fbpx

«Функция и цели Закона: чтобы заградить всякие уста и сделать весь мир виновным перед Богом» (Рим. 3:19-20) – Часть 1

«Функция и цели Закона: чтобы заградить всякие уста и сделать весь мир виновным перед Богом» (Рим. 3:19-20) – Часть 1

Продолжая рассматривать третью главу Послания к римлянам, важно обратить внимание на вывод, к которому приходит апостол Павел, утверждая всеобщую греховность человечества. «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех (Рим. 3:19-20).

Многие комментаторы соглашаются с тем, что эти стихи служат выводом для отрывка 1:18-3:20 и они содержат три фундаментальных утверждения о целях закона: закон заграждает всякие уста (3:19б), законом никто не оправдывается (3:20a) и закон указывает на греховность человека (3:20б). Давайте более детально проанализируем этот отрывок для того, чтобы иметь более четкое представление о цели и функции, которую исполняет Закон.

Апостол Павел начинает с утверждения о том, что «мы знаем» (oἴδαμεν; глагол, префект со значением настоящего времени).[1] Таким образом, Павел говорит, что каждый человек, находящийся под Законом, на данный момент обладает таким знанием. Речь не идет о тайне, которая открыта только избранным людям. Слово «закон» (νόμος), как утверждает Шрайнер, без всякого сомнения в этом контексте указывает на Закон Моисея, который был дан иудеям.[2] Интересно заметить то, что глагол «говорит» (λαλεῖ), который используется в настоящем времени, указывает на постоянное действие Закона или его функцию, которая удерживает каждого иудея подотчетным этому Закону.

Следующее, на что обращает внимание Павел, это то, что такое действие достигает божественной цели (ἵνα; «для того, чтобы»). Эта цель представлена довольно неожиданно в этом стихе.[3] Оказывается, что Божья цель заключалась в том, чтобы установить подотчетность каждого иудея перед Законом «так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом».

Итак, Бог дал Закон для того, чтобы установить виновность каждого человека. Но интересно заметить то, что утверждение должно было звучать парадоксально для тех, кто всю свою жизнь пытался исполнять Закон. Кажется, что никто из ревностных иудеев никогда не мог бы подумать, что Закон обладает именно такой функцией и преследует такую цель. Наоборот, практически каждый, исполняющий предписания Закона, считает, что он делает «то, что приносит ему оправдание перед Богом» (см. Рим. 9:31-33). Но дело обстоит совсем иначе. Закон дан иудеям для того, чтобы «весь мир стал виновный перед Богом».

Божья цель всегда достигает того, что Бог намеревался совершить. Демонстрация человеческой греховности посредством Закона, играет огромную роль в Божьем спасительном замысле (ср. Рим. 5:20-21; Рим. 7:13, Гал. 3:22). Именно посредством Закона, Бог указывает на греховность человека и его нужду в Спасителе.

Перед нами стоит вопрос: как «весь мир становится виновен пред Богом» если Закон был дан исключительно иудеям? Согласно контексту, ответ на этот вопрос заключается в том, что, если иудеи, имея привилегию быть Божьим избранным народом Завета, не смогли исполнить Закон, то из этого следует, что все остальные язычники также не смогли бы сделать этого.[4]

Павел использует метафору «заградить уста», которая встречается в Писании для того, чтобы описать то, как во свете Божьей праведности и святости, замолкнут все нечестивые. «Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного. И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои» (Иов 5:15-16).

Анализируя девятнадцатый стих, мы увидели, что функция Закона заключается в том, чтобы «говорить» грешному человеку о его греховности для того, чтобы в день суда, сделать всех людей виновными перед Богом. Настанет день, когда весь мир, как евреи, так и язычники будут давать отчет за свои злые действия и никто из них не сможет защитить себя. Они просто молча согласятся с окончательным вердиктом Творца. По милости Божьей, некоторые осознают это, услышав Евангелие в этой жизни, уверуют во Христа, и будет помилованы Богом. Однако это крайне необходимо, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

Две остальные цели мы рассмотрим в следующих постах.

 

[1] Уоллас, Углубленный курс грамматики греческого языка, 596-597.

[2] Tomas R Schreiner, Romans, BECNT (Grand Rapids: Baker, 2000), 168.

[3] Там же, 168

[4] Cranfield, Romans, ICC, 1:196.

Читайте наш блог: