fbpx

“Единый источник духовных даров”

Дорогие читатели, в этом блоге мы продолжим размышление о духовных дарах. Вашему вниманию предлагается следующий отрывок из 1Коринфянам 12:4-6. В этом тексте говорится о том, что Источником духовных даров является Триединый Бог: Отец, Сын и Дух Святой. Мы помним, что одной из главных проблем коринфской церкви были разделения (ср. 1Кор. 1:11-13) и ап. Павел был сильно обеспокоен таким ходом вещей. Учитывая это, он пишет данное послание, чтобы решить данную проблему. Коринфяне должны были понять, что все духовные дары, за которые они так держались, должны вести не к разделениям, а к единству в церкви. Он заостряет их внимание на Едином источнике даров – на Боге, Который не разделился Сам в Себе.

Прежде всего, апостол указывает на Духа Святого, как на Подателя даров. В 4-м стихе он пишет «Дары различны, но Дух один и тот же». Павел говорит, что существует различное распределение дарований. Букв. «есть различия дарований» (Διαιρέσεις δὲ χαρισμάτων εἰσίν). Здесь подчеркивается множественность даров и различная степень одаренности человека. Кто-то более одарен, кто-то менее. Даже два человека, обладая одним и тем же духовным даром, могут его по-разному проявлять. Например, дар благовестника. Один может обращаться с проповедью к большим группам людей, а другой, имеющий такой же дар благовестника, может проповедовать «с глазу на глаз». Но как один, так и другой – оба обладают даром благовестника.

Используя слово «дары» («χαρισμάτων»), от которого происходит слово «благодать», Павел хочет подчеркнуть идею незаслуженности дара (12:18, 24б, 28). Другими словами, каждый верующий получает дары Духа не заслуженно и безвозмездно. В роли Дарителя выступает Бог-Дух Святой: «но Дух один и тот же» (ср. 12:11). Ранее Павел уже упоминал об особом служении Святого Духа в откровении Евангелия (ср. 1Кор. 2:10-14). Теперь же, он делает акцент на том, что Дух Святой является также и непосредственным Распределителем даров (12:11).

Интересно также отметить, что Павел здесь противопоставляет две фразы: «Дары различны» и «один Дух», давая понять, что множественность даров не вступает в конфликт с единством церкви, а единообразие не является гарантией единства. Напротив, различие даров и различная степень одаренности исходят из Единого Источника – Духа Святого и это должно приводить к единству верующих.

В 5-м стихе Павел указывает на Вторую Личность Троицы – на Бога-Сына. Он пишет: «и служения различны, а Господь один и тот же». Здесь используется слово «διακονιῶν» (мн. ч), что подчеркивает аспект служения, и того, как мы можем послужить брату или сестре. Существительное Господь (κύριος) в данном послании почти всегда относится к Иисусу Христу (ср.1:2-3,7-10,31; 2:8,16; 3:5; 4:4-5,17,19; 5:4-5; 6:11,13-14,17; 7:10,12,17,22,25,32,34-35,39; 8:6; 9:1-2,5,14; 10:21-22,26-28; 11:23,26-27,29,32; 12:3; 14:37; 15:31,47,57-58;16:7,10,19,22-23). На этом основании мы относим его к Личности Бога-Сына. Коринфяне должны были знать, что Иисус Христос не разделился Сам в Себе (ср. 1Кор. 1:13 – «Разве разделился Христос?»). Таким образом, дары Духа предназначены для служения ближнему, а не для самовосхваления и самоутверждения.

И, наконец, в 6-м стихе ап. Павел упоминает Бога-Отца. Теперь он употребляет слово «действия». Павел пишет: «и действия различны, а Бог один и тот же». Слово «действия» (ἐνεργημάτων) может подразумевать либо результат, к которому приводят дары Духа, либо элемент сверхъестественности. Нет сомнений в том, что дары Духа имеют сверхъестественный характер, так как исходят от Бога. В дарах проявляется божественная сила, о чем ап. Павел скажет в 9-м стихе: «иному чудотворения…».

Таким образом, ап. Павел учит, что Триединый Бог участвует в раздаче даров верующим людям (ст. 4 – «Дух»; ст. 5 – «Господь»; ст. 6 – «Бог»). Дух Святой – это непосредственный Податель даров. Также и Христос, Который назван Господом, занимает место Господина даров. То есть, дары раздаются под Господством Христа. В этом процессе задействован и Бог-Отец. Все Три Лица вовлечены в этот труд. Несмотря на то, что даров множество, источник все же один – Триединый Бог. Опираясь на этот дополнительный аспект духовных даров, Павел хотел, чтобы Коринфяне знали, что несмотря на то, что существует много даров, у них есть только Один Источник – единый Бог. Поэтому, приводя этот богословский аргумент, Павел закладывает основание для правильного понимания использования даров Духа Святого в церкви – все они должны служить единству и благополучию церкви (ср. 1:11-13; 3:4-7, 16-17; 10:24, 33-11:1; ср. Рим. 14:19).

 

 

Читайте наш блог: