fbpx

Выбор отрывка для будущей проповеди: главенство текста Писания

Выбор отрывка для будущей проповеди: главенство текста Писания

Однажды молодой начинающий проповедник Чарльз Сперджен испытывая мучения при поиске подходящего текста для будущих проповедей поинтересовался у своего деда, который уже целых пятьдесят лет совершал проповедническое служение: «Трудно ли тебе было выбрать нужный текст для проповеди?». Выслушав такой вопрос, тот откровенно признался: «По сравнению с самой проповедью, это было самым трудным».[i] Для деда Сперджена трудность заключалась вовсе не в том, что было мало текстов, а в том, что их было слишком много, и он часто «мучился, какой из них выбрать».[ii]

Трудность выбора самого подходящего текста Писания для будущей проповеди в определенной мере парадоксальна. Ведь Библия – это богодухновенная сокровищница Божьей истины, которая никогда не иссякнет и не потеряет свой живительный потенциал. Ибо: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Исходя из этого, каждый пастор церкви, подобно Тимофею, должен в любое время, в любом месте, при любых обстоятельствах «проповедоватьСлово» (2 Тим. 4:2-3), и подобно Титу, всегда говорить «то, что сообразно с здравым учением» (Титу 2:1). Если у проповедника нет подходящей темы для проповеди, то проблема не в Писании, а в несовершенстве проповедника как проповедника. Служитель слова должен обладать умением выбирать нужный отрывок Писания, который составит основу его проповеди[iii] обращаясь к написанному Божьему Слову подобно тому, как доктор в попечении о своих пациентах обращается с полным набором инструментов, препаратов и всех лекарственных средств, которые предоставлены в арсенал его работы. Именно из определенного текста – библейского отрывка, взятого за основу проповеди, – проповеднику необходимо черпать истины, которые он будет возвещать.[iv] Но, какой отрывок выбрать?

Главенство текста Писания при выборе отрывка для каждой проповеди – это основополагающий фундаментальный принцип в процессе выбора самых подходящих библейских отрывков (и тем) для проповеди. Он не отменяет необходимости проповедника жить жизнью «человека Божьего»,[v] ходить в Духе, пребывать в Божьем Слове и молитвенном общении с Богом, подражать Христу, развивать пасторскую мудрость, любовь и проницательность во взаимодействии со своей церковной общиной.[vi]

Когда мы подходим к вопросу выбора отрывка Писания для будущей проповеди, принцип главенства текста Писания предусматривает наличие по крайней мере трех сопутствующих аспектов, которые основываются на главенстве Писания подобно тому, как дом зиждиться на своем фундаменте.

  1. Субъективный аспект.[vii] Будучи «субъектом» проповеди, являясь неотъемлемой составляющей процесса ее подготовки, пастора-проповедника в некотором смысле можно назвать связующим звеном между написанным Словом (тем что сказал Бог в Писании) и слушателями, которые наполняют поместную церковь (теми, кто находятся в собрании). Его непосредственная ответственность заключается в том, чтобы, смотря чрез призму Писания на себя, на свою паству, на обстоятельства и потребности людей, видеть, какие тексты Писания необходимо разъяснить и применить в первую очередь. При этом, особо важными являются его личное взаимодействие с Божьим Словом и Божьим народом. Он, как «Добрый Пастырь» должен вести свою паству на приготовленные Богом пажити Его Слова и давать именно ту пищу, которая больше всего необходима слушателям. У проповедника никогда не будет недостатка в темах проповеди и необходимых для этого текстах если он ежедневно близко общается с Божьим Словом и постоянно взаимодействует с Божьим народом.
  2. Ситуативный аспект. Иногда, выбор отрывка и темы проповеди сам-собой вытекает из особых обстоятельств, через которые проходит поместная церковь. Во-первых, в церкви или в обществе, в котором находиться церковь, могут возникнуть особые непредвиденные проблемы или обстоятельства, на которые необходимо безотлагательно посмотреть через Писание (внутри-церковные: угроза лжеучений и ереси, внезапно возникшие разногласия, необходимость утешения скорбящим и т.д.; внешне-церковные: громкие происшествия, трагедии, эпидемии, внешние угрозы и т.п.). Во-вторых, при течении обычной церковной жизни, обязательно будет возникать необходимость проповедовать на свадьбах и похоронах, на рукоположении служителей или при благословении миссионеров, при благословении детей или праздновании юбилеев церкви. В-третьих, необходимость приурочивать проповеди к самым важным христианским праздникам и совершениям церковных установлений (Рождеству, Воскресению, совершению Господней Вечери, водному крещению, Дню благодарения) относит проповедника к ряду определенных текстов Писания на которые он должен будет ежегодно готовить проповедь. Браян Чапелл с присущим ему юмором замечает: «Если на Пасху пастор и словом не обмолвиться о воскресении Христа, это обстоятельство будет для прихожан не менее загадочным, чем пустая гробница».[viii]
  3. Объективный аспект. Этот аспект является ключевым для принципа главенства текста и предполагает систематическую последовательную серию проповедей по отдельным книгам Библии. Принимая во внимание определенную роль и необходимость субъективного и ситуативного аспектов, объективней аспект выбора отрывков является квинтэссенцией экспозиции Писания и метода экспозиционной проповеди. При правильном подходе, верном толковании и мудром отношении к Слову, проповедь по целым книгам Библии глава за главой, абзац за абзацем, стих за стихом, слово за словом, обеспечит пастора-проповедника и всю поместную церковь темами для будущих проповедей на многие годы вперед. При этом, это защитит самого проповедника от потенциально возможных склонностей к предвзятости, личным предпочтениям или шаблонности. В то же время, это предоставляет церкви благословенную возможность в долговременной перспективе, не избегая никаких сложных тем и вопросов, изучать Писание и видеть прекрасный калейдоскоп всей воли Божьей (ср. Дея. 20:27). Пастор, вместе со своей церковью, имеет благодатную возможность изучать разные книги Библии. Например, на утренних воскресных собраниях отрывок за отрывком проходить по Ев. от Иоанна, на вечерних воскресных собраниях изучать послание Павла к Римлянам, а на собрании среди недели проходить книгу Бытие или Второзаконие. По мере продвижения вперед служитель Слова будет переходить со своей церковью на новые темы и на другие библейские книги.

 

[i] Чарльз Сперджен, Лекции моим студентам, пер. с англ. Н. Ф. Полторацкая (Санкт-Петербург: Библия для всех, 1998), 95.

[ii] Там же.

[iii] Браян Чапелл, Проповедь в центре которой Христос, пер. с англ. (Одесса: Тюльпан, 2007), 72.

[iv] Там же, 71.

[v] Для всех, кто прислушивается к рекомендациям в ссылках, рекомендую прочитать на эту тему очень хороший раздел написанный Джоном Мак-Артуром, «Человек Божий и разъяснительная проповедь», в книге Возращение к разъяснительной проповеди (Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001), 84-98.

[vi] Джон Мак-Артур, «Дух Божий и разъяснительная проповедь», в Возращение к разъяснительной проповеди (Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001), 99-110.

[vii] В данном случае этот аспект выражает позитивный, а не негативный оттенок значения. Подразумевается не предвзятость или поверхностное отношение, а отношение, которое присуще личности (субъекту) проповедника.

[viii] Чапелл, 87.

Читайте наш блог: