fbpx

Притчи Иисуса Христа: введение

Вы когда-нибудь задумывались почему Иисус говорил притчами? Невозможно не согласиться с тем, что наглядные примеры и красочные образы, используемые в притчах Иисуса Христа, описывают простые и понятные первоначальной аудитории ситуации из древней сельскохозяйственной практики, свадебных обычаев, отношений господ и рабов, и т. п. Иисус был умелым рассказчиком и Его истории были полны ярких символов и неожиданных развязок. Весьма распространенным ответом на этот вопрос является то, что Господь хотел проиллюстрировать ту или иную истину, сделать её более ясной и доступной для своих слушателей.

На самом же деле наш Господь учил народ притчами с совершенно противоположной целью. Когда ученики спросили у Него почему Он учил притчами, вот что сказал Иисус: «для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:11, 13). Притчи Иисуса Христа были проявлением суда за неверие слушателей, от которых таким образом истина была сокрыта. В то время как символизм притч должен был стать преградой для понимания тех, кто отвергал Христа и противостоял ему, ученики Иисуса могут извлечь из них важные духовные уроки для своей жизни. Однако эта задача не так уж проста для современных читателей, особенно ввиду непонимания литературных особенностей жанра, а также недостаточного знакомства с древней культурой.

Притча – это аналогия, в которой реалии повседневной жизни сравниваются с духовными истинами. В каждой притче есть один главный урок, и этим она отличается от аллегории. Аллегория, в отличии от притчи, имеет несколько уровней символизма – каждый персонаж, событие, действие символизирует что-то другое. В притче же второстепенные детали имеют значение в той мере, в какой они подкрепляют и усиливают центральную мысль.[1] Поэтому толковать притчу как аллегорию и расшифровать все её детали было бы ошибкой. Хрестоматийным примером этого является толкование притчи о добром самарянине, когда каждой мелочи придается богословское значение: человек – это Адам; Иерусалим – небесный град; Иерихон – луна, символизирующая нашу бренность; разбойники – дьявол с его ангелами, лишающие человека бессмертия и побоями склоняющие его к греху; священник и левит – священство и служение Ветхого Завета; добрый самарянин – Христос; перевязывание ран – сдерживание греха; елей и вино – утешение надежды и призыв к действию; осел – воплощение; гостиница – церковь; следующий день – время после воскресения Христа; хозяин гостиницы – апостол Павел, а два динария – две заповеди любви или обетования нынешней и грядущей жизни.[2] Этот ли смысл вкладывал в притчу Иисус? Не думаю.

Главный урок этой притчи в том, что любящие Бога должны любить и ближнего, проявляя заботу и жертвенность в том, чтобы восполнить его нужды и оказать ему помощь. Это очевидно даже для детей в воскресной школе. Однако благодаря знакомству с древней культурой, подробности этой притчи приобретают больше выразительности. Взаимоотношения иудеев с самарянами, роль священников и левитов, географические детали – всё это усиливает риторический эффект и побуждает к действию. Последнее весьма важно, притчи побуждают нас к определенным действиям. Лишь понять значение сказанного недостаточно, мы должны идти и делать так же.

Итак, на протяжении следующих месяцев мы будем рассматривать притчи Иисуса Христа, пытаясь понять не только их смысл, но также их применение. В этом нам помогут следующие вопросы:

  1. В ответ на какой вопрос или какую проблему Иисус рассказывает эту притчу? 
  2. Исследуйте контекст отрывка.  Содержит ли он ключи к толкованию? 
  3. Определите ключевые слова (то есть, правильное понимание которых влияет на толкование). Каково их значение? 
  4. Определите культурно-исторические элементы текста. Каково значение? 
  5. Какие детали текста следует понимать фигурально?  
  6. Присутствует ли здесь кульминационная фраза, шоковый элемент или полная перестановка? 
  7. Какой главный урок притчи?   
  8. Как эта притча раскрывает тайны Царства Небесного и/или характер и служение Иисуса Христа? 
  9. К чему побуждает слушателей/читателей эта притча?

Ответы на эти вопросы помогут правильно понимать притчи Иисуса Христа как тем, кто читает Евангелия в первый раз, так и опытным толкователям Библии.

[1] Крейг Бломберг, Интерпретация притчей (Москва: ББИ, 2005), 29.

[2] Августин, «Вопросы на Евангелие», 2.19; цитируется по Клайн Снодграсс, Притчи Иисуса (С.-Пб.: Мирт, 2014), 24.

Если у вас возникли вопросы или комментарии, вы можете оставить их под соответствующим постингом в социальных сетях, или связаться с нами отправив сообщение на сайте www.pastor.org.ua.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print