fbpx

Притча о заблудшей овце, потерянной драхме и блудном сыне. Часть 1

В продолжение серии постингов о притчах Иисуса Христа давайте обратимся к притче о заблудшей овце, потерянной драхме и блудном сыне, записанной в Евангелии от Луки 15. Возможно, вы удивитесь тому, что я называю это одной притчей, а не тремя разными притчами, но здесь полезно вспомнить вопросы, о которых необходимо помнить при толковании притчей Иисуса, обозначенные в первом постинге нашей серии:

 

  • В ответ на какой вопрос или какую проблему Иисус рассказывает эту притчу?
  • Исследуйте контекст отрывка. Содержит ли он ключи к толкованию?
  • Определите ключевые слова (то есть, правильное понимание которых влияет на толкование). Каково их значение?
  • Определите культурно-исторические элементы текста. Каково их значение?
  • Какие детали текста следует понимать фигурально? 
  • Присутствует ли здесь кульминационная фраза, шоковый элемент или полная перестановка?
  • Какой главный урок притчи?  
  • Как эта притча раскрывает тайны Царства Небесного и/или характер и служение Иисуса Христа?
  • К чему побуждает слушателей/читателей эта притча?

 

Притчи Иисуса Христа, как правило, были ответом на заданный Ему вопрос или реакцией на определенную ситуацию. При толковании каждой притчи мы должны внимательно изучить контекст, чтобы разобраться в том, что стало причиной для её рассказа Иисусом. Кроме того, важное значение имеют не только обстоятельства, но и адресаты слов Господа. Иногда Он говорил притчами со слушающим Его народом, иногда со Своими учениками, а иногда рассказывал притчу фарисеям и книжникам. В зависимости от того, кого мы представляем себе на месте слушателей Христа, наше толкование может сильно изменяться. 

Итак, в начале 15-й главы мы видим, что поводом для этой притчи послужил ропот фарисеев и книжников на Христа за то, что Он принимал грешников и ел с ними. Это не первый раз, когда Лука обращает внимание своих читателей на эту причину негодования следивших за Иисусом религиозных вождей Израиля (см. Лк. 5:30). Их ропот подобен первому поколению израильтян, погибшему в пустыне (см. Исх. 15:24; 16:2, 7–8; 17:3; Чис. 11:1; 14:2, 27, 29, 36; 16:11, 41; 17:5; Втор. 1:27; 1 Кор. 10:10; Евр. 3:7–19), а их враждебность показывает отсутствие духовной проницательности (13:18-21).[1]

В ответ на недовольство фарисеев и книжников тем, что Иисус сообщается с самыми духовно нечистыми в их представлении людьми, Господь говорит им «притчу».[2] Тот факт, что Лука использует единственное число показывает нам, что мы должны воспринимать три последующие притчи как одну единицу, которая должна была открыть фарисеям то, что Бог совершает через Иисуса Христа. 

 

В следующий раз мы обратимся непосредственно к тексту и увидим, что главный урок в каждой из трёх описанных ситуаций в том, что покаяние грешников должно восприниматься с радостью и торжеством. 

 

[1] Garland, Luke, 608.

[2] Интересно заметить, что Лука использует здесь усиленную форму глагола (διεγόγγυζον; в сравнении с ἐγόγγυζον в 5:30), а также имперфект, что создает впечатление того, что такая реакция на действия Иисуса была привычной с их стороны.

Читайте наш блог: