fbpx

 Притча о горчичном зерне

В продолжение серии постингов о притчах Иисуса Христа давайте обратимся к притче о горчичном зерне, записанной в Лк. 13:18-19; Мф. 13:31-32; Мк. 4:30-32. Несмотря на то что евангелисты разнятся в некоторых деталях передавая суть сказанного Христом, в каждом случае все они сравнивают горчичное зерно и выросшее из него растение с грядущим Царством.

Как отмечает Снодграсс, «Как в еврейском, так и в греко-римском мире горчичные зерна вошли в поговорку из-за своего малого размера… эта притча является подобием, и главное здесь – не количество посеянных семян, а разница между маленьким зерном и большим растением».[1]

Толкователи прошлого отождествляли горчичное зерно и выросшее из него растение как с церковью, так и отдельным христианином, и даже с Самим Иисусом. Современные толкователи нередко усматривают метафору влияния христианства на общество в целом.[2]

Как верно замечает Карсон: «суть заключается в органическом единстве малого начала и зрелого конца. Ни один благочестивый иудей не сомневался в том, что Царство грядет и что оно будет огромным и славным. То, чему учит Иисус, выходит за рамки этого: Он говорит о том, что существует принципиальная связь между малым началом, происходящим под его служением, и царством в его будущей славе. Хотя первоначальное появление Царства может показаться несущественным, крошечное семя ведет к зрелому растению».[3]

Таким образом, «Несмотря на разногласия по поводу отдельных деталей и того, на чем притча делает главный упор, на контрасте или на идее роста, ученые проявляют удивительное единодушие, говоря о ее цели и намерении. Здесь практически все согласны, что Иисус излагает фундаментально важный момент Своего эсхатологического учения, Своего понимания того, что делает Бог, чтобы расставить все по своим местам. Кто бы что ни говорил по второстепенным вопросам, в притче Иисус описывает присутствие Божьего Царства в собственном служении, даже если окружающие не всегда это признают, и говорит о Своей твердой уверенности в том, что однажды Царство явится во всей полноте… Эта притча была бы одинаково понятной как сторонникам, так и противникам Иисуса».[4]

 

[1] Клайн Снодграсс, Притчи Иисуса: Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа (СПб: Мирт, 2014), 355-56.

[2] Ulrich Luz, Matthew: A Commentary, Hermeneia – a Critical and Historical Commentary on the Bible (Minneapolis, MN: Augsburg, 2001), 258-61.

[3] D. A. Carson, “Matthew,” in The Expositor’s Bible Commentary, Revised Edition, ed. Tremper Longman III and David E. Garland (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2010), 9:364.

[4] Снодграсс, Притчи Иисуса, 358.

Читайте наш блог: