fbpx

Притча о бодрствующих рабах

Лк. 12:35-40

В продолжение серии постингов о толковании притч Иисуса Христа давайте рассмотрим притчу о бодрствующих рабах из Евангелия от Луки 12:35-40. Главной мыслью этого отрывка является призыв всегда быть в полной готовности. Готовности к чему? К встрече со своим Господом. В предыдущей притче (Лк. 12:16-21) мы видели, что неожиданность нашей встречи с Богом может быть связана с внезапной смертью. 

В следующих стихах Христос говорит о том, что неожиданность нашей встречи с Богом также зависит от внезапного возвращения Сына Человеческого. Учение Иисуса Христа в 12 главе показывает, что находиться в полной готовности означает переносить гонения, мудро использовать материальные ценности, и быть верным распорядителем в доме Божьем.

Притчи и образы, используемые в этих стихах, связаны с древнеближневосточной концепцией домашнего хозяйства. Христос говорит о зажжённых свечах, ожидающих привратниках, приезде господина без предупреждения, опасности проникновения в дом воров, отношении распорядителя дома к другим слугам, а также наградам за верную и наказаниях за небрежную службу.

Так как люди во времена НЗ носили длинную одежду, перед тем как приступить к работе или двинуться в путь, люди её подпоясывали. Этот образ, а также образ зажжённого светильника говорит о постоянной готовности. Обратите внимание на то, что это повеление «да будут (ἔστωσαν) чресла ваши препоясаны и светильники горящи», стоит в настоящем времени активного залога, что указывает на необходимость постоянно находиться в состоянии полной готовности. К чему мы должны быть постоянно готовы? Как показывают следующие слова, мы должны жить в постоянном ожидании возвращения своего Господина.

36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. 37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. 38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. 39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

Здесь Христос проводит несколько сравнений. Во-первых, Он говорит Своим слушателям, что они подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака. На Древнем Ближнем Востоке брак был большим праздником с определенным традициями. Вначале будущую семейную пару обручали дома у невесты, после чего жених начинал процесс подготовки к свадьбе. Этот период нередко сопровождался разлукой обрученных. В назначенный день, жених, вместе с друзьями и родственниками совершали торжественное шествие к дому невесты, где их ждал большой пир, продолжавшийся несколько дней и вступление в супружеские отношения. По окончании этого радостного праздника жених возвращался в свой дом со своей женой.

Так время возвращения господина не было точно оговорено, его привратники должны были бодрствовать в ожидании господина. Ночное время делилось на четыре стражи: первая стража с 6 вечера до 9; вторая – с 9 до 12; третья – от полуночи до 3 часов ночи; последняя от 3 до 6 утра. Чем позднее вернется господин, тем больше вероятность задремать.

Однако те рабы, которых хозяин найдет бодрствующими (γρηγορέω) будут блаженны (μακάριος). Описываемое Христом блаженство, ожидающее Его верных слуг, не вписывается ни в какие культурные рамки того времени. Вместо того, чтобы похлопать их по плечу, или даже искренне поблагодарить, господин сажает их за стол и начинает обслуживать их. Это было неслыханным ведь господа не обслуживают своих рабов. Однако наш Господи н не такой как все. Он Господин-слуга, Который оставил нам величайший пример смирения и служения.

Позже, в Лк. 22:25-27 мы прочитаем о том, как во время тайной вечери Христос скажет ученикам: «Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.             Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий».

Далее Христос сравнивает нас с хозяином (или распорядителем) дома, который приготовившись к приходу вора в состоянии предотвратить кражу. Так как воры обычно не предупреждают о своём визите, домоправитель должен находиться в состоянии постоянной готовности и бдительности. Какой же вывод делает для нас Христос?  Ст. 40 «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».

Так как время возвращения Сына Человеческого на эту землю для того, чтобы вознаградить своих верных рабов и наказать неверных, никому не известно, мы должны быть постоянно готовы. Согласно данному контексту, готовность выражается в «верности в служении и постоянстве в свидетельстве».[1] Это не может не заставить задуматься о том, в каком состоянии находимся мы.

Также, важно обратить внимание на вопрос Петра: «Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?» (ст. 41). Мне кажется, Пётр спрашивает не о том, нужно ли только нам 12 ученикам быть готовыми, или это касается всех? По-моему, его вопрос связан с чрезвычайно шокирующим образом вернувшегося господина, который найдя своих рабов в бодром ожидании, усаживает их за стол и начинает им служить. Таким образом, Пётр спрашивает о том, кого ждет столь радужная перспектива, всех или только 12 апостолов?

Христос не отвечает на его вопрос прямо. Вместо этого он задаём ему ответный вопрос: «кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?» (ст. 42). Домоправителем был старший раб, который в отсутствии своего господина распоряжался его имуществом. В данном случае распорядитель имения получил от своего господина повеление заботиться об остальных слугах. Таким образом, на вопрос кому будет служить Сын Человеческий, когда вернется в славе, Христос отвечает: тем, которые будут служить Его рабам.

В ст. 42-44 Христос Говорит о том, что верный управитель дома получит награду. В этих стихах мы видим идею о том, что невозможно быть верным Богу и в то же время игнорировать Его рабов и их нужды. Мы уже вспоминали о том, как Иисус сам показал ученикам пример руководителя-слуги, а также указал на то, что смиренное служение другим является истинным показателем величия. Те, кто ставит себя и свои нужды на первое место не должен рассчитывать на то, что, вернувшись, Христос будет служить им. Так как они не служили в этом мире никому кроме себя, они уже получили свою награду. Но тех, кто верно следует примеру самоотверженного служения другим, ждет награда, символизируемое словами «над всем имением своим поставит его».

В ст. 45-48 Христос говорит также и о рабе, который начал пренебрегать своими обязанностями и злоупотреблять своим служебным положением. Вдобавок, этот негодный раб считает, что отсутствие его господина даёт ему право безнаказанно впадать во всякого рода бесчинство. Вместо того, чтобы заботиться о нуждах тех, заботиться о ком поручил ему хозяин, он идет на поводу у своих похотей.

Такого раба ждет суровое наказание: «то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными». Здесь мы также видим универсальный принцип, который заключается в том, что тем больше истины мы получили, тем больше ответственности на нас возлагается жить в соответствии с ней. Следовательно, мы грешим не только когда мы делаем то, что Библия нам запрещает, но также и тогда, когда мы не делаем того, что Библия нам велит. Мы видим, что те, кто не знает о воле Божьей не освобождены от ответственности, так как их задачей было искать воли своего господина. Но, все же, «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». Наше знание воли Божьей будет определять строгость нашего суда.

Задумайтесь над тем, сколько много дано нам. Сколько мы читали и слышали проповедей по Слову Божьему. Насколько же мы с вами не должны жить лишь ради угождения собственным желаниям, но ради служения Богу и ближним. 

_______________________

[1] Tiede, Luke, 241.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print