fbpx

Притча о свече под сосудом (Лк. 8:16-17)

В продолжение серии постингов о толковании притч Иисуса Христа давайте рассмотрим притчу о свече под сосудом из Евангелия от Луки 8:16-17. Похожие притчи Иисус рассказывал также в Лк. 11:33-36; Мк. 4:21-22 и Мф. 5:14-16. Однако как мы уже отмечали ранее, толкователю следует быть предельно осторожным при изучении притч, встречающихся в других Евангелиях, обращая внимание на непосредственный контекст каждой притчи, так как в зависимости от ситуации они могут иметь различный смысл, а следовательно, и применение. Это хорошо иллюстрирует использование этой же притчи чуть позже в Луки 11:33-36.

Также, следует заметить, что греческое слово παραβολή (параболe), часто переводимое как «притча» имеет в греческом языке намного более широкий спектр значений, чем русское слово притча. Если в русское слово притча обозначает краткий иносказательный рассказ назидательного содержания, то греческое слово παραβολή (параболe) может указывать на любое фигуральное выражение; максиму (краткое изречение, выражающее общеизвестную истину, правило поведения или этический принцип); иллюстрацию или пример; сравнение или метафору; пословицу и, собственно, притчу.[1]Все эти нюансы должны быть учтены при толковании конкретной притчи.

Итак, в Лк. 8:16 мы находим использование, очевидно, распространенной на то время пословицы: «никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет», за которой следует утверждение: «ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк. 8:17).

Эти слова, как и предшествующая им притча, ввели в замешательство немало толкователей. В контексте данной главы, призыв не прятать свет может касаться либо сеющего слово,[2]либо слышавших и принимающих его.[3]Скорее всего эти стихи являются дополнительными иллюстрациями главного урока предыдущей притчи о сеятеле, заключающийся в том, что слушание с верой неизменно приносит плод. Другими словами, если вы поверите Божьему слову, вы не станете скрывать это от других. И напротив, если же вы делаете вид, что вы слушаете, но на самом деле, семя слова не пустило корня и приносит плода, это обнаружится в судный день.[4]

На такое понимание этих слов указывает вывод Христа в ст. 18: «итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Таким образом, в Евангелии от Луки, которое сосредоточено на теме ученичества, эта притча ещё раз подчеркивает преображающую силу Благой вести, которая неотменно приносит плод в жизни, последовавшего за Христом человека.

[1]BDAG, 759-60.

[2]См. Garland, Luke, 345. Он считает, что здесь Христос говорит о Своем служении, показывая тем самым явный, доступный характер его вести. Впротивоположностьемусм. Stein, Luke, 249.

[3]Ed Ruch, “One More Look at ‘Hiding the Light’ in Luke 8:16–18 and Mark 4:21–25,” Notes on Translation10 (1996): 11–17.

[4]Green, Luke, 329.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print