Итак, музыкальное служение должно прославлять Бога и вместе с тем назидать человека,[1] однако что должно характеризовать здравый поход, направленный на достижение этих целей?
Во-первых, нужно признать факт того, что в Библии упоминаются самые разнообразные музыкальные инструменты, которые использовались при пении Господу. Их можно разделить на три категории: духовые, струнные, ударные (Пс. 150). В Библии нет запрета на использование разнообразных музыкальных инструментов для служения Богу. Учитывая этот факт, неразумно относить тот или иной музыкальный инструмент к категории «неподходящих» для использования в церкви. Для такого запрета нет библейского основания.
Во-вторых, нужно признать факт того, что нам практически ничего не известно о мелодиях, которые использовались при исполнении библейских псалмов в дохристианскую эпоху. На основании Библии, Мы ничего не можем знать о жанрах и стилях музыкального служения тех дней. На сегодняшний день нет никаких сведений о музыке, исполнявшейся иудейскими музыкантами. Точно неизвестно, была ли у них какая-либо нотная система. О музыке первой церкви, до наших дней дошли только скромные данные. В основном пение было совместным. Церковная музыка постоянно менялась, то усложнялась, то упрощалась, но никогда не существовало каких-либо канонов в этом отношении. На основании Библии нельзя сделать чёткое заключение о том, какой жанр и стиль предпочтительнее в глазах Бога. Учитывая этот факт, в вопросе музыки верующие имеет определённую свободу.
В-третьих, Библия говорит об ответственном отношении ко всему, что касается служения Богу, и музыкальное служение не исключение. Музыкальное служение в храме планировалось и осуществлялось весьма тщательно. Певец допускался в хор левитов в возрасте тридцати лет, после пятилетнего ученичества (1 Пар. 23:3). Пять лет сравнительно короткий срок, поэтому высказывалось предположение, что музыкантов-левитов воспитывали с детства. Служили же певцы в хоре с тридцати до пятидесяти лет. Исполнение псалмов было очень качественным благодаря строгой дисциплине, постоянной практике и регулярным выступлениям. Левиты выполняли и другие обязанности, связанные с богослужением, но певцы освобождались от всего прочего, потому что занимались служением днем и ночью (1 Пар. 9:33).
Заключение
Бог подарил музыкальные способности людям, чтобы они могли воздать Ему хвалу. Поместной церкви и каждому христианину в отдельности необходимо знать, как правильно использовать этот дар. Нужно всегда помнить о том, что музыкальное служение должно прославлять Бога, назидать человека и быть здравым.[2]
Несмотря на то, что основные принципы музыкального служения достаточно ясно изложены в Библии, существует много споров относительно использовании музыки в церкви. Кто-то берёт в пример пение первых христиан, кто-то указывает на танец Давида. Одним людям нравится один стиль музыки и пения, а другие считают более подходящим другой.
Что важно понимать в разрешении этих споров?
Во-первых, что музыка это понятие культурно-относительное. Восприятие духовной музыки формируется в рамках той или иной культуры. Оно не продиктовано напрямую Словом Божьим. В этом вопросе христианам дана свобода. Поэтому вопрос правильности той или иной музыки, инструментов и других вещей в музыкальном служении, можно решать на уровне отдельной помесной церкви. Определяющим в решении этого вопроса будет обеспечение возможности для всех участников этого служения – поклоняться Богу от всего сердца и получать при этом назидание. Музыкальное служение не должно стать камнем преткновения для пришедших на богослужение. Это Божий дар, который нужно научиться правильно использовать в контексте той или иной христианской общины. Поместной церкви нужно стремиться достигать максимально возможного единодушия по поводу стилей, музыкальных инструментов, аппаратуры, громкости звука и других вопросов музыкального служения. Только при условии единства и согласия в вопросах музыкального служения поместной церковью могут быть достигнуты его главные цели.
Во-вторых, христианская музыка – это особая музыка, которая должна передать характер и суть библейской истины. Для этого должны использоваться особые средства, что касается гармоничного сочетания слов, музыки, манеры исполнения, а также авторства. Музыкальное служение церкви, направленное на хвалу в адрес Святого Бога не должно черпать своё вдохновение от безбожной мирской культуры (1 Ин. 2:15-17).[3] Это может вызвать негативные эмоции и нежелательные ассоциации, что сделает невозможным достижение главных целей музыкального служения.
В-третьих, необходимо подходить к музыкальному служению не слишком узко. Это подразумевает более широкий взгляд, чем личные предпочтения того или иного человека в церкви. Это значит учитывать мнение большинства членов поместной церкви. Это помнить о том, что музыкальное служение призвано помогать людям в церкви поклонятся Богу. Оно не должно стать камнем преткновения. Если музыкальное служение приводит к спорам и разделениям в церкви или не достигает правильных целей, оно нуждается в реформировании.
В-четвёртых, нужно подходить к музыкальному служению ответственно. Только имеющее библейское основание и хорошо подготовленное служение будет достигать цели. Поэтому важно периодически проводить оценку музыкального служения, чтобы определить, насколько оно соответствует библейским принципам. Необходимо оценивать музыкальный потенциал церкви, и исходя из этого, развивать музыкальное служение, поднимая его на более качественный уровень. Не каждая церковь может позволить себе иметь хор или хорошо организованную музыкальную группу. Не в каждой церкви есть одарённые певцы или музыканты. Важно помнить следующее: поместная церковь должна максимально хорошо использовать имеющиеся у неё ресурсы, чтобы достигать главных целей музыкального служения. Это подразумевает обновление репертуара, чтобы через новые гимны научать доктрине. Это подразумевает использование музыкальных инструментов, в зависимости от наличия в церкви подготовленных музыкантов. Это подразумевает выбор подходящих стилей, мелодий и даже тональностей, чтобы участники музыкально служения могли свободно играть и петь, сосредоточившись более всего на содержании гимнов.
Итак, совершая музыкальное служение церковь должна постоянно помнить о том, что его главная цель прославлять Бога и вместе с тем нести назидание человеку. Для достижения этих целей необходим здравый поход. Он включает разнообразие в использовании инструментов, мелодий и стилей. Он включает разумное планирование и соответствующую подготовку. Он включает взаимное уважение ко всем участникам этого служения.
Псалом 45:7-8
זַמְּר֣וּ אֱלֹהִ֣ים
זַמֵּ֑רוּ
זַמְּר֖וּ לְמַלְכֵּ֣נוּ
זַמֵּֽרוּ׃
כִּ֤י מֶ֖לֶךְ כָּל־הָאָ֥רֶץ אֱלֹהִ֗ים
זַמְּר֥וּ מַשְׂכִּֽיל׃
хвалите Бога
хвалите
хвалите Царя нашего
хвалите
потому что царь всей земли Бог
хвалите научая
В этом отрывке хорошо показаны обе цели музыкального служения: прославлять и научать. Бог достоин нашего поклонения, потому что Он царь всей земли. Церковь призвана хвалить Бога и разумно использовать данные для этого возможности.
_________________
[1] Первые христиане, скорее всего, использовали для этого псалмы из книги Псалтирь, а также гимны и духовные песни, сочинённые в их время (Кол. 3:16)
[2] Говоря о здравом подходе важно отметить, что музыкальное служение не должно производить «болезни» в поместной церкви, а наоборот приносить «оздоровление», созидая благоприятную атмосферу взаимной любви в поклонении живому Богу.
[3] Наметилась тенденция брать известные в мире песни, стихи и мелодии и с небольшими изменениями использовать в музыкальном служении церкви. Это не лучший путь по нескольким причинам. Во-первых, в памяти слушателей может всплывать первоначальный текст, что не позволит достичь цели поклонения и назидания. Во-вторых, известная мелодия может вызвать не те эмоции, которые нужны для правильного поклонения Богу. Поэтому лучше отказаться от практики переделывания «мирских хитов» для нужд христианского музыкального служения.