fbpx

Притча о друге в нужде

Лк. 11:5-8

В продолжение серии постингов о толковании притч Иисуса Христа давайте рассмотрим притчу о друге в нужде из Евангелия от Луки 11:5-8. В Лк. 11:1-13 мы находим три абзаца, объединенных общей идеей молитвы. Сначала один из учеников наблюдая за молящимся Иисусом просит научить их молиться, в ответ Христос даёт Своим учеником образец, согласно которому они должны молиться (ст. 2-4), затем рассказывает притчу о друге, пришедшем в полночь, иллюстрирующую тот факт, что Бог услышит их молитвы (ст. 5-8), за которой следует собственно увещание молится (ст. 9-10). Далее, Он рассказывает ещё одну притчу, подтверждающую эту же истину (ст. 11-12), и наконец, делает вывод о том, что ученики могут молиться с уверенностью, потому что Бог благоволит давать Своим детям самое лучшее, включая величайший дар – Духа Святого (ст. 13).

Первое что мы видим в этой тексте, это то, что Христос пребывал в молитве. Это не первый раз, когда Лука замечает, что Христос молиться (3:21; 5:16; 6:12; 9:18, 28). Он молился в тот момент, когда с небес прозвучал голос Отца: «Сей есть сын Мой Возлюбленный» (3:21-22); Он молился перед первой встречей с фарисеями (5:16-17); Он молился перед выбором 12 апостолов (6:12-16), а также прежде чем спросил учеником «а вы за кого почитаете Меня?» и объявил о Своих грядущих страданиях (9:20).Кроме того, он взял Петра, Иакова и Иоанна на гору Преображения для молитвы и преобразился во время неё (9:28-29). После возращения 70 учеников, отправленных Иисусом для благовестия, Он в молитве благодарения воздал славу Богу (10:21-22). В следующих главах мы прочитаем о ходатайственной молитве Христа за Петра, а также о том, как Он молился, умирая на кресте. Его молитва является в первую очередь выражением его зависимости от Отца и доверия Ему. В Своей жизни на этой земле Иисус Христос нуждался в поддержке и помощи Отца.[1] Что наша молитвенная жизнь говорит о том, в чём нуждаемся мы?

Дав пример для молитвы в ст. 2-4, Христос рассказал ученикам несколько хорошо известных нам притч. Первая из них – притча о друге в нужде (ст. 5-8). К сожалению, смысл этой притчи затмевает добавление слов «положим, что» в Синодальном переводе, превращающее этот вопрос в утверждение. Но важно заметить, что эти слова являются именно вопросом: «Кто из вас?» Этот вопрос (Кто из вас?) «встречается в Евангелиях одиннадцать раз (Мф. 6:27; 7:9; 12:11; Лк. 11:5,11; 14:5,28; 15:4,8; 17:7; Ин. 8:46). Во всех случаях спрашивается, кто из присутствующих совершит тот или иной гипотетический поступок, и во всех случаях ответ однозначен: «Никто».[2]  

Таким образом, Христос спрашивает, кто из вас скажет другу, оказавшемуся в крайней нужде: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Ответ: никто.

Комментаторы постоянно предполагают, что-либо спящий сначала отказался встать, но потом покаялся, либо просящий стучался и повторял просьбу не один раз. В притче нет никакого отказа, и стук в ней вообще не упоминается, как не упоминаются и повторные просьбы. Она представляет собой прямой вопрос, описывающий такие обстоятельства, в которых никто не откажет просящему. Идеи о настойчивом стуке в дверь и повторных просьбах взяты из ст. 9-10, но эти стихи не входят в притчу, и нам не следует приписывать притче то, чего в ней нет.[3]

Следующее, что следует заметить, это то, что слово, переведенное «по неотступности» (ἀναίδεια) на самом деле означает бесстыдство, наглость или «наглая назойливость». Таким образом, «Фактически в притче сказано: “Если любой из вас встанет в полночь, чтобы исполнить просьбу бесцеремонного друга, то разве Бог тем более не ответит на ваши молитвы?”  Притча говорит о том же самом, что и Мф. 6:26-34/Лк. 12:22-34: о свободе от беспокойства. Обратите внимание особенно на Мф. 6:27, где используется конструкция “Кто из вас?” Если Бог печется о птицах и цветах, неужели Он не позаботится о вас? Если друг встанет посреди ночи и даст просящему хлеба, то неужели ваш Небесный Отец поступит иначе?»[4]

Далее, Христос говорит: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Эти стихи подчеркивают не добродетель и настойчивость просящего, ищущего и стучащего. Но повторяют ту же мысль, что и предыдущая притча. Вы стучите в двери милостивого Отца, вы простите любящего давать. Эти слова не являются столько призывом быть настойчивым в молитве, сколько заверением в том, что наш любящий Небесный Отец рад слышать молитвы Своих детей. Наша молитва меняет не отношение Бога к окружающему миру, а наши взгляды, ценности, и мотивы. Благодаря голгофской жертве Христа, возрождению Духа, и избранию Отца – мы больше не враги Богу, но любимые дети, которых Он «оживотворил со Христом, и воскресил с Ним, и посадил на небесах с Ним, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:5-7). Это должно вселять в нас уверенность и надежду, когда мы обращаемся к Богу в молитве с сердцем преисполненным благодарности, несмотря на обстоятельства.

______________________

[1] Garland, Luke, 459.

[2] Снодграсс, Притчи, 676.

[3] Там же, 676.

[4] Там же, 685.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print