Многие люди распознают хорошую проповедь на слух, однако если спросить у них о критериях, которые они используют, чтобы оценить ту или иную проповедь – ответы будут разными. Для проповедников – это вопрос первой важности.
На основании Писания (а также своего личного опыта), я предлагаю дать следующее определение хорошей проповеди: хорошая проповедь звучит тогда, когда «муж Божий, под водительством Духа Божьего, проповедует Слово Божье, для славы Божьей, для того чтобы слушатели преображались в образ Божий». Мне кажется, каждое утверждение в этом определении заслуживает объяснения.
«Муж Божий»
Первым утверждением в моём определении является то, что Бог использует «Мужа Божьего» для того, чтобы провозглашать Его Слово. Буквальное значение этой фразы, к сожалению, теряет свой смысл для тех, кто не желает подчиняться авторитету Священного Писания, тем не менее, Библия отводит роль проповедника в церкви мужчинам (1 Тим. 2:12; 1 Кор. 14:34-35).
Тот факт, что этот мужчина должен быть благочестивым является настолько же очевидным, насколько и важным. Давая описание служителю церкви, Писание сосредоточивается на характере человека, а не на его знаниях или навыках. Хотя знания и навыки немаловажны, перечень требований, предъявляемых к служителю, преимущественно, касается его характера (1 Тим. 3:2-7; Титу 1:5-9). Роберт Мюррей Макчейн сказал об этом так: «Бог благословляет не столько великие таланты, сколько великое подобие Богу».
Нравственный авторитет и способность влиять на других людей с кафедры и за её пределами, основаны на характере человека, его святости и его опыте хождения с Богом. Без этих составляющих любые гомилитические, экзегетические и богословие способности теряют свою значимость. К примеру, пастор, который не имеет формального образования, но предан Божьему Слову и чья жизнь отражает характер его Господа, будет иметь значительно больший успех в проповеди, чем более одаренный и образованный человек, не имеющий подобной любви и преданности Богу. Проповедником стоит задаться вопросом: чем я больше озабочен, приобретением знаний или «пребыванием в Лозе»?
«Под водительством Духа Святого»
Имея фундаментом благочестивый характер, хорошая проповедь является результатом пребывания «под водительством Духа Святого». Как что-то духовное может быть произведено без участия Святого Духа? Можно ли изготовить настоящий апельсиновый сок без апельсинов? Так и духовный плод не может появиться без Духа Святого. Без Его участия наша проповедь была бы, в лучшем случае, верхом человеческих усилий – подобно тому, что предлагают своим аудиториям мотивационные спикеры или харизматические лжеучители. Да упасет нас Бог от такой проповеди! Несмотря на то, что человеческая мудрость может давать временный, поверхностный результат и популярность, она не будет способствовать подлинным и долгосрочным переменам во славу Божью. Изменения в жизни наших слушателей для славы Божьей могут произойти лишь в результате действия Святого Духа. Если бы из вашего служения и проповеди забрать действие Святого Духа, будет ли заметна разница?
Как мы можем быть водимы или исполнены Духом (Еф. 5:18)? Колоссянам 3:16 говорит «Слово Христово да вселяется в вас обильно». Результатом этого должно быть исповедание, покаяние, поклонение, и познание и любовь к Господу, которая наполняет нашу жизнь и переливается в проповедь. Доказательством таких отношений с Богом является плод, который Он производит в нас (Гал. 5:22-25). Заметен ли плод Духа в нашей повседневной жизни?
«Проповедует Слово Божье»
Третья фраза «проповедует Слово» является настолько же важной, как и предыдущие две. Основанием хорошей проповеди всегда является Слово Божье. «Проповедуй Слово» (2 Тим. 4:2) значит проповедовать не себя, не нашу мудрость, но Его Слово. Греческое слово, переведенное в этом стихе как «проповедуй» (κήρυξον) означает «возвещать, провозглашать публично, проповедовать». Форма существительного (κῆρυξ) описывала глашатая, который верно служил доверявшему ему господину. Одной из его обязанностей было провозглашать слово царя или государя народу. Это делалось на базарах, праздниках, спортивных соревнований и других общественных мероприятиях. Но, где бы это не происходило, задача глашатая сводилась к следующему: ясно провозглашать весть царя, ничего не добавляя и убавляя. Мы должны «проповедовать Слово». Слово преображает и изменяет сердца людей, когда мы подчиняемся Его богодухновенным Писаниям.
Проповедь Слова Божьего должна включать в себя, как минимум, два момента: объяснение и применение. Это два акцента отличают проповедь от околобиблейской беседы, лекции, или подстрочного комментария с экзегетическими замечаниями. Околобиблейская беседа, как правило, ободряет сердце и касается определенного духовного вопроса, но лишена подробного объяснения смысла библейского отрывка. Лекция же, преподносимая в форме проповеди, может содержать подробное объяснение, но преподноситься сухо и без внимания к применению. Проповедь в форме подстрочного комментария с экзегетическими замечаниями не является хорошей проповедью, потому что она лишена применения библейских истин пастором для своей аудитории. В этом свете стоит обратить внимание на Кол. 1:18: «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе». Нашей задачей является «проповедовать Его», «научая всякой премудрости» – то есть, объяснение, а о применении сказано фразой «вразумляя всякого человека» и «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе».
«Для славы Божьей»
Целью каждого христианина является делать всё во славу Божью (1 Кор. 10:31). Очевидно, что это должно быть целью каждой проповеди. Как сказал Иоанн Креститель, «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Когда мы проповедуем, средоточие должно быть не на нас: не на нашем умении, оригинальности плана, впечатляющей экзегетике, ораторских способностях и знании оригинальных языков, или восторге слушателей от наших слов. Если мы сделали всё как нужно, внимание будет сосредоточено на Боге, то есть на том, что Он сказал и на том, что Он желает от нас. Когда вы закончите проповедь, вы должны хотеть услышать не «вот это проповедник!», но «вот это Бог!» О чём мы больше переживаем, что люди подумают о нас, или что они узнают о Боге?
«Для того, чтобы слушатели преображались в образ Божий»
Писание повелевает нам: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Действенным средством обновления нашего разума является Слово Божье (Евр. 4:12). Целью нашей проповеди должно быть преображение в Его образ (2 Кор. 3:18). Только слушать и понимать Слово Божье недостаточно. Конечной целью должно быть изменение сердца. Мы должны быть «исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иакова 1:22). Сам Иисус сказал, что нашей задачей является делать учеников, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:20). Бог может использовать нас в этом, когда «муж Божий, под водительством Духа Божьего, проповедует Слово Божье, для славы Божьей, для того чтобы слушатели преображались в образ Божий».
Молитва:
«Господи, помоги мне желать Тебя, а не просто выполнять работу для Тебя. Помоги мне жить так, как я проповедую – в быту, в семье, и наедине. Я хочу любить тебя и проповедовать так, чтобы это проистекало из моих отношений с Тобой. Господи, помоги мне жить исполненным Духом, ненавидеть грех, любить Тебя и быть водимым Твоим Словом. Прошу Тебя, помоги мне проповедовать так, чтобы люди увидели, каков Ты, мой удивительный Бог. Аминь».