fbpx

Верность Господа на фоне неверности Израиля: избрание судей-надзирателей

Deuteronomy

Втор. 1:15-18

15И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.

16И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

17не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.

18И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать.

 

Призывая народ к безоговорочному послушанию Господу, Моисей, вместе с экспозицией Божьего Слова, делает экспозицию недавно прошедшей 40-летней истории Израиля, демонстрируя верность их Господа и неверность их родителей, мотивируя их тем самым к взаимной верности при жизни в пределах Обетованной Земли. Хотя неверие и неверность предыдущего поколения не отменили большую верность Божию, однако, это никоим образом не оправдывает грех неверностии не делает его более привлекательным в Господних глазах. Как и прежде, проявляя беспрецедентную верность Своему народу, Он ожидает ответной верности от каждого человека.

Тот факт, что Моисей через год после выхода Израиля из Египта уже не мог самостоятельно исполнять обязанности судьи, одновременно свидетельствовал о верности Господа и о порочном состоянии людей из которых состоял Израильский народ. Верность Господа проявлялась в неимоверно благословенном умножении популяции народа (1:10). Порочность Израиля проявлялась в «тягостях», «бременах»и«распрях»(1:12), которые наводняли его духовно-нравственную жизнь.

Кричащая необходимость избрания дополнительных судей-надзирателей в помощь Моисею (1:13; ср. Исх. 18:13-26), еще тогда, 38 лет назад, четко вырисовывала фон испорченного состояния сердец людей, которых Господь вывел из рабства и вел путем в Обетованную Землю, не на основании их добрых дел и заслуг, а на по Своей милости и благодати, приближая их к тому, что Он ранее пообещал дать в Своих обетованиях. Теперь, для нового поколения, это напоминание является горько-сладким уроком их «новейшей истории» из которого они должны почерпнуть важные выводы о совершенном характере Господа и о не совершенной природе человека.

Структура этой части текста разделяется на отдельные фрагменты посредством описания четырех действий Моисея, которые он предпринял во время избрания судей-надзирателей. Необходимость каждого из этих действий была продиктована «фоном неверности» предыдущего неверного поколения.

 

Первое действие Моисея: Он «взялглавных из колен» (1:15)

Решение проблем в межличностных отношениях в народе требовало духовной мудрости и жизненного опыта у тех, кто будет помогать их решать. Это само собой требовало, чтобы судьи-надзиратели, избираемые народом, были «мудрыми и испытанными».

После определенного отбора в каждом 12-ти колен, совершаемого самими людьми на основании установленных требований (1:13), глагол «взял» (евр. לָקַח«брать», «принимать») указывает на одобрениеМоисеем выбора людей. Он с уважением и почтительностью принял то, что они ему представили. Таким образом, здесь четко прослеживается идея гармонии (согласованности) в избрании между народом и Моисеем. Как мы видим, процедура избрания такого рода служителей, по Закону, предусматривала взаимную вовлеченность всего народа. Имея расположенность к неверности, они могли принимать верные решения.

Этот самый принцип, довольно ярко прослеживается в Новом Завете во время первого избрания «диаконов» в Иерусалимской церкви (см. Деяния 6:3, 6). По всему видно, при возникшей внутри-церковной проблеме, апостолы руководствовались практическим принципом, показанным в 1:13-15. Подобным образом, апостолы приняли и одобрили то решение, которое приняла церковь, тогда как возникший ропот свидетельствовал о слабостях человеческой природы.

 

Второе действие Моисея: Он «сделалих начальниками…и надзирателями» (1:15)

Еврейский глагол, который в русской синодальной Библии переведен как «сделал», дословно означает «дал» (от евр. נָתַן«давать»). Интересно заметить, что Моисей, назначая судей-надзирателей в народе, дает им то, что он принял от них. В процедуре назначения глагол «дал» также подразумевает и делегированиеполномочий и обязанностей, которые с этого времени Моисей разделял с другими верными мужами из народа (ср. Исх. 18:21-23).

При описании делегирования полномочий Моисеем, в еврейском тексте (1:15) отчетливо видны характеристики ответственностиэтих избираемых служителей, сущность который выражалась в дисциплинарной необходимости для народа.

  • Во-первых, они названы «главами»от евр. רֹאשׁ«голова» (в син. тексте слово переведено как «начальники»). Это тот самый термин, который встречается в первой части этого стиха (1:15 «взял я главных…») подразумевает обязанности лидера в определенной части народа (колена). То, что они должны были руководить, указывает на то, что народ нуждался в руководстве и подчинении.
  • Во-вторых, они названы «начальниками»от евр. שַׂר«руководитель», «начальник», командующий» (букв. звучит как сар). Интересно заметить, что от этого слова происходит этимология русского слова «царь». Они назначались над группами людей по количественному аспекту: «тысеченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками» (1:15). Это само собою свидетельствовало о разных уровнях ответственности среди «начальников»и о принципе субординации, который закладывался в эту систему. Другими словами, каждый десятиначальник естественным образом подчинялся определенному пядидесятиначальнику, пятидесятиначальник определенному стоначальнику, стоначальник определенному тысеначальнику, каждый тысяченачальник подчинялся Моисею (1:17б).
  • В-третьих, они названы «надзирателями». Евр. существительное происходит от корня евр. слова שׁטר«писать, записывать, гравировать надпись». Интересно заметить, что это могло подразумевать детали выполнения надзора над людьми, когда, надзирающие должны были записывать (фиксировать) определенную информацию о жизни и поступках людей. Другими словами, они должны были вести надзор над людьми посредством скрупулезного письменного учета.

 

Третье действие Моисея: Он «дал…повелениесудьям» (1:16-17)

Прежде всего, необходимо заметить, что «судьи»в этом стихе – это еще одно название уже упомянутой в предыдущем стихе группы помощников Моисея избираемых в каждом колене. В предыдущем стихе категории этого служения описываются посредством существительных (главы, начальники, надзиратели), а в данном стихе посредством одного глагола (букв. с евр. «судящие»), как бы собирая во едино описание самой первостепенной их обязанности.

Процесс совершения судейства предполагал обязательное исполнение определенных условий, которые можно назвать «кодексом судьи». Несомненно, этот кодекс (правила) также был практическим руководством самого Моисея при исполнении обязанностей судьи. Исполнение данных условий должно было защищать судей-надзирателей от проявления неверности во время судебных разбирательств в жизни людей, в которых происходили проблемы из-за неверности Закону и Завету.

  • Внимательно выслушивать и разбирать:«выслушивайте братьев ваших»; букв. с евр. «выслушивайте между братьями вашими». Судейское решение всегда должно предваряться внимательным выслушиванием сути дела или проблемы. Причем множественный аспект («братьев») предусматривает наличие двух разных сторон в деле или наличие свидетелей. Решение, чтобы быть верным, никогда не должно выноситься по заявлению или свидетельству лишь одного человека.
  • Принимать справедливое решение:«судите справедливо»; слово «справедливо»(евр. цедек«праведно») подразумевает идею точного взвешивания, как взвешиваются предметы на весах. Этот термин цедекявляется сам по себе иллюстрацией к незаменимости Закона, как руководства при принятии судейских решений.
  • Быть нелицеприятным:«не различайте лиц на суде»; Это означает что величие или ничтожность того, кто стоит перед судом никоим образом не должна оказывать влияние на внимательное выслушивание, разбор дела и принятие решения. Исполнение этого правила исключало любой вид симпатии (по социальному статусу, по занимаемой должности, по родственно-дружественному признаку и т.п.), который мог бы повлиять на уровень справедливости судейского решения.
  • Испытывать страх перед Богом больше чем перед людьми:«не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие». Это само за себя говорит о прямой ответственности судей перед Богом. Здесь необходимо учитывать два фактора ответственности. Первый фактор заключается в привилегии; посредством совершения праведного суда, справедливым судьей, совершается суд Божий. Таким образом, видимый судья является представителем Невидимого Судьи. Второй фактор заключается в ответственности; если судья при исполнении обязанностей не проявит Богоугодной справедливости по Закону, он сам будет иметь дело с Верховным Судьей.
  • Прибегать за помощью к высшему авторитету:«а дело, которое для вас трудно, доводите до меня»; плачевные последствия непослушания Закону могли привести к особо трудным происшествиям или сильно запутанным проблемам, решение которых, из-за их сложности будет находиться вне опыта и компетенции того или иного судьи. На помощь этому должна была прийти Богоугодная субординация меньшего служителя – старшему служителю. Причем, и сам Моисей не был последней инстанцией. Испытывая слабости при решении серьезных вопросов, он обращался за помощью к Самому Господу (ср. Исх. 18:19, 22, 26). Позже, когда не станет Моисея, эту роль должны взять на себя священники (Вт. 17:8-10).

 

Четвертое действие Моисея: Он «дал я вам повеленияобо всем, что надлежит вам делать» (1:18)

Во время избрания и назначения судей на служение повеления были даны не только им одним. Моисей использовал эту возможность также, чтобы напомнить всему обществу Израильскому об их обязанностях перед Господом, согласно Закону.

Важно заметить, что там, где в Син. пер. стоит фраза «обо всем», в еврейском тексте используется то слово, которое предваряет всю книгу в 1:1: т.е. «слова». Таким образом буквальный перевод с евр. звучит так: «и дал я повеление вам в то время обо всех тех словах, которые нужноисполнять». Таким образом, упомянутое повеление касалось всех слов, т.е. Закона, которые нужно исполнять в повседневной жизни. Исполнение Закона должно было привести к верности Завету с Господом. Однако, Моисей говорит об этом в 1:15-18 как о наставлении для предыдущего поколения, которое не прислушалось к указанному призыву. Теперь, новое поколение Израиля призывается к тому, чтобы былая неверность их отцов никогда не повторилась.

Употребляя личное местоимение «вам», говоря о предыдущем поколении, Моисей подразумевает, что новое поколение является равнозначным причастником совершенных им действий в прошлом и что у них есть возможность, приняв уроки их новейшей истории, начать все с «чистого листа».

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print