fbpx

Признаки экспозиционной проповеди

Что делает экспозиционную проповедь «экспозиционной»? Ответ на этот вопрос напрямую связан с пониманием термина «экспозиция». Согласно Вестминстерскому словарю богословских терминов (Donald K. McKim, Westminster Dictionary of Theological Terms, 100) этот термин подразумевая экспозицию Писания, происходит от латинского слова exponere, что буквально означает: «пространно объяснять, пояснять, интерпретировать, разъяснять, толковать». Исходя из этого, экспозиционная проповедь – это такая проповедь, которая основывается на Писании, вытекает из Писания, объясняет, разъясняет и применяет Писание для слушателей. При этом, проповедник выступает не в роли рассказчика, сочинителя или пересказчика, а в роли глашатая (вестника) который внятно и величественно читает определенный текст, а затем объясняет его детали так, чтобы сущность вести и ход мысли были максимально понятны слушателям. Исходя из философии экспозиционной проповеди необходимо акцентировать внимание на том, что каждая проповедь должна быть экспозиционной.

Чтобы определить говорит ли проповедник «экспозиционную проповедь» необходимо обратить внимание на следующие детали, которые как по отдельности, так и в своей общей совокупности, свидетельствуют, что проповедник проповедует экспозиционно, когда он:

  1. Читает определенный текст (тексты) Писания, выбранные границы которого (т.е. где он начинается и где заканчивается) указывают, что это целостный, имеющий законченную мысль, не вырванный из контекста отрывок. Это исходная точка разъяснения (экспозиции). Проповедь лишь тогда сможет строиться экспозиционно, когда ее фундаментом является библейский текст.
  2. Заявляет главную мысль проповеди, которая сформулирована на основании главной мысли текста Писания. Это определяет направление развития проповеди. Все что проповедник говорит, объясняет, утверждает, показывает, то к чему он призывает в своей проповеди определяется и мотивируется главной мыслью текста, а не его личным желанием. В гомилетике главную мысль принято называть «тезисом проповеди».
  3. Раскрывает лексическое и грамматическое значение ключевых слов и фраз из прочитанного текста Писания. Когда библейские авторы, по вдохновению от Духа Святого писали свои книги, каждый из них живя в определенное время, находясь на определенном месте, при стечении определенных обстоятельств, по Божьей воле писали определенной аудитории на языке оригинала (еврейском, греческом) используя лексико-грамматический потенциал употребляемого языка. Таким образом, авторы посредством лексики и грамматики «законсервировали» свою весть так, что даже через многие века, понимая грамматику, историко-культурные обстоятельства, авторский замысел и контекст, можно «расконсервировать» точное значение текста подойдя с экзегетическим изучением к лексическому и грамматическому значению слов, фраз, терминов, выражений и идей. Это формирует план (структуру) проповеди. Если основанием всей проповеди является определенный текст (последовательные тексты), а главная мысль проповеди формулируется исходя из главной мысли текста в его контексте, то раскрытие значения лексического и грамматического его наполнения предоставляет проповеднику основную массу наполнения всей проповеди. При последовательном объяснении слов и фраз, проповедник исходит не из того, что он желает сказать, а из того, что написано в тексте.
  4. Связывает объяснение текста с библейско-богословским контекстом Писания. Объясняя текст, проповедник показывает, как его истины и идеи текста, связаны с другими параллельными отрывками той же книги, книгами того же автора, книгами того же Завета и книгами всей Библии. Учитывая тот факт, что Писание помогает толковать Писание и никогда не противоречит само себе, библейско-богословский контекст защищает, уточняет, дополняет и направляет объяснение определенного текста. При мудром подходе, это снабжает проповедника не только параллельными местами, но также и разными библейскими примерами, которые помогают пролить больше света на рассматриваемые истины. 
  5. Призывает слушателей к практическому применению проповедуемых истин, взятых из Писания. Проповедь не достигнет нужной цели, если проповедник не прилагает усилия применить проповедуемые истины в жизни слушателей. Каждая экспозиционная проповедь должна подводить слушателей к определенному практическому применению исходя из практической уникальности написанного Божьего Слова (2 Тим. 3:16-17). 
  6. Провозглашает с убеждением в истинности и силе Божьего Слова. Проповедовать экспозиционно также значит – проповедовать убежденно. Это проявляется не только в «механике» правильной подготовки, когда над проповедником главенствует текст, но и в правильной «практике» преподнесения, когда слушатели видят, что проповедник полностью убежден в том, что он проповедует. Если этого нет, то при условии соответствия предыдущих признаков, будет экспозиционной лишь по содержанию, но не по действию. Но сам по себе, проповедник будет напоминать чахоточного аптекаря, который предлагает другим целебное средство от кашля. 
  7. Проливает больше света на важные истины с помощью доступных примеров и иллюстраций. Это проливает больше света на проповедуемые истины, придает проповеди положительную динамику и побуждает слушателей более доступно рассмотреть трудные для понимания истины посредством легкодоступных образов, примеров, сравнений и иллюстраций. Недаром само слово «иллюстрация» происходит от латинского слова illustrare, что означает «освещать». В неэкспозиционной проповеди иллюстрации несут основную нагрузку привлечения внимания слушателей, тогда как в экспозиционной проповеди они привлекают внимание не к себе, а к истинам, у которых они находятся на службе. 
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print