fbpx

Текстуальная проповедь

Нередко можно встретить одно распространенное заблуждение среди проповедников, которые полагают, что, если они проповедуют подряд стих за стихом через всю книгу Библии, то они уже говорят разъяснительную проповедь.  Но это не всегда бывает так. Сердцем разъяснительной проповеди является не движение стих за стихом по какой-то книге Библии, а объяснение значения текста с учетом его контекста[1], которое и приводит к такому выбору отрывков. Разъясняется и применяется так называемый авторский замысел. Именно авторский замысел отражается во всех частях разъяснительной проповеди, начиная от структуры текста и заканчивая его применением. Текст направляет развитие структуры и наполнения проповеди[2], что ярким образом отличается от тематической проповеди, в которой определяющим элементом для составления структуры и для ее наполнения является раскрываемая проповедником тема. Легко развести тематическую и разъяснительную проповеди по полюсам, когда все очевидно. Но не всегда это бывает так. Иногда в одном послании, звучащем с кафедры, встречаются структура разъяснительной проповеди и наполнение от тематической проповеди. Этот симбиоз характеризует текстуальную проповедь.

Джеймс Брага дает такое определение текстуальной проповеди:

Текстуальная проповедь — это проповедь, составные части которой основываются на тексте, представляющем собой небольшой библейский отрывок. Каждая составляющая часть ее служит указанием, а текст составляет тему проповеди[3].

Другими словами, текст определяет ключевое утверждение проповеди (посылку) и основные пункты (структуру), проясняющие это утверждение, но объяснение и применение будут взяты из других текстов Писания[4]. Нужно отметить, что разъяснительная проповедь не исключает использование других текстов Писания, но только в аргументации какой-то точки зрения, а не в объяснении значения основного текста проповеди. 

Для примера можно посмотреть на известный текст из первосвященнической  молитвы Христа, записанной в евангелии от Иоанна семнадцатой главе:

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. (Иоан.17:17)

Текст явно затрагивает тему «освящение», поэтому легко сделать утверждение, дающее развитие структуре проповеди: «В данном тексте раскрываются 3 истины об освящении». Допустим, что структура пойдет по такому плану из вопросов: Кто освящает? (Отец), кого освящает? (ученики) и как освящает? (Словом). Это хорошая структура, но будет ли проповедь разъяснительной или текстуальной — зависит от ее дальнейшего развития . Если наполнение этой структуры будет из других текстов Библии, то проповедь будет текстуальной.

Текстуальная проповедь использует текст как трамплин для раскрытия какой-то темы, поэтому можно смело заключить, что текстуальная проповедь является больше тематической, чем разъяснительной. Поэтому она обладает всеми преимуществами и недостатками тематической проповеди[5], нежели экпозиционной.

Несомненно, такая проповедь имеет право на существование[6], но, учитывая ее схожесть с тематической, она должна быть скорее исключением, нежели правилом в церкви, где хотят ясно понимать «весь совет Божий». Этой цели наилучшим образом достигает разъяснительная проповедь.

______________________

[1]Мехью Р.Л. «Заново открывая разъяснительную проповедь». цит по Мак-Артур-младший Дж. «Возвращение к разъяснительной проповеди»: Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 2001. Стр. 21

[2]Робинсон Х. Библейская проповедь. СПб.: Шандал, 2005. Стр. 16

[3]Брага Джейм. Как подготовить библейскую проповедь. СПб.: Библия для всех, 1998. Стр. 25

[4]Там же. Стр. 26

[5]Робинсон Х. Библейская проповедь. СПб.: Шандал, 2005. Стр. 52

[6]Ллойд-Джонс Мартин. Проповедь и проповедники: Пер. с англ. – Х.; Д.Ф. Ткаченко, БIБЛОС, 2003. Стр. 181

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print