fbpx

Парадоксы неверия. Вт.1:22-27а. Часть 2.

Непослушание неверного поколения Господу, спустя два года после исхода из Египта, вскрыло их парадоксальное неверие, которое проявлялось вопреки всем добрым ожиданиям. Хотя перед ними находились все перспективы благословенной и счастливой жизни с Господом в пределах дарованной Им земли, однако они не смогли войти туда из-за неверия.

В предыдущем блоге были названы два первых парадокса неверия неверного поколения Израиля: Во-первых, НЕВЕРИЕ ИГНОРИРУЕТ проявленные суды и милости Господни (1:19), и, во-вторых, НЕВЕРИЕ БОИТЬСЯ исполнять волю Господню (1:20-22). Хотя здесь мы рассматриваем парадоксы неверия в пределах определенного поколения людей, в пределах определенных обстоятельств и в пределах определенного исторического времени, все же нужно признать, что эти парадоксы не являются уникальными по своей сущности, но присущи неверию как таковому, проявляясь всегда, когда человек знает о Боге, но проявляет непослушание Его воле. Давайте продолжим рассматривать текст, чтобы выделить и назвать последующие парадоксы неверия.

 Третий парадокс: НЕВЕРИЕ ИЩЕТ доказательств истинности и действенности Божьих слов (1:22-23) «Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем пред собою людей, чтобы они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам…” Слово это мне понравилось…»

На первый взгляд заявленная просьба выглядит как особая предусмотрительность, а тех, кто выразил эти слова, кажется, нужно похвалить за то, с какой осторожностью они подходят к вопросу своего продвижения вперед. Но это лишь на первый взгляд. Дело в том, что перед этим Господь достаточно ясно сказал, что Израилю нечего бояться т.к. Он все уже полностью все предусмотрел (ср. 1:7, 8, 20, 21). Более того, ничего не нужно доказывать и подтверждать. Просто нужно проявить послушание Господу, Который идет перед ними, Который все предусматривает наперед, Который исследует и знает все до микроскопических деталей, Который принес совершенное известие и Сам проложил маршрут будущего пути. То, что совершил Господь не требует доказательств, а послушания.

Нужно заметить, как в тексте показан определенный контраст между тем, что сказал Господь и тем, что говорят или могут сказать люди. При этом, в евр. тексте идет определенная игра слов, когда последовательно сообщается о том, что «Господь, Бог наш, говорил нам…и сказал» (1:6), о том, что «…сказал…» (1:20) Моисей народу, и теперь, когда к Моисею подошли все и «…сказали: “Пошлем пред собою людей, чтобы… принесли нам известие”» (букв. с евр. «принесли нам слово [евр. давар(1:22). При этом, вспоминая о тех событиях Моисей признает, что «Слово [евр. давар] это мне понравилось» (1:23).[i] Хотя, Моисей не представляет прошение народа в негативном свете, однако, в контексте происходящего, у народа, отчетливо прослеживается полное отсутствие доверия Господу. Для них «известие» (т.е. «слово») человеческое, которого они еще не получили (1:22), представляется более авторитетным нежели слово Господа, которое Он уже дал: «как говорил … Господь» (1:21).

Слово Божье не нуждается в доказательствах, так как ничто во всем мире не может сравниться с его силой и авторитетностью. Через пророка Иеремию Господь провозглашает: «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23:29). Во всем Писании неоднократно отмечается, что полное доверие Божьему Слову является отличительной особенностью истинно верующих людей. Например, в величественном Псалме 118, в котором воспевается Божье Слово, псалмопевец говорит:

  • «Истаивает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое» (ст. 81);
  • «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (ст. 105);
  • «Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю» (ст. 114);
  • «Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его» (ст. 140);
  • «Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю» (ст. 147).

В Новом Завете, в Своей Первосвященнической молитве, Христос говорит: «…они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое… Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:6, 14). Автор послания Евреям провозглашает силу и действенность Божьего Слова, говоря: «Ибо слово Божие живо и действенно…» (Евр. 4:12).

Четвертый парадокс: НЕВЕРИЕ ВЕДЕТ к промедлению исполнения Божьих повелений (1:24-25) «Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее; и взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам»

Двенадцать представителей народа, по одному представителю от каждого колена, под тайным прикрытием, как разведчики, входят в Обетованную землю, чтобы убедиться в действенности Божьих слов. Согласно сказанному в кн. Числа 13:26, для этого им потребовалось целых 40 дней. Однако, на фоне упомянутых Божьих повелений (см. 1:8, 21), эта отсрочка была одним мастерски-завуалированных проявлений неверия, когда выискиваются различные благовидные причины, чтобы хотя бы на время отстрочить выполнение того, к чему призывает Господь. При этом, следует заметить, что время промедления не устранило неверия Израиля, но во много крат усилило его. Когда соглядатаи вернулись и в своих руках принесли красивые плоды земли, а в своих устах формально приятный отчет: «Хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам» (1:25), для укоренившегося и еще глубже возросшего неверия это уже не было достаточным аргументом.

Интересно заметить, что, описывая маршрут соглядатаев, Моисей особым образом выделяет «долину Есхол» (1:24), которая находилась близ Хеврона. Почему? Дело в том, что эта местность была напрямую связана с именем их праотца Авраама, который «…поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Читая повествование о его жизни и вере, мы видим, что всегда, когда Господь дает повеления Аврааму, Авраам исполняет их без промедления. Именно так ведет себя живая вера в Бога:

  • «И сказал Господь Авраму: “Пойди из земли твоей…” И пошел Авраам, как сказал ему Господь…» (Быт. 12:1-4).
  • «И сказал Господь Авраму… “… всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. … Встань, пройди по земле этой в длину и в ширину ее, ибо Я тебе дам ее.” И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу» (Быт. 13:14-18).

Местность долины Есхол близ Хеврона была своеобразной визитной карточкой для веры Израиля. Именно там, Авраам прожил большую часть своей жизни в Ханаане. Именно там он особым образом поклонялся Господу. Именно там Господь дал долговременные обетования обладания ханаанской землей. Именно там он был похоронен. У Израиля было больше чем достаточно свидетельств, чтобы поверить, войти, завладеть землей и проводить жизнь в полном доверии Господу. Если бы Израиль поступал по примеру веры Авраама, он бы не проявил парадоксального неверия и с легкостью бы завладел обетованной территорий Ханаана.

Пятый парадокс: НЕВЕРИЕ ПОДНИМАЕТ восстание против Господа (1:26-27а) «Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего, и роптали в шатрах ваших …»

В евр. тексте глагол «не захотели» (т.е. «не пожелали»), предшествует двум незамедлительным последующим действиям: «воспротивились… и роптали». Последним двум глаголам, в евр. тексте, предшествует союз «и» (так называемый последовательный вав), который указывает, что противление и ропот были прямыми последствиями от того, что они «не пожелали» проявить послушание. Первое действие (бессловесное восстание) буквально переводиться «и противостали лицу Господа Бога вашего» (ст.26б). Их нежелание исполнить Божье повеление, воспринималось Господом, как попытка злобного нападения (покушения) на Него. Второе действие (словесное восстание): «и ворчали [«шептали»] в шатрах ваших…» (ст. 27а). Если первое действие выражалось без помощи слов, посредством бездействия, то второе действие выражалось словесном бормотании в тихой тайной форме в кругу семьи и самых близких людей. На народном собрании они громко кричали формальную весть, принесенную соглядатаями: «Хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам…» (1:25). Но в своих сердцах и в своих шатрах, они под нос ворчали совершенно другую весть: «Господь по ненависти к нам вывел нас из земли египетской…» (1:27). И эта вторая весть, сказанная в неверии, была противна Господу.

В Псалме 105, псалмопевец, вспоминая именно этот эпизод противостояния и ропота, напрямую связывает это с неверием Израиля, говоря: «…И презрели они землю желанную, не верили слову Его; и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня…» (Пс. 105:24-25). Это подчеркивает универсальную порочную особенность неверия: неверие всегда поднимает восстание против Господа. Но в отличии от восстаний против земных царей и авторитетов, которые обычно совершаются с помощью силы и оружия, восстание неверием против Всемогущего Господа совершается довольно тихо в физической сфере посредством бессловесного противления и ропота. Однако, это тихое восстание звучит очень громогласно в духовной сфере покушаясь на то, чтобы унизить Божье владычество и Его авторитет. Продолжение следует…

 

[i] В этой части Моисей упоминает некоторые важные детали, которые проясняют картину печальных событий в Кадес-Варни. Читая 13 главу книги Числа, можно прийти к выводу, что Господь первым проявил инициативу и дал повеление Моисею, чтобы тот послал соглядатаев осмотреть Обетованную землю, которой они должны были скоро завладеть. Но, разъяснение Моисея показывает, что не Господь, а народ стал инициатором исследования земли: «Но вы все подошли ко мне и сказали: Пошлем перед собою людей, чтобы они исследовали нам землю и принесли нам известие» (Вт. 1:22). Сопоставляя с сказанным в кн. Числа 13 гл. мы должны понимать, что, говоря Моисею: «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю ханаансткую, которую Я даю…» (Чис. 13:3), Господь дает не повеление, а допущение т.к. они были движимы неверием и искали дополнительных доказательств действенности Божьих слов.

 

 

Читайте наш блог: