fbpx

Верность Господа на фоне неверности Израиля: Обетованная Земля

Deuteronomy

1:6-8

Прежде чем приступить к разъяснению Закона и провозглашению условий

восстанавливаемого Завета (5:1-26:15), Моисей, будучи талантливым экспозитором Божьих Слов, излагает обзор самых важных исторических событий которые произошли с Израилем за последние 38 лет (1:6-4:43).[i] Для нового поколения эта прошедшая история является неоспоримым свидетельством верности Господа Израилю на фоне неверности их отцов. Большая часть исторического пролога (1:6-3:29) неразрывно связана с конкретными географическими местами. Это показывает, что библейская география интегрирована в библейскую историю. Слушая (позже, читая) исторический пролог Израиль должен ясно понимать, что обладание Божьими благословениями, равно как и владение Обетованной Землей – это не заслуга их праведности, не унаследованное достояние от отцов, но проявление огромной верности Господа Своим обетованиям. Таким образом, обзор прошлой истории должен был смирить их сердца при взгляде на самих себя (антропология) и еще более возвысить их взгляд на красоту и величие Господа (теология).

ТЕКСТ:

6 Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: „полно вам жить на горе сей!

7 обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата;

8 вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их”.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ФРАЗЫ:

  • (1:6) «Господь Бог наш» — Данное словосочетание, наряду со словами «Господь Бог», часто встречается в Книге и во всем Ветхом Завете. Оно указывает на причастность народа к Господу (обладание Господом) на основании того, что Господь обладает Израилем (причастен Израилю). Этим Моисей подчеркивает особые взаимоотношения народа с их Богом. Господь – это самая большая «ценность» Израиля. Он несравнимо ценнее Обетованной Земли и какого-либо подаваемого Им земного блага. Израиль должен отчетливо понимать это прежде вхождения в долгожданные пределы Ханаана.
  • (1:6) «Хорив» — Евр. слово хорев озн. «незаселенный, пустынный». Раньше Моисей называет эту гору «Синай» (от аккадского слова син применяемого для названия имени языческого бога луны), которое было общеизвестным в то время. По-видимому, необходимость нового названия была продиктована богословской целесообразностью, исходя из того факта что в мире нет других богов кроме Единого Бога ЯХВЭ. Кроме того, новое название горы соответствовало той особенности, что она являлась пустынным и не заселенным местом до прихода туда Израиля и после их ухода оттуда.
  • (1:7) «обратитесь, отправьтесь… пойдите» — Три глагола в форме императив (повелительная форма) призывают народ к непреложному, безотлагательному и целеустремленному действию. Первый глагол «обратитесь» (букв. «повернитесь») не только образно, но возможно и буквально призывал Израиль повернуть свое лицо (свои взоры) в отношении ранее установленного Господом маршрута (т.е. на север). После двухлетнего пребывания народа у Синая (т. е. еще 38 лет назад), Господь призывает Израиль к действию, при этом, как бы расписывая им детальный пошаговый план для их послушания. Необходимо было повернуть свои взоры в нужном направлении, сорваться с места и начать идти к установленной Господом цели твердо уповая на Его водительство.
  • (1:8а) «вот, Я даю вам землю сию» — Буквально «Смотрите, я поместил перед вами эту землю». Данное выражение указывает на то, что Господь повелевает Израилю идти в то место, которое Он Сам назначил. Их вход в Ханаан – это не вынужденная случайность, но премудро задуманный Господом план. Этот край изначально был предназначен Господом для Израиля. Бог приготовил указанное место специально для них. Земля Обетованная – это одна из ключевых богословских тем многовековой истории народа Израильского. Она одновременно является Божественным даром Израилю, единственной территорией для благословенной жизни Израиля и свидетелем-катализатором уровня послушания Израиля Господу.
  • (1:8б) «пойдите, возьмите» — Два глагола в форме императив, (букв. с евр. «идите и овладейте») призывают к последующим действиям (после трех императивов в 1:6) и указывают на то, что вопрос владения Землей уже решен у Господа. Нужно проявить послушание Господу и вступить в законное владение тем, что уже даровано Им для их владения. Но, чтобы получить то что Господь уже определил им необходимо было проявить акт веры – пойти и овладеть. Истинная вера всегда предусматривает три компонента: (1) полную уверенность; (2) доверие; (3) верность.

