может руководить и проповедовать в церкви, Библия ограничивает это только лицами мужского пола (1 Тим. 2:12; 1 Кор. 14: 34-35).

(4) Вопреки основному убеждению эгалитариан в том, что в семье нет иерархии, Библия учит, что «муж является главой жены, как Христос является главой церкви» и что «как церковь подчиняется Христу, так и жены должны во всем подчиняться своим мужьям» (Еф. 5: 23-24). Иерархия, хотя и равность в ценности, видна в отношениях в Троице и утверждается как факт между мужчинами и женщинами в 1 Коринфянам 11:3: «что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог».

(5) Многие отрицают главенство мужчин в семье и церкви, потому что в Ефесянам 5:21 сказано: «Повинуйтесь друг другу в страхе Божьем». Но правильное понимание текста учитывает контекст; в идущих сразу же за этим стихах говорится, кто и кому должен подчиняться: жены своим мужьям (Еф 5:22), дети своим родителям (Еф 6:1) и рабы/работники своим хозяевам/начальникам (Еф. 6:5). Принимать Ефесянам 5:21 как общую заповедь всем подчиняться всем прочим, противоречит не только контексту, но и здравому смыслу; очевидно, что родители не должны подчиняться своим детям, а начальство – своим работникам.

(6) Согласно 1 Тим. 2:12 и 1 Кор. 14:34-35, на протяжении почти 2000 лет жизни церкви она была едина в том, что лидерство и служение поучения были очевидной и ясной ролью мужчин. Только когда общество стало чрезмерно углубляться в философию «просвещения» (которая поклоняется своему собственному «я» и т.н.«равноправию»), церковь сочла возможным отойти от буквального понимания 1 Тим. 2:12 и 1 Кор. 14: 34-35. Хотя данное историческое соображение не является определяющим фактором (поскольку Библия есть единственным авторитетом определения воли Божьей), оно поучительно и также поддерживает комплементарную точку зрения.

Современное общество часто с пренебрежением относится к женщине, которая занята только дома, тратя все свое время и энергию на помощь своему мужу, воспитание детей и заботу о доме. Мир постоянно прославляет женщин, которые оставляют свой дом, чтобы следовать своим личным желаниям и искать собственной славы или самоудовлетворения. Тем не менее, Слово побуждает пожилых женщин учить «молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Титу 2:4-5). В книге Притчей 14:1 сказано: “Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.” Что может быть лучше для сатаны, в стремлении помочь женщинам разрушить их собственные дома, чем заставить их не подчиняться или игнорировать конкретные указания Бога для самих женщин? Мир (а иногда и их собственное сердце) говорит женщинам, что они могут быть счастливы, только если будут реализовывать свои мечты и развивать свой потенциал в мире в поисках собственного признания и самореализации. Однако истинное удовлетворение можно найти не в эгоистичном стремлении к тому, чего хотим мы, а в послушном стремлении к тому, чего хочет Бог. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мат. 16:25).

Иисус также сказал, что величайший из вас будет всем рабом (Мат. 23:11). Христос дал женщинам (с их множеством ролей служения в доме) лучшую возможность пожинать плоды! Я убежден, что многие смиренные служащие женщины и жены (вполне возможно, моя дорогая Эйми) получат большую награду, чем я и другие руководители церкви, за свои многочисленные добрые дела, совершенные втайне. Их смиренное служение остается незамеченным для большинства, но Всевышний видит и считает каждое действие. Я лично очень благодарен дорогим женщинам, живущим среди нас (мой любимый человек на этой планете – женщина, моя жена!). Я благодарен за их дары, которые Бог желает, чтобы они использовали для Его славы. И все же думать, что изменение замысла Бога приведет к большему количеству благословений или лучшему образу жизни, – это глупость, потому что “Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу” (Притчи 21:30). Проблема не в способностях или таланте. Дело скорее в том, как мы можем повиноваться Господу и угождать ему И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными” (2 Кор 5:9).

 

[1] Если принцип основан на творении, либо на природе Божества, его следует интерпретировать как транскультурный и нормативный, –если контекст или последующее откровение не ограничивают его применение или аудиторию. Подробнее о том, как понять, что в Священном Писании является нормативным или применимым для всех верующих всех времен, см. Статью Дж. Робертсона МакКуилкина «Проблемы нормативности в Священном Писании: культурные стихи навсегда», в Герменевтика, Непогрешимость и Библия, ред., Ерл Радмахер и Роберт Преус [Zondervan, Grand Rapids: 1984], 219-247).

[2] Покоряются не только жены. Все христиане должны подчиняться правительству (Рим. 13: 1; 1 Пет. 2: 13-14), своим начальникам на работе (Еф. 6: 5; 1 Пет. 2:18), руководству церкви (Евр. 13:17), и Богу (Ис. 45:9; Пс. 40:8; Мф. 6:10; Иак. 4:7; Фил. 2:10-11).

[3] Некоторым людям нравится указывать на то, что Дебора была судьей в Израиле, полагая, что это доказывает, что в Израиле была женщина-лидер. Однако это фактически доказывает обратное, ибо руководство ее происходило в то время, когда «каждый делал то, что ему казалось справедливым», а результатом был Божий суд и всевозможные бедствия (Суд. 19-20; 21:25). Даже сама Девора, кажется, указывает, что она хотела, чтобы Варак возглавил битву против Сисары и ханаанских войск, сказав: «Я непременно пойду с тобой. Но путь, по которому вы идете, не приведет к вашей славе, потому что Господь предаст Сисару в руки женщины» (Судей 4:9). Подразумевается, что Варак, как мужчина, должен был возглавить битву, и поскольку он не сделал бы этого без Деворы, она говорит, что ему будет стыдно, как если бы женщина нанесла последний удар Сисаре – проткнула ему голову колом (Судей 4:21). 

Другие отмечают тот факт, что и Прискилла, и Акила отвели Аполлоса «в сторону и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26), пытаясь показать, что женщины могут учить мужчин. Тем не менее, те, кто приводит данный пример, похоже, упускают из виду важный момент, а именно, что это частное обучение мужчины (здесь задействовано 3 человека), а не пример того, как женщина учит мужчин (во множественном числе) публично в церкви. Я не знаю ни одного последователя комплиментарного взгляда, который сказал бы, что Библия запрещает женщинам обучать другого мужчину наедине (например, две пары собираются вместе, и ни одна из жен не может сказать что-либо, истолкованное как обучение, потому что в группе присутствуют мужчины). Библия ограничивает публичное поучение мужчин женщинами “а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии”(1 Тим. 2:12).

Читайте наш блог: