fbpx

Верность Господа на фоне неверности Израиля: умножение и благословение народа

Верность Господа на фоне неверности Израиля: умножение и благословение народа

 

ТЕКСТ:

Вт. 1:8-14

9 И я сказал вам в то время: не могу один водить вас;

10 Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные;

11 Господь, Бог отцов ваших, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам:

12 как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши?

13 изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими.

14 Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ:

  • «в то время» (1:9а)– Фраза служит временным маркером указывая на период, когда Израиль (предыдущее неверное поколение) находился возле горы Синай спустя примерно год после исхода. Необходимо заметить, что данной фразой Моисей начинает и оканчивает вступительную часть обращения (ср. 1:16); этот оборот речи встречается в книге неоднократно (2:34; 3: 4, 8, 12, 18, 21, 23; 4:14; 9:20; 10: 1, 8) как бы проводя временную черту между «тогда и теперь». В главах 1–11 фраза обычно вводит отступление от главной темы, материал, который не продвигает повествование, но служит поучительной цели.
  • «водить вас… носить тяготы ваши» (1:9б, 12а)– Хотя Синодальный перевод предлагает разные глаголы, в еврейском тексте «водить…носить» происходят от одного и того же глагола наса, кот. озн. «поднимать, брать, носить».[i]В данном случае, слово подчеркивает многократно возросшую тяжесть исполнения обязанностей лидера в народе. Не исключено, евр. наса, Моисей использует как термин из пасторской практики, когда пастух овец должен был различными способами заботиться о большом стаде, водить, и, если нужно, даже носить слабых и раненых. Господь исполнил обещание и умножил народ (см. Быт. 15:5) на фоне того, что сам по себе народ был недостоин этого (1:12).
  • «Господь, Бог ваш, размножил вас» (1:10а) – Порода Хифильевр. глагола «размножил» указывает на каузативноедействие Господа (т.е. приведение к действию или состоянию), что подчеркивает Его непосредственную причастность к результату умножения народа (Он заставил/побудил произвести это действие) в то время, как сам народ был непосредственным исполнителем процесса размножения. Хотя люди «плодились и размножались» (ср. Быт. 1:28), однако именно Господь Своим содействием привел к такому состоянию, когда Израильский народ за относительно короткое время очень сильно размножился.
  • «и вот» (1:10б) – Эмфатическая фраза, которая в евр. эмоционально звучит как «Вот! Посмотрите!». Во время устного обращения к народу, используя эту фразу, Моисей призывал Израиль посмотреть вокруг себя чтобы увидеть большое количество людей своего народа, а затем вспомнить обетование Господа Аврааму (ср. Быт. 15:5) и увидеть, что оно начало сбываться.
  • «да умножит» (1:11а) – В евр. звучит как йосеф«да прибавит; да увеличит; да продолжит (совершать)».[ii]Именно это слово в свое время выбрала Рахиль чтобы дать имя сыну Иосифу, после рождения которого, она хотела еще детей, сказав: «Господь даст мне другого сына» (Быт. 30:24). Как и предыдущий евр. глагол «размножать» в 1:10а, глагол «умножать» стоит в породе Хифиль(см. объяснение выше).
  • (1:11б) «да благословит»– Глагол в породе Пиель«благословлять» выражает фактитивноезначение, т.е. в таком значении подлежащее вводит объект (логическое дополнение) в состояние или положение, описываемое соответствующим глаголом, в данном случае в состояние благословения.[iii]Таким образом, это звучит не просто как пожелание, но как уверенное заявление: «Господь Бог отцов ваших… приведет вас в состояние благословения». Божье благословение – это благословенное состояние.
  • (1:13)«изберите»– Глагол императив (повелительное наклонение) в породе Кальбуквально озн. «дайте», «предоставьте».[iv]Очевидно, речь идет не о некой процедуре выборов, а о том, что в каждом из 12-колен люди должны предоставить уже известных им людей для помощи Моисею в лидерстве на основании выдвинутых им требований («мудрых, разумных, испытанных»).

РАЗЪЯСНЕНИЕ:

Демонстрируя новому поколению Израиля верность Господа в прошедшей истории, Моисей прибегает к довольно важному «богословскому» шагу. На основании того, что уже изложено в его первой книге Битые 12:1-3 он показывает, как Господь Бог Израиля исполняет Свой безусловный Завет, который Он столетия назад заключил с Авраамом:

И сказал Господь Аврааму: “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.”

Структура повествования отрывка Вт. 1:8-14 построена вокруг трех компонентов Завета с Авраамом, которые являются доказательствами верности Господа Аврааму и его потомству: (1) земля, (2) народ и (2) благословение. Демонстрация верности Господа Завету с Авраамом на фоне демонстрации неверности Завету прежнего поколения, должна была послужить мощным мотивом для нового поколения Израиля быть верными Господу в возобновленном Моисеевом Завете. При этом, следует подчеркнуть, что демонстрация неверности Израиля «вплетена» в демонстрацию верности Господа.

Демонстрируя верность Господа в заветных взаимоотношениях, Моисей, в начале своего первого обращения, делает 3-риуказания,которые должны побудить новое поколение Израиля быть верными в восстановленном Завете с Господом, всегда помня о Его силе и о своих человеческих слабостях. 

  1. Моисей указывает на ЗЕМЛЮ: (1:8)

Верность Господа: Тогда 38 лет назад Господь фактически начал исполнять Свое обещание Аврааму (см. Быт. 15:8). Подведя Израиль, после 40 летнего исхода из Египта к пределам Обетованной Земли, Господь заявил о том, что Он «дает»ему эту землю. Поэтому народу необходимо было проявить верность и получить то, что уже по праву принадлежит ему. (См. объяснение в статье предыдущего блога).

Слабость и неверность народа: Наряду с верностью Господа, Моисей «вплетает» повествование о слабости и неверности Израиля, который выйдя из Египта не стремился войти в Землю, обещанную Господом, поэтому Господь призывал народ: «Полно вам жить на горе этой! Обратитесь, отправьтесь в путь…» (1:6-7; ср. 1:26-27).

  1. Моисей указывает на ПОТОМСТВО: (1:9-10)

Верность Господа: Факт умножения народа выглядит убедительно на фоне прошлой истории. Господь обещал престарелому Авраму наследника, когда у него в недетородном возрасте не было детей: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если можешь счесть их. И сказал ему: Столько будет у тебя потомков» (Быт. 15:5). Теперь, спустя столетия, Моисей констатирует факт исполнения Господнего Слова призывая народ посмотреть на это удивительное чудо: «Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот вы ныне многочисленны, как звезды небесные» (1:10). Согласно исследованиям Д-ра Майкла Грисанти, количество Израильского народа при Исходе из Египта составляло примерно от 2.5 до 3.5 миллиона человек.[v]

Слабость МоисеяПо мере того, как проявлялась сила Божьей верности Завету с Авраамом и увеличивалась популяция потомков Авраама (Израиля), Моисей чувствовал свою слабость и недостаток сил. Фактически, здесь мы видим, как Божье благословение обнажает недостатки и человеческую слабость даже самого способного, образованного и духовно одаренного лидера – Моисея. Но при мудром подходе, слабость Моисея не останавливает его, а мотивирует к двум важным ранениям: (1) Разделить ответственность с другими«мудрыми, разумными и испытанными»мужами (1:13). (2) Почувствовать и признать Божью заботу, Который носил весь народ «как человек носит сына своего, на всем пути» (1:31), тогда как Моисей не мог один «носить» народ (1:9).

Неверность народа: Три слова описывают духовное состояние народа, которое открывалось в их взаимоотношениях друг с другом: «Как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши?» (1:12). Неверность во взаимоотношениях с другими людьми (в горизонтальных отношениях) являются признаком неверности во взаимоотношениях с Господом (в вертикальных отношениях). Немного позже Господь ставит Свой неутешительный диагноз неверному народу называя людей «злым родом» (1:35).

  1. Моисей призывает БАЛАГОСЛОВЕНИЕ: (1:11-14)

Верность Господа: Отчетливо осознавая, что Господь начал исполнять Свой Завет данный Аврааму в отношении земли и потомства, Моисей понимает, что обязательным должно быть и благословение. А так как, Бог обещал обетование благословения для Израиля, и обетование благословения для тех, кто благословляет Израиль, Моисей с радостью выражает благословение народу: «Господь, Бог отцов ваших, до умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам» (1:11).

Мудрость Моисея: Призывая благословения на потомков Авраама, Моисей понимает, что это принесет ему двойное благословение. Во-первых, благословение причастника народа; он благословляет народ Израильский являясь частью этого народа. Таим образом его благословение нисходит также и на него самого. Во-вторых, благословение человека, благословляющего народ; если Моисей благословляет потомков Авраама, то он тем самым, согласно Божьему обетованию (см. Быт. 12:3)становиться объектом особенного благословения Господнего.

[i]Whitaker, R., Brown, F., Driver, S. R. andC. A.Briggs,The Abridged Brown-Driver-Briggs Hebrew-English Lexicon of the Old Testament, Logos edition (Boston; New York: Houghton, Mifflin and Company), n.p.

[ii]William L. Holladay, A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament (Grand Rapids: William B Eerdmans, 1988), 137.

[iii]Уилльям Д . Бэррик И рвин A. Бузениц, «Начальная грамматика древнееврейского языка», классные заметки, пер. на русский язык Прокопенко А., Раугас А., 2009 Редакция Прокопенко А., 2012, 128.

[iv]BDB.

[v]Michael Grisanti, “Exegesis the Book of Deuteronomy,” class notes.

Читайте наш блог: