fbpx

Ветхозаветный «Урок» экспозиционной проповеди согласно Моисею

Deuteronomy

Когда современные проповедники и слушатели проповеди впервые знакомятся с термином «Экспозиционная проповедь» им наверняка кажется, что данный метод проповедования был изобретен совсем недавно, лет так двадцать или тридцать тому назад в среде американских проповедников, которые напрямую связаны со служением пастора Джона Мак-Артура. Но, Джон Мак-Артур не был первым из тех проповедников, кто начал применять экспозиционный (разъяснительный) метод при провозглашении написанного Слова. Более того, первопроходцами этого метода были даже не Мартин Ллойд-Джонс, Чарльз Сперджен, Джон Кальвин или Иоанн Златоуст. Возможно, вы удивитесь, но самым первым проповедником, который использовал «экспозиционный метод» был Моисей – вождь и посредник Израильского народа.

Изучая книгу Второзаконие, прежде чем перейти непосредственно к последовательному разъяснению отрывок за отрывком, полезно ближе познакомиться с гомилетической практикой Моисея, чтобы вынести полезные уроки для современных проповедников и показать, что экспозиционный метод проповеди – это самый древний из всех известных гомилетических методов.

Рассматривая книгу Второзаконие, метод экспозиционной проповеди Моисея можно описать всего лишь одним предложением:

Благочестивый проповедник последовательно разъясняет написанное Божье Слово используя четкий план, акцентируя внимание на главных богословских темах и практически применяя Слово к новым обстоятельствам жизни нового поколения

Давайте по порядку рассмотрим каждую отдельную часть этого определения:

  1. Благочестивый проповедник. Имя Моисея предваряет все то, что он излагает в книге: «Вот слова, которые говорил Моисей…» (1:1). Слова проповеди Моисея связаны с личностью Моисея, то есть с тем, кем он есть перед Богом. Он неразрывно связан с тем, что Он проповедует. Из контекста Пятикнижия нам известно об особо близких взаимоотношениях Моисея с Господом. Господь избрал и призвал Моисея (Исх. 2-3 гл.), Он оснастил его для служения (Исх. 4:1-17), дисциплинировал его (Исх. 4:24-26), говорил «лицом к лицу» (Исх. 33:11), а также явил ему славу свою (Исх. 33:18-23). Все это является основой его благочестивой жизни, а благочестивая жизнь является основой его проповеднического служения.[i] «Слова, которые говорил Моисей» (Вт. 1:1) имеют вес перед его слушателями потому, что «масса» этих слов основывается на преданности Господу и Его словам. Прежде чем говорить другим, проповедуемые «слова» завладели его сердцем. Его экспозиция Божьего Слова была живой потому, что Моисей жил в близких взаимоотношениях с Господом. Он сам живет Словом, которое проповедует другим.
  2. Последовательно разъясняет написанное Слово. В 1:5 говориться: «…начал Моисей изъяснять закон этот…». Глагол «изъяснять» означает «раскрывать значение, делать более доступным, понятным». По-другому: «делать экспозицию». Это является основанием для того, чтобы считать Моисея одним из первых проповедников «разъяснительной» (экспозиционной) проповеди. Его разъяснение не ограничивалось лишь одной единственной проповедью. Моисей проповедует серию трех последовательных проповедей (1:1-4:43; 4:44-28:68; 29:1-30:20) на основании ранее сказанного и записанного Слова в четырех предыдущих книгах (Бытие-Числа). Но почему он не мог использовать «краткость – сестру таланта» и сказать все самое важное за пятнадцать или двадцать минут? Почему была необходимость в серии проповедей? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости двух реальностей. Первая реальность – реальность величия истины Божьего Слова. Ни одна проповедь не может вместить и раскрыть всей полноты Писания. Вторая реальность – реальность человеческой слабости. Человеческая слабость (слушанья, восприятия, понимания, запоминания и т.д.) требует постоянства и повторения. Поэтому, принцип серии проповедей – это эффективный метод для преодоления этой слабости. Постоянное последовательное слушанье Слова производит послушание Слову.
  3. Используя четкий план. Одной из важных особенностей книги Второзаконие является то, что она имеет структуру ближневосточного договорного документа.[ii] Это ничто иное как четко-продуманный план. Данный план открывает уникальный замысел Моисея, чтобы свое проповедническое преподнесение «разложить по полочкам» в уме слушателей. Мы должны расценивать это, как продуманный гомилетический прием, выбранный для максимально эффективного достижения внимания слушателями и читателями книги. Структурированная речь дает возможность для более эффективного восприятия и максимально эффективного запоминания. План книги Второзаконие, составленный по принципу ближневосточных договорных документов, обращал внимание Израиля к ответственности в заветных взаимоотношениях с Господом. Этот план выглядит следующим образом:

(1) Преамбула (1:1-5) описывающая обстоятельства, при которых Царь знакомит своих подданных с текстом договора.

(2) Исторический пролог (1:6-4:40) описывающий прежние отношения между двумя договаривающимися сторонами.

(3) Общие условия договора (5:1-11:32) где излагаются основные принципы ожидаемого поведения, составляющего суть договорных отношений.

(4) Конкретные условия (12:1-26:19) где излагаются толкования и разъяснения общих условий, обычно в применении к реальным ситуациям и с уточнением всех необходимых требований.

(5) Благословения и проклятия (27:1-28:68) где излагаются последствия верного соблюдения условий договора и тех последствий, которые неминуемо последуют после его нарушения.

(6) Засвидетельствование (30:19; 31:19; 32:1-43) посредством живых людей или некие объекты, к которым можно апеллировать для подтверждения легитимности институтов договора и обязательств, взятых на себя сторонами. В то время как в языческих соглашениях их боги призывались быть свидетелями, для народа Израильского, свидетелями завета должны были стать горы, небеса и земля. 

Принцип структурированной вести (т.е. использование последовательного плана) был благословением для Моисея как проповедника. Он был его «дорожной картой» проповедь, который показывал последовательный динамический маршрут и предохранял от повторений и пустых слов. Четкий план был также благословением для его слушателей так как он раскладывал все по полочкам в их уме, содействуя более ясному пониманию и запоминанию проповедуемых истин.

  1. Акцентируя внимание на главных богословских темах. Проповедуя экспозиционно Моисей учил Израиль богословию. Последовательно разъясняя Божье Слово, облекая проповеди в четкий гомилетический план, Моисей желал вести своих слушателей «на глубину» богословских истин, чтобы они понимали и всегда помнили самое главное из сказанного. Они должны были ясно понимать четыре самые важные богословские истины:

(1) Господь (ЯХВЭ) – Единый истинный Бог: (4:35; 32:39); Он есть Господом Завета (6:4). Он есть Искупитель (1:30-31; 6:21-23; 26:6-9), Защитник (2:21-22, 30-31; 7:1-2, 20-24) и Судья (7:13-16; 11:14-15; 30:3-9). Он благодатный (5:10; 7:9, 12), любящий (1:31; 7:7-8:13), праведный (4:8; 10:17-18), милостивый (4:31; 13:17), всемогущий (4:34, 37; 6:21-22), святой (5:11), славный (5:24-26), верный (7:9, 12) и истинный (32:4). Но при этом Он проявляет гнев (1:37; 3:26; 9:18-20) и ревность (4:24; 13:2-10; 29:20).

(2) Израиль – избранный Господом народ: Должен отображать Его характер на земле среди других народов (26:16-19; ср. Исх. 19:4-6). Живя среди народов Израиль должен во всем являть себя принадлежащим Господу (27:9) и благочестиво влиять на окружающий мир (9:26, 29; 21:8; 26:15; 32:9, 36, 43).

(3) Обетованная Земля – дарованное Господом место: Эта земля была демонстрацией верности Господнего обещания их отцам (4:37-38; 9:4-6), была полна Божьих благословений (6:3; 8:7-10; 11:9; 26:9, 15; 27:3; 31:20) при послушании Господу (4:40; 6:3, 18; 12:25, 28; 22:7), но, если Израиль изберет отступничество, эта же земля будет забрана у них (4:26; 28:32, 63-66) и будет свидетельством против них.

(4) Завет с Господом – основание взаимоотношений с Ним: Завет является узами связи Израиля с его Господом. Инициатором Завета является Сам Господь. Он возлюбил и избрал этот народ предложив народу уникальные взаимоотношения. Это избрание основывается на самом Господе и произошло не потому, что Израиль был праведным (7:7-8). Верность Завету приводит к всесторонним благословениям (28:1-14), неверность Завету приведет к проклятиям (28:15-68). При этом, ключевым действенным принципом сохранения верности Господу в узах Завета является любовь к Господу (Втор. 6:5).[iii]

  1. Практически применяя Слово к новым обстоятельствам жизни. Благочестивый проповедник последовательно разъясняет Божье Слово, используя четкий план и акцентируя внимание на главных богословских темах призывая своих слушателей к практическому благочестию (послушанию). Важно заметить, что Моисей проповедует новому поколению Израиля, которое будет жить на новом месте при новых обстоятельствах. Глядя вперед на жизнь людей в Обетованной Земле, Моисей касается всех сфер практической жизни Израиля начиная от его поклонения Господу (5:6-15), заканчивая частными случаями из практической семейной жизни (24:1-5). Книга Второзаконие настолько практическая и применима, что практическое применение, практические уроки, выводы и призывы встречаются на каждом шагу (4:1-3; 5:1, 6-21; 6:6-9; 7:24-26; 8:10-14; 10:12-16; 11:18-25). Поэтому, книгу по праву можно назвать «конституцией» духовно-этической жизни Израиля (12-26 гл.). Это является важным уроком для проповедников Слова. Практическое применение, выведенное из Божьего Слова, должно быть всегда на своем месте. Применение должно быть «блаженной тенью» экспозиции Писания на которое светят лучи света Божьей истины. Экспозиционная проповедь не может быть «экспозиционной» без провозглашения практического применения выведенного из текста Писания. Как в свое время сказал Чарльз Сперджен: «Там где начинается практическое применение, там начинается проповедь».[iv]

______________________

[i]Почему важно видеть Моисея в роли проповедника? Дело в том, за 40 лет до написания Книги, он наотрез отказался быть публичным оратором, мотивируя это дефектами своей устной речи (Исх. 4:10), после чего Господь назначил красноречивого Аарона быть публичным декламатором Моисеевых речей (Исх. 4:14-15). Но Господь всё-таки сделал из Моисея публичного проповедника. Целых 40 лет, Он готовил Моисея к проповедованию. Создав безысходные обстоятельства, когда было крайне необходимо наставлять народ, а Аарона уже не было в живых (Чис. 20:23-29), Господь, подвел 120-ти летнего Моисея к переломному моменту его жизни, когда он вынужден был проповедовать лично сам потому, что никакого другого варианта уже не было.

[ii]Peter C. Craigie, The Book of Deuteronomy, NICOT, 38-44.

[iii]Michael A. Grisanti, “Deuteronomy,” Expositor’s Bible Commentary, 8-9.

[iv]Joel R. Beeke, Reformed Preaching (Wheaton, Ill.: Crossway, 2018), 31.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print