ОБЪЯСНЕНИЕ:

«Обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите…вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю…». Еще тогда, 38 лет назад, Господь повелел Израилю без промедления повернуться, отправиться, пойти, войти и завладеть Обетованной Землей. Ведь, они вышли под предводительством Моисея не для того чтобы остановиться на пол пути, а чтобы войти в назначенное Господом место. При этом, от них ожидалось только то, что они приложат усилия к получению земли, которая уже была «дана» Господом. Фактически, это звучало как: «Все уже решено, пойди и возьми то что уже принадлежит тебе!». Это, само собой предполагало Божье активное содействие. С человеческой точки зрения все должно было произойти, как в примере с Юлием Цезарем: Veni, vidi, vici, лат. «пришёл, увидел, победил».[ii] Послушание Господу гарантировало 100% победу Израиля над народами населявшими Ханаан.

Важно заметить, что пределы Обетованной Земли, согласно Господнему обещанию, были намного больше, чем размеры пределов Израиля в самые могущественные периоды правления царей Давида и Соломона. Определив дать Израилю «гору аморреев» (относиться к центральной части Ханаана) и все предельные территории (1:7), Бог установил пределы территории Израиля до самого Ливана «и даже до реки великой, реки Евфрата» (1:7-8). Согласно Божьему обетованию данному Аврааму в Бытие 15:18, будущая территория евреев должна была простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата». В нынешнее время размеры современного Израиля в десятки раз меньше тех пределов, которые обещал Господь.

На первой карте желтым и оранжевым цветами обозначены пределы владений Израиля времен самых влиятельных царств Давида и Соломона. Красным цветом обозначены пределы территории, которой завладел Израиль сразу после входа на территорию Ханаана под руководством Иисуса Навина.

На второй карте (современное расположение стран) красная жирная линия обозначает пределы Земли Обетованной, которую Господь обещал дать потомкам Авраама (Быт. 15:18). Эти пределы полностью соответствуют тому, что сказано во Второзаконии 1:7 –  «Обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места, и на южный край, и к берегам моря, в землю Ханаанскую, и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата».

Сопоставляя обещанные пределы Земли с фактическими пределами обладания Израиля во все предыдущие времена, возникает естественный вопрос: «Почему Израиль до сего времени так и не расширил свои пределы до обещанных Господом?». На это есть только один ответ: по причине своей неверности Господу. Размер пределов Израиля – это индикатор уровня послушания Израиля Богу.

Хотя Израиль никогда еще не владел всей обещанной Господом Землей, все же, в эсхатологическом будущем, во время грядущего 1000-летнего Мессианского Царства Христа, верный Господь исполнит свое обетование и пределы Обетованной Земли будут простираться так, как Бог обещал Аврааму в Бытие 15:18 (Иез. 36:24-38; 47:13:23; см. Ис. 35:1-10; Иез. 11:17-20; 34:24-31; 36:7-15).

____________________________________

[i] Следует заметить ту особенность, что в исторический пролог Кн. Второзаконие не включено описание двух первых лет после Исхода. Почему? Очевидно потому, что события этого времени описываются со Второй по Четвертую книги Моисея (Исход-Числа).

[ii] Высказывание Юлия Цезаря, которое, как сообщает Плутарх в своих «Изречениях царей и полководцев», Цезарь произнес в 47 году до н.э. тем самым уведомляя своего друга Аминция в Риме о победе, быстро одержанной им при Зеле над Фарнаком, сыном Митридата. По сообщению Светония, надпись с этим выражением несли перед Цезарем во время его триумфального шествия в Риме. Этим Цезарь отмечал не события войны, как обычно, а быстроту ее завершения.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print