fbpx

Евангелие Ветхого Завета. Часть шестая. Пророчество о семидесяти седминах – Божий искупительный план

Евангелие Ветхого Завета. Часть шестая. Пророчество о семидесяти седминах – Божий искупительный план

Даниила 9:24-26

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

Изучая книгу Даниила, мы видим потрясающий пример человека, которого очень сильно волновало духовное состояние его народа. Он переживал относительно будущего своего народа. Он молился за свой народ постоянно. Он исповедовал от своего имени грех всего народа (9:4-14). Он просил Божьей милости для своего народа (9:15-19).

Фоном для пророчества о семидесяти седминах служит молитва Даниила (9:20-21а). Когда Даниил продолжал пребывать в молитве, ему явился ангел Гавриил. Ранее он помог Даниилу  понять  видение об овне, козле и маленьком роге. Теперь он пришёл для того, чтобы научить Даниила разумению по поводу его молитвенных переживаний о судьбе Израиля. Ангел объяснил, что его приход связан с молитвой Даниила. Он исповедовался и просил о восстановлении народа и города. Но Бог желает открыть Даниилу нечто больше. Что именно? Искупительный план для Израиля. Когда этот план будет реализован, проблема греха Божьего народа будет решена и наступит славное Божье Царство.

Временные рамки искупительного плана (9:24а) – определены семьдесят седмин. Еврейский глагол נֶחְתַּךְвсего лишь один раз используется в Библии. Здесь он указывает на то, что «кто-то принял твёрдое решение относительно кого-то». Таким образом, ангел даёт понять, что высшей властью принят своего рода декрет относительно народа Израиля и города Иерусалима. Что это значит? У Бога есть особенный план для Израиля, который вкладывается в 490 лет.[1] Этот план обязательно будет воплощён в жизнь, так как этот план разработал и утвердил Бог. Кто может помешать Ему его осуществить?

Основные цели искупительного плана (9:24б) – решить проблему греха Израиля и установить Божье Царство. Цели выражены с помощью шести фраз, которые представляют собой Благую весть для Израиля.

Первая фраза: לְכַלֵּא הַפֶּשַׁע «чтобы завершить преступление». Слово «преступление», которое буквально можно перевести как «бунт» встречалось два раза в Даниила 8:12-13 как «нечестие». Божья цель, выраженная этой фразой – поставить точку на бунте Израиля против Бога и непослушания Его Слову (Дан. 9:5-14). Другие пророки более подробно говорят об этом (Иез. 36:24-27).

Вторая фраза: וּלַחְתֹּם חַטָּאוֹת «и чтобы запечатать грехи». Бог имеет намерение решить проблему греха Израиля раз и навсегда. Как это возможно? Есть важное пророчество, которые показывает Божью роль в решении проблемы греха Израиля (Иер. 31:33-34).

Третья фраза: וּלְכַפֵּר עָוֹן «и чтобы покрыть беззакония». Бог имеет намерение искупить, буквально «покрыть» грех Израиля. Этот термин указывает на то, что кто-то покроет, заплатит необходимую цену, чтобы праведный Бог мог простить грех Своего народа. Кто должен заплатить эту цену по плану Бога? Пророк Исаия более подробно говорит об этом (Ис. 53:3-6).

Три следующих цели имеют иную направленность. Тема греха сменяется темой вечной правды, исполнения обетований и устройством святилища. Бог имеет намерение рассеять тьму греха светом Своей правды.

Четвёртая фраза: וּלְהָבִיא צֶדֶק עֹלָמִים «и чтобы привести правду вечную». Бог имеет намерение привести вечную правду, что может иметь место только в Царстве Мессии (Ис. 11:4-9; Иер. 33:15).

Пятая фраза: וְלַחְתֹּם חָזֹון וְנָבִיא «и чтобы запечатать видение и пророк». Бог выполнит в полной мере обетования, записанные пророками Ветхого Завета. Этих обетований много. Практически каждый пророк Ветхого Завета пророчествовал о славном будущем Израиля (Ис. 2:1-4; Ис. 11 глава; Иер. 23:5-6; Иез. 40-48 главы; Дан. 2:44; 7:9-14; Ос. 14:5-9; Иоиль 3:18-21; Ам. 9:13-15; Авд. 1:21; Мих. 5:4-5а; 7:18-20; Соф. 3:19-20; Аг. 2:8-9; 2:23; Зах. 10:8-12; 12 глава; 14:8-20).

Шестая фраза: וְלִמְשֹׁחַ קֹדֶשׁ קָדָשִׁים «и чтобы помазать святое святых». Еврейская фраза «קֹדֶשׁ קָדָשִׁים» в В.З. всегда относилась к скинии или храму (Исх. 26:33-34; 29:37; 30:10; 40:10; Лев. 2:3; 7:1; 10:12; 14:13; 24:9; Чис. 4:4; 18:9-10; 3 Цар. 7:50; Езд. 2:63; Иез. 42:13; 43:12; 44:13). Бог имеет намерение восстановить храм в будущем Царстве (Зах. 14:16-17).

Если подвести итог, то можно увидеть, что выполнение этих целей тесно связано с тем, что сделает Мессия для Израиля. Он решит проблему греха и установит Царство, в котором будет Царём. Именно Иисус Христос отверженный Царь, обеспечит мир и правду в будущем Царстве, когда вернётся на землю. Тогда Иерусалим станет на земле центром поклонения истинному Богу.

Это пророчество относиться исключительно к судьбе Израиля. Этот план не для Церкви, потому что для ветхозаветных пророков она была тайной. Для Церкви у Господа есть отдельный план. Он пересекается с планом для Израиля, но он не сливается с ним и не отменяет Божьего плана для Израиля. Когда в большинстве своём Израиль отверг Царя и весть о воскресшем Царе, Бог начал работать с язычниками. Они веровали в Иисуса, и, присоединяясь к церкви, становились Божьим искупленным народом. Чуть позже храм и Иерусалим были разрушены, а народ Израиля рассеян по всем лицу земли. Но план Божий для Израиля не был закончен. Это план не был изменён. Последние семь лет этого плана ещё не были реализованы (Дан. 9:27). Только когда последняя седмина будет завершена, Израиль примет Своего некогда отверженного Царя и проблема их греха будет решена. Очищенный Израиль будет введён в Царство Мессии, которое установит возвратившийся Иисус Христос.

Важно увидеть, что в этом пророчестве провозглашается Благая весть для грешников. Бог имеет план по решению греха. Бог инициатор и совершитель искупления грешников. Это замечательная новость! В центре этого плана страдающий и отверженный Мессия Иисус Христос (Дан. 9:26). Тот, Кто был унижен и пострадал, будет необычайно возвышен (Дан. 7:14). Вот почему верующие люди с нетерпением ждут прихода Христа для установления славного Царства.

 

[1] Лучше понимать семьдесят седмин как 490 лет по следующим соображениям: 1) Бог разделил их календарь на семилетние периоды, причем каждый седьмой год был субботним годом (Лев. 25:3-9);  2) Вавилонское пленение Израиля длилось 70 лет, так как народ Израиля нарушил 70 субботних лет в течение 490 лет (Лев. 26:34-35; 2 Пар. 36:21); 3) Даниил сам мыслил категорией лет в контексте этой главы (9:1-2); 4) Сложно представить в контексте книги Даниила и дальнейшей истории Израиля, что речь идёт о 70 неделях или 70 месяцах. Поэтому единственно верно понимать 70 седмин временной период 70 раз по 7 лет, что равно 490 годам.

Читайте наш блог: