fbpx

Очищающий источник для Израиля

Очищающий источник для Израиля

В прошлом блоге мы начали рассматривать тринадцатую главу книги пророка Захарии. Бог откроет в Иерусалиме источник для искупления, что приведёт к значительным результатам. Первый результат, уничтожение идолов и ложных пророков (13:2). Второй результат, возвышение истины Божьего Слова (13:3). Третий результат, унижение ложных пророков (13:4-6). После описания третьего результата в главе появляется седьмой стих, который, как кажется, выпадает из общей грамматической структуры.[1] Сложно сразу понять к чему он относится. Выше шла речь о лжеучителях, теперь же совершенно неожиданно появляется новая фигура – Господний пастырь. Кто он? Почему он подвержен мечу? Когда будут иметь место эти события? Если этот стих применять к Иисусу, то, какое значение имеет слово «меч»? Христос не был поражён мечом. Он был распят на кресте (Мф. 27:26). С другой стороны, Иисус применял слова Захарии о поражённом пастыре и рассеивании овец к Себе (Мф. 26:31; Мк. 14:27). Чтобы правильно понять данный стих нужно сделать несколько наблюдений.

Первое наблюдение. Пастырем Яхве и Его ближним может быть только Мессия (Ин. 10:30; 14:9).

Второе наблюдение. В пророчествах могут быть большие временные пропуски (Ис. 61:1-2) или «хронологические рывки», от прошлого к ближайшему будущему, затем к отдалённому будущему и к настоящему (Ис. 8:22 – 9:13).

Третье наблюдение. Видно, что отношения между Господом и Пастухом свидетельствуют о совместной работе. Восстановление Божьего народа не произойдёт без вмешательства Того, Кто страдает и проливает кровь.[2]

Четвёртое наблюдение. Слово меч может указывать не столько на конкретный вид оружия, как на применение военной силы по отношению к кому-либо с целью физического поражения.

В свете этих наблюдений лучше понимать, что в  Захарии 13:7 речь идёт о страдающем Мессии Иисусе Христе. Его смерть была необходима для искупления людского рода. Но когда Он будет поражён, Бог обрушит Свой суд на Израиль, который отверг своего Царя. Таким образом, в результате поражения Пастыря, стадо также будет рассеяно.

Как же понимать фразу «простру руку Мою на маленьких»? Идиома простирания руки может использоваться как в положительном, так и в отрицательном смысле в В.З. (ср. Ис. 1:25, Ам. 1:8; Иез. 38:12). В данном контексте это выражение, кажется, используется в смысле защиты. «Маленькие» – это смиренные и кроткие, верующие в Мессию, ученики Иисуса (см. Лук. 12:32).

После вставки Захария 13:7 мы видим четвёртый результат будущего очищения Израиля…

Четвёртый результат – великие потрясения в Израиле (13:8-9).[3] Во-первых, Израиль ждёт великое поражение: части две в ней будут отрезаны, погибнут, а третья останется (13:8). Подобное было в истории Израиля по времена Иезекииля (Иез. 5:2-4, 12). Но слова Захарии имеют эсхатологическое исполнение.[4] Две третьих Израильского народа погибнут, и только одна третья оставлена в живых. Скорее всего, это произойдёт во время правления будущего антихриста, который будет по-особенному жесток к Божьему народу. Но есть и хорошие новости. Во-вторых, Израиль ждёт великое очищение (13:9а). Бог введёт третью часть Израиля в огонь страданий, где их вера пройдёт испытание подобно драгоценным металлам (см. Дан.11:35; 12:1). Бог проведёт эту часть людей через испытание, не для наказания, но для очищения, чтобы они были способны служить в Божьем Царстве. Таким образом, цель Господа в том, чтобы поместить Свой народ в страдания, чтобы проверить и подготовить их для высшей цели. Через этот очищенный остаток Господь продолжит свою искупительную работу на земле.[5] Эти духовно обновленные члены стада Господнего выйдут из огня испытаний, и их вера как возрожденных и очищенных людей будет доказана.[6] В-третьих, Израиль ждёт великое пробуждение (13:9б). Утверждение «они будут призывать Имя Мой, и я отвечу им» характеризует новые отношения между Богом и его народом. Глагол «призывать» часто используется в контексте обращения к Богу в молитве и зависимости.[7]Таким образом, перед нами пророчество о том, что третья часть Израильского народа чистосердечно обратятся к Богу. Их грех будет омыт, когда они признают в пронзённом Христе Своего Царя. Но их только что зародившаяся вера пройдёт испытания скорбью.

Итак, когда Господь откроет в Иерусалиме источник очищения, грех Израиля будет смыт. Это приведёт к следующим результатам. Во-первых, уничтожение идолов и ложных пророков (13:2). Во-вторых, возвышение истины Божьего Слова (13:3). В-третьих, унижение ложных пророков (13:4-6). В четвёртых, великие потрясения Израиля (13:8-9) целью которых будет великое очищение Божьего народа.

 

 

[1] Общую структуру главы задаёт спряжение Вэкаталь, но неожиданно появляется предложение, которое начинается с дополнения, сопровождаемое глаголом в повелительной форме.

[2] McComiskey, “Zechariah,” 1223, цитируется по George L. Klein, Zechariah, vol. 21B, The New American Commentary (Nashville, TN: B & H Publishing Group, 2008), 387.

[3] Учитывая о чём шла речь в Зах. 13:1-6, текст 13:8-9 не может относиться к временам Иисуса и последовавшей за Его смертью иудейской войне, когда очень много израильтян было истреблено. Почему? Очищения не произошло. Искоренение идолов и лжепророков не произошло. Согласно проповеди Иисуса на Елеонской горе, мир ещё ожидает большая волна лжепророков (Мф. 24:5-6, 11).

[4] Для многих интерпретаторов катастрофическое разрушение Иерусалима в 70 году обеспечивает выполнение 13:7-8. Несмотря на великие разрушения оставшиеся в живых не выходили как обновленные духовно люди. Кроме того, этот остаток, за редким исключением, не верили в Иисуса как Мессию, который недавно пострадал от них. Вместо этого эти люди упорствовали в своем неверии. Таким образом, в Захарии 13:7-9 лучше видеть эсхатологическое исполнение (Barker, “Zechariah,” 687; Unger, Zechariah, 234–35, цитируется по George L. Klein, Zechariah, vol. 21B, The New American Commentary, 393).

[5] McComiskey, “Zechariah,” 1224, цитируется по George L. Klein, Zechariah, vol. 21B, The New American Commentary, 392.

[6] Unger, Zechariah, 234, цитируется по George L. Klein, Zechariah, vol. 21B, The New American Commentary, 392.

[7] Одно из первых библейских упоминаний этого слова в (Быт. 4:26b): «В то время люди стали призывать имя Господа. Этот термин также появляется в Иоиля 2:32: «И всякий, кто призовет имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет освобождение, как сказал Господь, среди оставшихся в живых, которых призовёт Господь (HALOT, 1128–30).

Читайте наш блог: