fbpx

«надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» 1Тим. 3:7

В последние годы мы слышим всё больше о скандальных историях, связанных с деятельностью известных пасторов. На прошлой неделе в СМИ и социальных сетях бурно обсуждался репортаж разоблачающий самопровозглашенного апостола Владимира Мунтяна, печально известного пастора киевской церкви «Возрождение», по его словам самую большую в Европе.[1] Этот репортаж, показанный на национальном канале называет его «апостолом греха» и предупреждает родителей убрать детей от экранов телевизоров из-за глубины раскрываемого порока.

К сожалению, скандалы в жизни известных служителей бросают тень не только на честных пасторов, но и на саму церковь и её Главу, Иисуса Христа. Именно по этой причине важно обратить внимание на последнее требование к пастору церкви представленное в 1 Тим. 3:1-7. Читая пасторские послания, нельзя не обратить внимание на то, что многие наставления, данные Тимофею и Титу, напрямую связаны с разрушительной и аморальной деятельностью лжеучителей, узурпировавших руководящие должности в церкви (например, 1 Тим. 1:4; 1:19-20; 6:4-5; 2 Тим. 2:16; 3:5-6). Противостать им должны были верные делегаты апостола Павла.

            Список требований для потенциального служителя церкви завершает вопрос о репутации перед внешним миром. Важно заметить, что список Павла начинается и заканчивается с глагола δεῖ «должен». Во втором стихе список начинается с требования «должен быть непорочен», а в седьмом заканчивается: «должен иметь хорошее свидетельство от внешних». Таким образом, этот литературный прием, называемый обрамление, указывает на то, что соответствие этим стандартам во всех сферах жизни кандидата на служение не является простым пожеланием или рекомендацией, но абсолютной необходимостью.

Кто такие «внешние»? В Синодальном тексте сделан достаточно аккуратный перевод наречия τῶν ἔξωθεν, которое означает: «тот, кто не включен в группу, находится за пределами».[2] То есть указывает на категорию людей, которые не являются частью церкви, формально находятся вне ее. В эту категорию могут входить неверующие родственники, приближенные к церкви люди, соседи, коллеги. Это вызывает вопрос: неужели действительно важно, что думают люди, которые не имеют отношения к церкви? Как мы должны понимать это требование во свете предупреждений Христа и самого Павла, что всякий желающий жить благочестивой жизнью будет гоним (Иоан. 15:20; 2 Тим. 3:12)? Если, согласно Писанию, церковь – это инородное в мире тело, стоит ли служителю искать одобрения со стороны внешних?

Очевидно, что Павел не призывает служителей искать расположения неверующих любой ценой и в ущерб библейским принципам. Сам апостол в своем служении никогда не стремился угодить людям (Гал. 1:10; 1 Фес. 2:4). Следующая фраза помогает нам понять, что он имеет в виду ставя перед кандидатом на пасторское служение данное условие.

Павел добавляет: «доброе свидетельство», что указывает на важность хорошей репутации христианина. Глагол «иметь» – глагол состояния, указывает на постоянное качество кандидата. Это не что-то временное, единичное, но характеризует весь образ жизни. Неверующие люди нередко пристально наблюдают за жизнью служителей, нередко чтобы уличить их в каком-то прегрешении, чтобы разрушить их свидетельство и, как им кажется, евангельскую истину (1 Петр. 2:11-12). Поскольку пастор в популярном представлении олицетворяет поместную церковь (не зря ведь говорят, каков поп, таков и приход), на нём лежит особая ответственность за хорошую репутацию. Отсюда предупреждение в Иакова 3:1-2. Таким образом, жизнь служителя должна быть украшением исповедуемому им Евангелию. Он не должен подавать повода, для ищущих повода, глядя на нечестный или беспорядочный образ жизни, хулить Христа или Его церковь. Вероятнее всего подобные нарекания со стороны внешних имели место как в Ефесе, так и на Крите, где упомянутая аморальность лжеучителей создавала ужасную репутацию для церкви (1 Тим. 6:1; Тит. 2:5).

Новый Завет содержит много текстов с призывом избегать нареканий от внешних. Коринфянам Павел пишет: «не подавайте соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни церкви Божьей» (1 Кор. 10:32). Колоссянам говорит: «со внешними обходитесь благоразумно» (Кол. 4:5). В Фессалоникийцам мы читаем: «чтобы вы поступали благоразумно пред внешними» (1 Фес. 4:12). Очевидно, что «нарекание»[3] противоположно по значению «доброму свидетельству». Ведь все христиане призваны быть светом для этого мира (Матф. 5:14).

Как Христос, так и Павел оставили нам примеры верного и самопожертвенного служения (Ин. 13:14-15; 1 Кор. 9:27). Пример пастора очень важен для всей общины. Из этого следует, что церкви необходимо внимательно исследовать жизнь кандидата на пасторство за пределами общины. Без этого избежать назначения двуличного человека, того, который живет одной жизнью в церкви, а дома или на работе – другой, будет невозможно.

Как и в предыдущем стихе непросто понять фразу «сеть дьявольскую». Здесь используется «субъектный родительный падеж»[4], что значит сети, расставленные сатаной. Существительное παγίς переведенное как «сеть», может означать любую неожиданную опасность, ловушку, капкан.[5] Автор не объясняет, о каких именно сетях он говорит, но самым естественным значением следует считать ограничивающее, спутывающее влияние, которое будет производить сатана в жизни такого человека. Наглядно, это можно представить следующим образом. Такой пастор, имея негативную репутацию в обществе, и желая скрыть это от церкви, будет заниматься разными ухищрениями и интригами и в самой церкви. Такое положение вещей, как сеть, расставленная дьяволом, будет спутывать и ограничивать его служение, нанося вред самой церкви. Таким образом вместо того, чтобы быть инструментом в руках Бога, он будет средством в руках дьявола.

Подведем итог нашим размышлениям. Церковь должна очень тщательно и осторожно подходить к выбору служителей и не допустить лицемеров, которые будут порочить Божью семью. «Общество часто уважало “благородные идеалы христианского характера”, но всегда осуждало лицемерие в церкви, особенно в её руководителях».[6] Кроме того, каждый христианин, а особенно пастор церкви, призван Богом быть хорошим примером для людей как в церкви, так и в мире. К сожалению, мы должны признаться – такая проблема существует. Говоря откровенно, мы сами склонны вести себя по-разному в том или ином окружении. Я заметил за собой то, что могу легче выйти из себя в присутствии моих домашних, но больше контролирую себя, когда нахожусь в церкви. Для того, чтобы исполнить наставление Павла в этом отрывке мы должны следовать следующим библейским инструкциям:

  • Важно уделить время тому, чтобы изучить круг жизни кандидата и собрать необходимую информацию о его христианском свидетельстве и влиянии на окружение, которое не принадлежит к церкви.
  • Не позволяйте себе думать, что Господство Христа не распространяется на всю вашу жизнь, включая каждую ее часть (Рим. 6).
  • Не позволяйте себе думать, что Вы можете скрывать какую-то сферу вашей жизни от Бога (Пс. 138).
  • Учитесь жить с постоянным осознанием Божьего присутствия (Матф. 28:19)
  • Облачитесь во всеоружие Божие (Ефес. 6:11-18).
  • Напоминайте себе Евангелие (1 Кор. 15:1-8).
  • Исповедуйте грехи в вашей ежедневной молитве (1 Иоан. 1:7-9).
  • Ищите поддержки и подотчётности у зрелых христиан (Иак. 5:16).

 

А самое главное ищите удовольствие в ваших отношениях со Христом и старайтесь всегда поступать по Духу для славы Божьей!

[1] https://www.youtube.com/watch?v=1C6Gx4Pnroc (9 июня 2020).

[2] BDAG, 355.

[3] ὀνειδισμός в Новом Завете встречается 5 раз и описывает злословия, поношения, поругания, которые были в жизни Иисуса Христа (Рим. 15:3; Евр. 13:3) и его последователей (Евр. 10:33).

[4] Роджерс, 759.

[5] Неожиданный захват под контроль враждебной силой, ловушка, капкан (BDAG, 747).

[6] Mounce, 183.

Читайте наш блог: