fbpx

Нечестивый гнев: Стратегии для помощи людям

     «Гнев — это проблема для каждого христианина; нечестивый гнев, вероятно, вовлечен в 90 процентов всех проблем, связанных с душепопечением».[1] Эмоции гнева присущи всем нам, о чем свидетельствует эта цитата основателя современного библейского душепопечительного движения.  В этом блоге я хочу рассмотреть пятнадцать стратегий, которые по Божьей благодати мы и те, кому мы хотим помочь, сможем использовать с Его помощью, чтобы преодолеть гнев. 

 

(1) Помогите душеопекаемым понять глубину и широту их проблемы.

 

Задавайте вопросы, чтобы определить контекст, в котором человек чаще всего испытывает искушение разозлиться. Каковы раздражители?  Понимание и внимание к тому, где мы слабы, является решающим шагом вначале решения проблемы. 

 

Определите, является ли гнев душеопекаемых благочестивым или нечестивым.  Благочестивый гнев кратковременен (Еф. 4:26 – “до заката солнца”), владеет собой (Пр. 19:11; 29:11), отражает Божьи стандарты, ненавидит грех и зло (Пр. 8:13; Рим. 12:9), желает защитить Божью репутацию (а не свою собственную), оставляет правосудие Богу (Рим. 12:19) и мотивирован благополучием других (Рим. 12:20-21). 

 

Нечестивый гнев — это грех, эгоизм, выходящий за рамки Писания, неправильно отвечающий на несправедливость или теряющий контроль над собой (Пр. 29:11; Иак. 1:20). 

 

(2) Помогите вашим душеопекаемым увидеть греховность их неправедного гнева.

 

Помогите людям увидеть гнев, каким он есть на самом деле – не просто допустимую, оправданную, нормальную реакцию, а то, как Библия рассматривает грех: глупость (Пр. 29:11; Еккл. 7:9), разжигание вражды (Пр. 15:18), умножение грехов (Пр. 29:22), жестокость и неукротимость (Пр. 27:4), плод плоти (Гал. 5:20) и заслуживает осуждения (Пс. 36:8; Еф. 4:31; 2 Кор. 12:20).  Верно, не только то, что «гнев человеческий не производит праведности Божьей» (Иакова 1:19-20), но даже сам по себе гнев достаточно серьезен, чтобы послать человека в ад (Мф. 5:22). 

 

(3) Определите мотивы гнева.

 

Определите мотивы гнева задав вопрос, чего хочет человек (или думает, что заслуживает), но не получает, что в результате его раздражает (Иак. 1:14).  Неудовлетворенные ожидания определенного рода жизни – например, от жизненной ситуации, мужа или жены, работы, графика или поступков других – часто являются источником гнева. Тем не менее, мы не имеем права решать эти вопросы так как кажется нам справедливым. Напомните душеопекаемым о том, что если бы они получили действительно то что заслуживают, то уже б давно расплачивались за каждый совершенный  ими грех – вечно.  Все, что сверх этого, —благодать!  Ведите душеопекаемых к тому, чтобы они правильно оценили мотив(ы) своего гнева, и увидели, что они не имеют права что-то требовать от Бога.   

 

(4) Преобразуйтесь обновлением ума с помощью Писания (Рим. 12:2).

 

Для домашнего задания душеопекаемые должны изучать основные отрывки о гневе и запоминать ключевые стихи из Писания на эту тему (Пс. 118:11).  

 

(5) Отложите ветхого человека и облечитесь в нового (Еф. 4:22-24).

 

Рассмотрите конкретные ситуации, в которых ваши брат или сестра согрешили в прошлом, и помогите им понять, где они пропустили «выход», который обещает Господь (1 Кор. 10:13). Например, вместо того, чтобы реагировать в раздражении на свою жену или ребенка за то, что он прервал вас во время просмотра тв-программы или подготовки проповеди (грех, который следует отложить), вам следовало бы помолиться и облечься в эту мысль: «Господи, помоги мне считать мою жену или ребенка важнее, чем меня самого, и помоги мне любить их и терпеливо поставить тв-программу на паузу или приостановить изучение Библии. Я могу вернуться к тому, что хочу сделать чуть позже».  

 

(6) Исповедуйтесь и покайтесь в гневе.

 

Когда вы будете сердиться, отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол. 3:8) и исповедайте свой грех Богу и человеку, с которым вы поссорились (1 Ин. 1:9; Пр. 28:13). Разберитесь с вашим грехом в тот же день (Еф. 4:26), чтобы не дать ему укорениться и не дайте места сатане в вашей жизни (Еф. 4:27).

 

(7) Замените нечестивый гнев на противоположное – терпение, доброту, нежность, любовь и смирение (Еф 4:31-32).[2] Это возможно только с помощью Святого Духа.

 

(8) Отвергните гордость и примите смирение.

 

«Бог противится гордым, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Злые люди часто являются гордыми и эгоистичными людьми, которые сосредоточены на себе и смотрят на других с высока. Легко расстраиваться от того, как люди относятся к тебе, когда ты думаешь, что ты лучше их. Скромные люди вряд ли будут так критиковать других и заставлять всех остальных «ходить по струнке» из-за страха расстроить их. Будьте смиренны, принимая во внимание великий долг, который вы должны Богу, и помните, как много Он простил вам (Мф. 18:23-35). Облекитесь в любовь, доброту, терпение и смирение вместо критического, злого духа (Кол. 3:12-14). 

 

(9) Разрешайте конфликты

 

«Говорите истину в любви» тем, с кем имеете конфликты (Еф. 4:15, 25). «Насколько это зависит от вас, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Спросите у душеопекаемых, подходили ли они к тому, кто, по их мнению, является источником их гнева, чтобы разобраться в этом. Часто гнев кипит и нарастает, в то время как не прилагается никаких усилий для спокойного и библейского разрешения конфликта. Интересно, что заповедь «говори истину каждый ближнему твоему, ибо мы члены друг другу» стоит в стихе перед повелением «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4:26). По контексту они идут вместе.

 

(10) Исполняйтесь Духом

 

Погрузитесь в Слово Божье (Кол. 3:15) и исполняйтесь Святым Духом (Ефю 5:18), чтобы гневаясь не грешить, так как плод Духа – воздержание (Гал. 5:23).

 

(11) Прощайте

 

Простите обижающих вас (Еф. 4:32; Мф. 18:21-22). Библия говорит «благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам» (Пр. 19:11). Делать одно – значит делать другое. Смирение и прощение приходят тогда, когда мы вспоминаем о великом количестве и серьезности наших проступков по отношению к Богу, а потому о том, как много Он простил нам. Так намного легче прощать других, оставлять гнев и месть Ему (Рим. 12:17-19), молиться за врагов ваших (Матфея 5:44-45) и творить добро (Рим 12:20-21). 

 

(12) Не таите в себе обиду и не напоминайте себе о том, как вас обидели. 

Любовь не ищет своего (1 Кор. 13:5).

 

(13) Не настаивайте на своем собственном мнении, но считайте других важнее себя (Флп. 2:4). 

 

(14) Будьте благодарны (Пс. 49:14-15; 1 Фес. 5:18; Еф. 5:20).

 

Благодарность может прогнать мышление («я заслуживаю того или иного»), который лежит в основе раздражения и гнева некоторых людей. «Благодарность часто является мостом между гневом по отношению к Богу или другими обстоятельствами и принятием воли Божьей».[3]

 

(15) Помните о Божьей суверенной доброте.

 

Помните, что Бог полностью контролирует всё, и что даже если вы подверглись жестокому или несправедливому обращению – Он сделает это добром для вас (Быт. 50:20; Рим. 8:28). 

 

ВЫВОД: Неправильно думать, что главный способ остановить нечестивый гнев – это избавиться от людей или обстоятельств, провоцирующих его. Битва происходит в сердце, потому что именно оттуда в конечном итоге и исходит гнев (Мк. 7:20-23; Иак. 1:14; 4:1-2). Главный ключ во всех этих стратегиях – это изменение сердца по благодати Божьей, действующей в нас. Господь преображает нас, изменяя наши сердца через Священное Писание, помогая нам разрабатывать новые модели (правильного) мышления, давая нам силу надеяться на новые привычки по мере того, как мы полагаемся на Него, и позволяя нам прощать и быть смиренными. Он хочет, чтобы мы одержали победу над нашим нечестивым гневом, чтобы люди увидели Его великим и могущественным Богом, которым Он является.

[1] Jay E. Adams, The Christian Counselor’s Manual (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1973), 359 (выделено мной).

[2] Lou Priolo, The Heart of Anger, 121.

[3] Howie and Dennie Dowell, The Christian: Called to Obedience (Glendale, AZ: 1998), 134.

Читайте наш блог: