fbpx

Божественная личность Святого Духа в послании к Ефесянам

Введение

Дух Святой – Кто Он? Он Бог или же божественная сила? Эти вопросы возникают всякий раз, когда человек вдумчиво читает Писание и видит разницу между Богом-Отцом, Иисусом Христом и Духом Святым. Бог-Отец послал в этот мир Своего возлюбленного Сына (Гал. 4:4). Сын же, подчинившись воле Отца, принял на Себя человеческое тело и, объединившись в своем воплощении с грешным человечеством, пришел для того, чтобы искупить подзаконных и разрушить дела дьявола (Евр. 2:14-15; 10:5-14). И безусловно, Он есть Тот, Кто принимает на Себя все почести Бога, и делает такие дела, которые подвластны лишь Богу.

Но что же можно сказать о Духе Святом? Кто Он? Трудность в понимании  с Личностью Святого еще осложняется следующими наблюдениями. Во-первых, Писание ни разу не повелевает молиться Духу Святому. Во-вторых, в Писании нет ни одного случая, чтобы кто-то из людей поклонялся Духу Святому. В-третьих, во многих отрывках Дух Святой сравнивается с безличными явлениями, например, с ветром (Ин. 3:8; 2Пет. 1:21), с маслом (1Цар. 16:13; Лк. 4:18), с огнем (Деян. 2:3-4). В-четвертых, к Духу почти не применяется слово Бог. И, наконец, чаще всего, когда упоминается Дух Святой, то речь идет о результатах Его действий, а не о Его Личности.

Таким образом, именно Дух Святой привлекает к Себе пристальное внимание, для того, чтобы изучить и понять, что думал Павел о Нем. Понимал ли Павел Духа Святого как Божественную Личность, или воспринимал Его как некое безликое Божественное влияние, всемогущую, но безликую силу. Для этого в качестве исследования будет взято послание к Ефесянам.

При внимательном и глубоком изучении данного послания, обнаруживается тот факт, что апостол Павел преследовал цель открыть Божественную Личность Святого Духа и Его великие дела в церкви. Святой Дух играет ключевую роль в созидании, формировании и укреплении всей Церкви. Он – жизнь церкви, Сила церкви, единственный канал, через который христиане приближаются к Богу-Отцу (Еф. 2:18). Он созидает Церковь как коллективно (Еф. 2:19-22), так и индивидуально (Еф. 3:16).

С точки зрения апостола Павла Дух Святой является залогом и гарантией единства христиан (Еф. 4:4). Он есть Тот, Кто обновляет и освящает жизнь христианина в целом, приводя его в первоначальное состояние созданного по образу Божьему человека (Еф. 4:23-24). По мнению Павла, Дух Святой пребывает в христианине и против него можно совершить грех (Еф. 4:30). Но в то же время, именно Дух Святой есть та Сила, Которая помогает верующему человеку побеждать грех (Еф. 5:18). Помимо всего прочего, Дух Святой принимает активное участие в молитвенной жизни христианина (Еф. 6:18), помогая ему противостоять бесовским силам и смело совершать служение.

Таким образом, Личность Святого Духа стоит в центре всей духовной жизни Церкви и каждого христианина. Именно благодаря служению Духа Святого, Господь Иисус Христос завершает Свой спасительный труд, приводя его к кульминации «в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10).

Итак, послание к Ефесянам представляет собой богатое и содержательное учение о Духе Святом. Все тексты, в которых содержится информация о Нем, можно разделить на три категории. Первая категория – те, которые говорят о Его сущности (Еф. 1:13; 3:5; 4:30; 1:17; 2:18; 4:4) и отвечают на вопрос: Кем является Дух Святой? Вторая категория – те, которые говорят о действиях Духа Святого (Еф. 1:3, 13-14, 17-19; 3:5, 16-17; 2:18; 6:17) и отвечают на вопрос: что делает Дух Святой? И третья категория – те, которые описывают ответственность человека во взаимоотношениях с Духом Святым (Еф. 4:30; 5:18; 6:18) и отвечают на вопрос: как должен человек вести себя по отношению к Святому Духу?. Поскольку объем данной работы не позволяет предоставить полное и объемное исследование о Духе Святом во свете всех выше перечисленных разделов, то внимание будет сосредоточено исключительно на тех текстах, в которых раскрывается Его Божественная Личность.

Читайте наш блог: