fbpx

Евангелие Ветхого Завета. Часть седьмая. Очищающий источник для Израиля (1).

Евангелие Ветхого Завета. Часть седьмая. Очищающий источник для Израиля (1).

Попадали ли вы в ситуации, когда становились очень грязными? Я попадал. Однажды после сильного дождя ехал на велосипеде и неожиданно совсем рядом промчался грузовик… Неприятное чувство. Влажной салфеткой тут не обойдёшься…

В глазах Бога каждый человек грешник, который нуждается в очищении. Но как грешник может смыть свой грех? Тринадцатая глава книги пророка Захарии помогает ответить на этот вопрос.

“В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать. И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. И каждый скажет: я не пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего. Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня.”  Зах. 13:1-6

Первый стих задаёт тон для всей главы. Бог обеспечит возможность очищения для грешного Израиля (13:1). Тема покаяния и очищения затрагивалась в предыдущей главе (12:10-14)[1] и будет продолжена в следующей (14:11). Но очищение, обеспеченное Господом, будет связано с большими переменами и величайшими потрясениями (12-14 главы).

В первом стихе присутствует два интересных слова. Первое, слово «грех» – самый распространённый термин, указывающий на греховность человека в Библии. Второе, слово «нечистота», более редкий термин, который говорит о ритуальной нечистоте, связанной с родами, месячными или другими физическими истечениями (Лев.12: 2, 5; 15:19, 33). Слово «нечистота» в некоторых контекстах указывало на идолопоклонство и аморальность (Иез. 7:19-20; 18:6; 36:17).[2]

В глазах Бога грех и нечистота нуждаются в очищении. По этой причине в законе была предусмотрена заместительная жертва (Лев. 15:28-33). Здесь пророк говорит нечто значительное. Бог откроет для своего народа «источник», который омоет их от всякого греха и нечистоты. Все, что оскверняло народ, и было препятствием в общении со святым Богом, будет смыто.[3] Тема очищения от греховной скверны уже поднималась в третьей главе, где было ясно показано, что это величайшее очищение станет возможным через Господнего Раба – Отрасль (Мессия). Именно через Него Бог изгладит грех земли в один день (Зах. 3:8-9). Похоже, что именно «этот день» величайшего очищения Захария и описывает здесь.

Мы ещё раз убеждаемся в том, что очищение грешника, это не дело рук самого грешника. Только Бог может обеспечить для грешника возможность очищения от грехов. Поэтому те люди, которые хотят измениться, усовершенствоваться, чтобы прийти к Богу ошибаются. Они на самом деле не понимают,  в каком жалком положении находятся перед святым Богом.  Бывают ситуации, когда нам достаточно одной влажной салфетки, чтобы решить вопрос чистоты. Но бывают ситуации, когда нужен целый поток чистой воды, чтобы решить вопрос чистоты. Усилия человека в вопросе чистоты перед Богом, это своего рода влажная салфетка в ситуации, где нужен поток воды. К каким результатам приведёт это величайшее очищение, изложено дальше.

Первый результат[4] –  уничтожение идолов и ложных пророков (13:2).[5] Это обязательно произойдёт. Что же намерен сделать Бог? Бог отрежет имена идолов[6] от земли Израиля и о них уже не вспомнят больше никогда. Проблема идолопоклонства очень остро стояла в Израиле на протяжении всей его истории. Божий народ часто впадал в заблуждения и отворачивался от Своего Создателя. Через верных пророков Яхве показывал всю глупость обращения к мёртвым идолом (Ис. 46:1-13). Но они постоянно наступали на эти грабли и избирали что-то видимое, но мёртвое, вместо живого, но невидимого Бога. Данное пророчество говорит о том, что Бог настолько явно заявит о Себе в тот день, что имена всех идолов исчезнут навсегда. Больше никто и никогда в вопросе поклонения не будет составлять конкуренцию истинному Богу. Бог отрежет пророков от земли Израиля. Скорее всего, имеются в виду ложные пророки. Они больше не будут обольщать людей (Мф. 24:4-5, 11), так как будут осуждены и наказаны Богом (см. Откр. 20:10). Бог удалит «дух нечистоты» от земли Израиля. Фраза «дух нечистоты» может указывать или на греховную скверну народа Израиля[7]  или на пагубное влияние ложных пророков.[8] Похоже, что в контексте главы второй вариант предпочтительнее. Ко времени второго прихода Христа отступничество, идолопоклонство, ложные пророчества достигнут своего апогея. Но всё это, будет удалено с земли раз и навсегда, могущественной рукой Бога.

Второй результат – возвышение истины Божьего Слова (13:3). Как об этом сказано? Семья осудит ложного пророка, не смотря на родственные связи. Если родители со всеми своими эмоциональными привязанностями свидетельствуют против своего ребёнка, то, несомненно, их показания должны быть правдой. Обычно члены семьи последними признают вину близкого человека. Нам свойственно защищать «своих кровных». Но если семья признаёт вину, кто может опровергнуть такие доказательства? Показания родителей подчеркивают серьезность обвинения в идолопоклонстве.[9] Здесь можно увидеть несколько практических моментов.

Во-первых, если семья готова отдать под суд родственника, это свидетельствует о торжестве истины. Когда наступит день Господень, истина станет важнее семейных уз. Что мы наблюдаем сегодня? Нечто противоположное. По причине родственных связей истина часто находиться в пренебрежении. Родители склонны защищать своего ребёнка, даже если видят его неправоту. Нам свойственно покрывать грехи своих родственников, применяя двойные стандарты. Но по Божьему закону, родители первые, кто должны видеть неправоту своих детей и принимать соответствующие меры вместо того, чтобы заниматься укрывательством и оправданием. Тоже касается и других сфер жизни. Мы должны помнить, что есть истина и она превыше семейных уз. У Бога нет лицеприятия.

Во-вторых, честь Бога будет превыше всего. Кто бы ни был человек, но если он говорил ложь именем Яхве, он не должен жить. Семья поразит ложного пророка за ложь по отношению к Яхве. В Израиле наступит время, когда авторитет Бога и Его Слова вновь будут на высочайшем уровне в обществе, потому что одна из характеристик грядущего Царства – правда.

Третий результат – унижение ложных пророков (13:4-6). Ложным пророкам станет стыдно за то, что они говорили ложь (13:4а). Здесь присутствует идея унижения. Их ложные пророчества станут причиной их унижения. Когда-то их слова звучали величественно, приносили им славу и деньги, но теперь только стыд. Почему? Когда будет явлена истина, все, кто говорил неправду, устыдятся. Ложные пророки перестанут говорить(13:4б). Понятно, что теперь, когда явлена истина, ложные пророчества никто не будет слушать. Эти люди перестанут говорить, потому что им уже не удастся никого обмануть и заработать на этом. Более того, ложные пророки будут скрывать своё прошлое (13:5). Они будут отрекаться от своего прошлого, и придумывать разные легенды относительно  своей прошлой жизни. Лучше будет назвать себя земледельцем, чем пророком. Почему? Будет очень унизительно отождествлять себя с этой некогда престижной и прибыльной профессией. Но, не смотря на эти попытки ложные пророки не смогут скрыть своё прошлое (13:6). У человека, который будет скрывать свою принадлежность к пророкам, спросят о ранах между рук. Так как раны не на руках, а между рук, то это может говорить о ранах на груди (см. 4 Цар. 9:24).[10] Учитывая контекст, видно, что лжепророкам угрожает смерть, поэтому они лгут о своём занятии, делая себя мучениками. Но о настоящем мученике речь пойдёт ниже в Захарии 13:7. Это, пожалуй, самый сложный стих для толкования в этой главе. Мы продолжим его изучение и остальной части главы в следующем блоге…

[1] Плач покаяния, когда иудеи увидят кого они пронзили, приведет к их прощению и очищению, которое описано в 13 главе (Eugene H. Merrill, An Exegetical Commentary – Haggai, Zechariah, Malachi, Minor Prophets Exegetical Commentary Series (Biblical Studies Press, 2003, 287).

[2] David J. A. Clines, ed., The Dictionary of Classical Hebrew (Sheffield, England: Sheffield Academic Press; Sheffield Phoenix Press, 1993–2011), 5:622.

[3] В В.З. было два подхода для решения проблемы грехов, которые включали моральные нарушения (убийства, незаконные сексуальные действия) или религиозные нарушения (идолопоклонство и ложные пророчества). С одной стороны, Яхве мог простить отдельного человека или группу людей по причине их покаяния. С другой стороны, закон предусматривал смертную казнь за такие преступления. Текст Захарии 12:10-14, который предшествуют 13:1, отражает как раз первый подход. Здесь Яхве даёт дух благодати и мольбы о милости, чтобы люди раскаявшись, испытали благодать Божию в прощении. Использование воды в Захарии 13:1 показывает связь с 36 главой книги пророка Иезекииля, где грех идолопоклонства, принесшего осквернение земли (36:17), очищается Яхве, через кропление чистой водой (36:25) (Mark J. Boda, The Book of Zechariah, ed. R. K. Harrison and Robert L. Hubbard Jr., The New International Commentary on the Old Testament (Grand Rapids, MI; Cambridge, U.K.: William B. Eerdmans Publishing Company, 2016), 725).

[4] Границы разделов в этой главе задаются при помощи спряжения Вэкаталь (Вав + глагол היה). Четыре раза встречается эта форма в главе (13:2, 13:3, 13:4 и 13:8). На этом основании можно выделить в этой главе четыре основных раздела, не считая фоновых вставок (13:1 и 13:7).

[5] Нужно понимать, что время перед приходом Христа будет характеризоваться большой волной разных лжепророков (Мф. 24:4-5). Вот почему так много внимания уделяется уничтожению этого явления перед началом Мессианского Царства.

[6] Слово עָצָב (ацав) в В.З. указывало на изображение, которому поклонялись (Judith M. Hadley, «עָצָב», NIDOTTE, 3:484). На первый взгляд, кажется, что это невероятно, чтобы человечество вновь вернулось к практике почитания изображений. Но книга Откровение говорит очень ясно об «образе зверя», которому большинство людей будет поклонятся в последние дни земной истории (Откр. 13:14, 15; 14:9, 11; 16:2). Упоминаются также и другие идолы, которые были объектами поклонения (Откр. 9:20), а также идолослужители, которые подвергнуться суду (Откр. 21:8; 22:15).

[7] Слово טֻמְאָה «нечистота» 36 раз используется в В.З. и довольно часто в контексте греховного осквернения народа Израиля перед святым Богом. Но эта проблема Израиля будет решена Господом. Об этом пророчествовал не только Захария, но и другие пророки (Иез. 36:17, 25, 29; Ис. 35:8). Благодать Господа стала основанием для нового завета. В Захарии 13:1 очищение от греха для народа Божьего, наряду с духовным восстановлением, повторяет многочисленные темы из 31 главы Иеремии. Общий акцент на прощении посредством божественной благодати устанавливает связь с новым заветом (George L. Klein, Zechariah, vol. 21B, The New American Commentary(Nashville, TN: B & H Publishing Group, 2008), 374).

[8] Фраза «дух нечистоты» больше нигде не встречается в Ветхом Завете. Этот дух представляет собой нечто уникальное. Нечистая природа этого «духа» возникает из богословской лжи и других греховных действий, которые лжепророки внушали своим приверженцам. Этот грех, несомненно, осквернял и самого пророка, и его последователя перед Господом (George L. Klein, Zechariah, 377). По мнению толкователя Мерила «нечистый дух» – это дух, вдохновляющий лжепророков, которые пророчествуют ложь во имя Яхве. Он позволяет им выполнять свое пагубное служение, но когда наступит время покаяния и обновления, Он изгонит их из земли (Eugene H. Merrill, An Exegetical Commentary – Haggai, Zechariah, Malachi, 288).

[9] Klein, Zechariah, 378.

[10] Не смотря на попытку скрыть своё истинное лицо, лжепророков можно будет узнать по ранам на груди. Разрезы на теле были характерны для многих религиозных практик древнего Ближнего Востока, особенно среди хананеев (3 Цар. 18:28). По этой причине Господь повелевал своим священникам отказаться от таких вещей в интересах поддержания чистой веры в Яхве (Лев. 19:28, Втор. 14:1). Цель этих ран на теле не совсем ясна, но они, по-видимому, имели какое-то отношение к тайным ритуалам, чтобы вызывать определенные действия богов (Merrill, An Exegetical Commentary – Haggai, Zechariah, Malachi, 291).

Читайте наш блог: