fbpx

Средневековое христианство – Часть 2

Краткая справка

В прошлом постинге мы начали говорить об апологетике в Средневековой церкви. Сегодня мы продолжим эту тему.

Схоластика: ключевые личности

Средневековая схоластика появилась благодаря возникшему интересу клира и образованных кругов к античности, особенно к греческой философии, которую излагали Платон и Аристотель. Схоластика ставила одной из своих задач систематизацию богословия и его философское обоснование. Богословы-схоласты применяли к вопросам веры критическое мышление, стараясь доказать, что вера имеет разумное основание. Схоластика использовала диалектический метод для того, чтобы показать рациональность христианской веры.[1] Самыми известными богословами-схоластами, мыслителями и апологетами средневековья, по праву, считаются Ансельм Кентерберийский (1033-1109) и Фома Аквинский (1225-1274). Именно они создали здание классической апологетики.

            Ансельм Кентерберийский большую часть своих трудов написал в те годы, когда был настоятелем бенедиктинского монастыря в Нормандии (1063-1078). В своем понимании бытия и внешней реальности он склонялся к Платонизму. Как отмечает Линн Гарднер:

Вслед за Платоном и Августином Ансельм верил, что универсалии существовали до Сотворения. Его понимание веры и разума выражено в словах: «Не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь».[2]

Некоторые, ссылаясь на это заявление Ансельма, ошибочно считают, что он в вопросе познания Бога не ставил разум на первое место. Но это не так. Все как раз наоборот. В первой главе «Монологиона» Ансельм ясно утверждает, что даже человек средних умственных способностей может с помощью одной лишь логики, не прибегая к Библии, убедиться в большинстве библейских истин. Даже такие истины как Троица или Воплощение следует отнести к «рассудочным и неоспоримым».[3]

Именно Ансельму принадлежит аргумент онтологического доказательства существования Бога.[4] Суть данного аргумента сводится к следующему. Совершенство подразумевает существование. Бытие, выше которого ничего нельзя помыслить, должно существовать в реальности, а не в мыслях. Поскольку именно Бог и является таким бытием, выше которого нельзя ничего помыслить, то Он должен существовать в реальности. Подход Ансельма привлекал позже таких мыслителей как Декарт и Лейбниц. Фома Аквинский отверг его подход.

Фома Аквинский (1225-1274) – самый известный богослов-схоласт и учитель католической церкви. Он был монахом-доминиканцем, создавшим свою апологетическую систему на основании Аристотелевской философии. Благодаря тому, что арабы сохранили труды Аристотеля и распространяли их, его влияние было повсеместным. И поскольку Аристотель отвергал платонизм, то возникло напряженное ожидание того, что теперь многие отвернуться от платонизма и переход к аристотелианству приведет к материализму.

По этой причине Фома взялся за дело и сумел сочетать христианское богословие с философией Аристотеля. Линн Гарднер замечает:

В соответствии с учением Фомы Аквинского, чистые и честные рассуждения могут доказать существование Бога, сверхъестественное происхождение христианства и бессмертие души. Вера – это согласие с тем, что открыто авторитетным источником: церковью или Священным Писанием. Бог явил нам множество вещей, которые познаются только верой. Истина, явленная в откровении, не может противоречить истине, к которой пришел разум.[5]

В результате оказалось, что веру можно доказывать и на основании Библии, и на основании Церкви, и даже на основании Аристотеля. После этого Аристотель стал непререкаемым авторитетом в вопросах знания и веры на долгие годы в университетах средневековой Европы.

Перу Фомы Аквинского принадлежат такие работы как: «Сумма Теологии», который начинается с «пяти доказательств бытия Бога», и «Сумма против язычников» (1264) – величайший апологетический труд Средневековья. Последний был написан для миссионеров, которым предстояло защищать христианство от нападок интеллектуалов-мусульман.

Методология

С одной стороны, христианские апологеты средних веков, учитывая опыт предыдущих поколений апологетов и богословов, которые боролись с язычеством и иудаизмом, использовали уже проверенные временем аргументы. Во-первых, они говорили, что ветхозаветные пророчества исполнились не в Мухаммеде, а в Иисусе Христе. Во-вторых, они утверждали, что подтверждением божественности и небесного посланничества Христа были чудеса и знамения, которые совершал Господь, и которых не делал Мухаммед. И, в-третьих, сравнивая распространение христианства и ислама, апологеты старались подчеркнуть принципиальную разницу между двумя религиями, из которых одна проповедовала свою веру тихим и спокойным способом, постепенно внедряясь в другую культуру, а другая насаждалась силою огня и меча.

С другой стороны, была разработана «схоластическая апологетика», которая, опираясь на автономность и чуть ли не безграничные возможности разума, утверждала, что бытие Бога и истинность христианства можно доказать одним только разумом, даже не прибегая к Библии. Слабости этой апологетики обнаружатся позже, с приходом Дэвида Юма.

Продолжение следует…

__________________

[1] Браун, Ереси, 298.

[2] Гарднер, Утверждение и обоснование христианской веры, 284.

[3] Гайслер, Энциклопедия христианской апологетики, 41.

[4] Ансельм разработал и многие другие космологические аргументы еще до того, как приступил к созданию своего онтологического аргумента. Ансельм выводил Бога из идеи благости, совершенства. Во всех этих доказательствах он использует принцип «от следствия к причине». Эти аргументы Ансельм описывает в труде «Монологион».

[5] Гарднер, Утверждение и обоснование христианской веры, 284.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print