fbpx

«хорошо управляющий домом своим …» 1Тим. 3:4-5

Мы продолжаем изучать список требований к пастору. Следующая характеристика описывает отношение пастора к его семье. Это и два последующие требования (в ст. 6 и 7) имеют непосредственную связь с ситуацией в Ефесе.[1] Ведь ситуация в доме служителя будет влиять на его способность заботиться о церкви. Нужно сразу сделать оговорку, что этот текст не является требованием для пастора обязательно быть женатым и иметь хотя бы двух детей (в тексте множественное число). Требование относится к проверяемому/испытуемому брату, у которого есть семья и он готовится стать пастором. В таком случае, должна быть испытана и эта сфера его жизни.

 

Актуальность

У меня трое уже взрослых детей. Мне многократно приходилось слышать просьбы других, и сам я просил молиться, о спасении детей. Как и многие из вас, я желаю, чтобы мои дети следовали за Христом. Иногда я ловлю себя на мысли о том, что моя молитва о спасении детей вызвана желанием соответствовать требованию этого отрывка. Я хочу совершать служение достойно и поэтому я постоянно молюсь о том, чтобы быть хорошим примером для моих детей, молюсь об их спасении. Мне приходилось сталкиваться с благочестивыми отцами, кто положил свою жизнь на алтарь служения, но их дети не последовали примеру своих отцов. В моем сердце вызывают большую тревогу библейские истории о священнике Илии (1 Цар. 3:13), а также сыновьях пророка Самуила (1 Цар. 8:3-5). Их дети не соответствовали образу своих отцов. Поэтому я думаю, что размышления над этим текстом не могут не затронуть вас.

В этой короткой заметке мы постараемся ответить на два вопроса: что означает это требование, почему оно важно для избираемого служителя, а также постараемся дать несколько практических советов.

 

Что это значит?

«Хорошо управляющий домом своим». Эта фраза указывает не только на власть отца отдавать распоряжение в собственной семье, но и на способность показывать добрый пример, проявлять нежную заботу о собственных домочадцах. Греческое слово προΐστημι имеет значение: руководить, быть во главе, заботиться, оказывать помощь (Рим. 12:8; 1 Фесс. 5:12; 1 Тим. 3:12; 5:17).[2] Те, кто претендует на роль руководителя церкви, должны быть готовы руководить посредством доброго примера, нежной заботы и жертвенного служения прежде всего в собственной семье. Термин всесторонне определяет характер церковного управления. «дом» (гр. οἶκος ) указывает на домочадцев, а не здание. «Дом включает в себя больше, чем семью пресвитера, потому что касается всего, что связано с понятием «дом». Он должен хорошо управлять своим домом и финансами – всеми людьми и средствами, за которые несет ответственность».[3]

Следующая фраза «детей содержащий в послушании» свидетельствует о том, что избираемый пастор способен устанавливать и поддерживать порядок в собственном доме. Отец имеет главенствующее положение в семье и может потребовать повиновения, но отец-пастор призван завоевать авторитет и послушание добрым примером и правильным отношением. Прежде всего послушливое уважение детей родителям предписано пятой заповедью (Исх. 20:12). Это прилично перед Богом, когда дети принимают авторитет родителей и повинуются ему, причем это относится не только к детям пастора (Ефес. 6:1). Апостол предупреждал, что с этим будут трудности у живущих в последнее время (2 Тим. 3:2). Текст определяет характер послушания детей. Они послушны не из-за страха, а из уважения к отцу. На это указывает существительное «честностью». Греческое существительное σεμνότης имеет значение «достоинство, честность, справедливость» и с большей вероятностью характеризует поведение детей.[4] Это способность необходима, чтобы поддерживать порядок и субординацию в церкви, уважительно заботясь о людях, а не править «железным кулаком».[5]

В этом контексте возникает вопрос о пригодности тех, у кого дети не исповедуют веру в Иисуса. Мнение о том, что дети обязательно должны быть верующими взяты из (Тит. 1:6) «детей имеет верных». Коротко скажем, что речь идет о послушных детях, потому что вера, это дар от Бога, и по большому счету это не зависит от родителей, как бы они этого ни желали. Поскольку прилагательное πιστός (Тит. 1:6) определяет существительное «детей», его правильнее переводить словами «верный, надежный, послушный» и в НЗ есть 17 примеров такого употребления у Павла. Кроме того, осмыслив это во свете всего Божьего откровения, трудно представить, что Господь может поставить условием то, что не зависит от родителей, какими бы благочестивыми они не были. Родители могут и должны влиять на детей, но не могут их спасти. Последнее, что помогает принять перевод «верный, послушный» — это связь с (1 Тим. 3:4), где не наблюдается требования пастору, чтобы его дети были верующими. Больше объяснения можете прочесть в статье Уильями Бэррика http://propovedi.ru/resource/titus-1-6-believers-or-obedient/.

 

Почему эта характеристика в списке требований?

Пятый стих объясняет практическую значимость требования, выраженного в 4 стихе,и таким образом служит его продолжением. В данном контексте глагол οἶδα указывает не на теоретические знания, а на практическую способность кандидата.[6] Ведь дом пастора является своего рода проверкой его пригодности заботиться о «доме Божьем», которым является церковь. В следующей фразе автор задает риторический вопрос:«будет ли пещись». Вышедшее из употребление слово «пещись» (гр. ἐπιμελέομαι), значит: «должным образом рассмотреть какой-то вопрос или побеспокоиться, уделить внимание, чтобы ответить на него».[7]Глагольная форма этого слова, встречается в Новом Завете в Евангелии от Луки,в истории о добром самарянине, который позаботился о раненом иудее (Лук. 10:34) и таким образом исполнил заповедь о любви к ближнему.

Отметим еще несколько практических аспектов. Устройство в семье пастора, может окрылять или наоборот отягчать его служение. То есть, успех или неудачи в семье позитивно, или негативно влияют на его служение. Думаю, что вы, как и я испытывали гнетущее чувство, когда вам нужно было идти на проповедь или посещение, а в мыслях шла борьба о том, будете ли вы способны выполнить эту задачу должным образом, ведь у вас произошло что-то неприятное дома. Также можно вспомнить чувство радости и восторга от служения, когда дома все благополучно.

Далее, обстановка в семье пастора служит хорошим, или плохим примером для церкви. Поскольку пастору нужно наставлять членов церкви, у которых есть семья и дети, он сам должен быть способным показывать добрый пример и делиться практическими советами, как следует воспитывать детей.

И еще одно. Поскольку не редко бывает, что следующим пастором церкви становится один из сыновей предыдущего, ситуация в семье может влиять на следующее поколение руководителей церкви. Предположим, что существующий пастор не обращал должного внимания на своих детей и даже поощрял своим бездействием их недолжное поведение, как было в истории со священником Илией. Вследствие такого отношения сыновья Илия развращали народ Божий (1 Цар. 2:12-25). Чтобы такого не произошло, пастор должен надлежащим образом наставлять своих сыновей, и они должны увидеть в нем добрый пример жертвенного и искреннего служения и дисциплины.

 

Как можно соответствовать этому требованию?

Бывать дома. Прежде всего, для того, чтобы соответствовать требованию, пастор должен жить жизнью своей семьи. Кто занимается служением хорошо понимает, что необходим баланс. Для хороших результатов служения, необходимо уделять много времени и интеллектуальной концентрации в подготовке к проповеди, разным посещениям и встречам. Такое посвящение церковной жизни отнимает у нас концентрацию на семейных, домашних вопросах. Порой, даже находясь дома, или прогуливаясь с вашей семьей, вы продолжаете думать и переживать о церковных вопросах, или решаете их по телефону. Поэтому бывать дома, это значит не только выделять время в своем дневном расписании, но посвящать себя, свои мысли и чувства, и силы для своей жены и детей. Как мы увидели ранее, невыполнение этого условия, может плачевно повлиять на наше служение.

Проповедовать своим домочадцам. Служите Словом Божиим в первую очередь для своей семьи. Думаю вы, как и я сталкиваетесь с искушением служить Словом в церкви, или на посещениях, а когда вы находитесь дома, то готовитесь к этому, не уделяя достаточно времени своей семье. И все же правильно будет начинать с собственной семьи. Очень важно проводить семейные собрания с детьми. Если вы владеете музыкальным инструментом, семейные собрания могут включать пение, а затем размышление над Словом. Очень полезно читать хорошие христианские книги. Даже выбираясь на природу, вы призваны находить возможность поделиться словом Божьим «и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:7).

Обсуждать с детьми хорошие стороны жизни церкви. Поскольку служение пастора сопряжены с разными неприятными обстоятельствами церковной жизни, они могут переливаться в семейные разговоры и эмоциональное настроение в семье. Очень важно, чтобы решение конфликтов, незрелое поведение членов церкви, церковная дисциплина не влияли на настроение и разговоры в семье. Ведь эти разговоры, которые ваши дети могут слышать, пусть даже краем уха, может негативно повлиять на ваших детей. Постарайтесь делать все возможное, чтобы ваши дети были знакомы с позитивными, радостными сторонами жизни членов церкви. Слыша, как Бог заботится о Своих детях, они могут получать наглядное свидетельство Божьей благодати и любви.

Подводя итог, мне хотелось бы пожелать всем не унывать и не ослабевать в своем рвении служить Господу. Всегда очень сложно сохранять баланс в служении семье и церкви. Поэтому прилагайте все старания к тому, чтобы с нежностью служить и руководить собственными семьями. Помните утешение от Господа: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). 

 

[1] Вероятнее всего те, кто были в руководстве Ефесской общины имели плохой пример в их семье (William D. Mounce, Pastoral Epistles, vol. 46, Word Biblical Commentary (Dallas: Word, Incorporated, 2000), 177).

[2] William Arndt et al., A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: University of Chicago Press, 2000), 870.

[3] Джон Мак-Артур, 1-е послание к Тимофею, Толкование книг Нового Завета, перевод с англ. О. Рубель (Славянское Евангельское Общество, 2002), 132.

[4] Mounce, 179. Последняя фраза может относиться к детям, а не к родителям: «иметь детей, которые послушны и уважительны» (The NET Bible First Edition, Bible (Biblical Studies Press, 2005).

[5] Andreas J. Köstenberger,  Commentary on 1-2 Timothy and Titus (NL, Tennessee: B&H Publishing group), 130.

[6] «мочь, быть в состоянии» BDAG, 694.

[7] Johannes P. Louw and Eugene Albert Nida, Greek-English Lexicon of the New Testament: Based on Semantic Domains (New York: United Bible Societies, 1996), 354.

Читайте наш блог: