fbpx

Парадоксы неверия. Часть 1. Вт. 1:19-21.

Слово «парадокс» (от гр. парадоксон, лат. парадоксус) буквально означает «вопреки всем ожиданиям» (Westminster Dictionary of Theological Terms, 200). Переходя к рассмотрению следующего отрывка кн. Второзаконие 1:19-45, наблюдая за поведением неверного поколения Израиля, отчетливо бросается в глаза их неверие, которое по своей сути было парадоксальным, т.е. проявлялось вопреки всем добрым ожиданиям. Здесь уместно будет заметить, что неверие, как и вера, всегда ведет себя парадоксально. Изучаемый текст Писания является наглядной иллюстрацией этому.

За месяц до своего отшествия с земли, приготовляя новое поколение Израиля к жизни в Обетованной Земле, Моисей целенаправленно вспоминает «черные страницы» истории народа, которые стали таковыми из-за неверия. Неверия, которое было готово довериться кому угодно и чему угодно, кроме Господа. Неверия, которое в начале вело себя как настоящая вера, но, вопреки всем ожиданиям, впоследствии, в самый ответственный момент, открылось и показало свое истинное лицо.

Начиная свою первую проповедь (1:1-4:43), Моисей, со скорбью в сердце, переходит от вступительных слов преамбулы (1:1-6) к описанию недавней, довольно печальной истории. Ровно 38 лет тому назад, придя от Хорива в местность Кадес-Варни, которая располагалась в самом преддверии входа в Ханаан, Израиль должен был проявить акт веры, послушаться, пойти и овладеть обещанной Господом землей (1:7-8). На этом пути Господь уже показал Израилю Свою беспрецедентную верность Своим обетованиям (1:8) умножив некогда малочисленный народ (1:9-11), покрывая милостью их пороки (1:12), устраивая их внутреннюю жизнь и быт (1:15-18).

Приготовляя новое поколение Израиля к восстановлению некогда расторгнутого Завета с ЯХВЭ, после 38-ми лет блужданий из-за неверия, перед самим входом Обетованную Землю, Моисей призывает их и все последующие поколения к верности Завету с Господом. Верности, которая зиждиться на истинной вере. Ставя диагноз неверию их отцов, Моисей говорит (это ключевой стих в этом разделе): «Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему…» (Вт. 1:32). Тогда, неверие привело к неверности и навлекло справедливое Божье осуждение: «Никто из людей этих, из этого злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим» (1:35). Важно заметить, что они не сделались неверующими вследствие чреды определенных поступков и действий, они были неверующими, что в самый ответственный момент проявилось в постигшей их духовной катастрофе.

Теперь, новое поколение, по благодати и милости Господа, придя на равнины Моава, получило уникальный шанс, – послушаться, пойти и овладеть Обетованной Землей, как сказал Господь. Самое главное условие благословенной и счастливой жизни в Земле – это вера, которая является основанием верности Господу. Самая большая опасность – это неверие, которое является основанием неверности.

За исключением Моисея и двух верных мужей (И. Навина и Халева) от прежнего «злого рода» (1:35) не осталось в живых ни одного человека. За пару десятков лет все люди неверного поколения были истреблены. Неверные люди исчезли, остались их дети – новое поколение. И для этого нового поколения осталась память о парадоксах неверия.

Рассматривая текст 1:18-45, оценивая события, отталкиваясь от ключевых слов и фраз, на примере неверия Израиля мы можем увидеть, как ведет себя неверие по отношению к Господу и Его воле. Делая выводы, в каждом случае мы увидим неверие – парадоксальным явлением, т.е. явлением, которое идет вопреки всем добрым ожиданиям и заканчивается духовной катастрофой. Прежде чем они начнут свое движение вперед, они должны отчетливо увидеть обманчивый портрет неверия Господу.

 

Первый парадокс: НЕВЕРИЕ ИГНОРИРУЕТ проявленные суды и милости Господни (1:19):

Отрезок пути от горы Хорив до местности Кадес-Варни, который должен был занимать всего лишь 11 календарных дней (1:2), занял у Израиля времени в разы больше, когда они «шли по всей этой великой и страшной пустыне». Ужас пути не был продиктован какими-либо специфическими особенностями самой местности. Он был следствием проявления определенных милостей и судов Господних. Прежде всего этот путь был символом Его водительства и милости. Как выразился Гордон Мак-Конвил, упоминание о том, что Израиль прошел великую и страшную пустыню «по-видимому делает ударение на верности Божьей на всем пути» (J. G. McConville, Deuteronomy, 67). Они воочию могли убедиться в том, как Господь идет перед ними в столбе облачном и дымном «чтобы усмотреть им место, где остановиться» (Чис. 10:33-34).

Но также, эта пустыня была «страшной» по причине явленных Господом в ней судов, когда Он «начал истреблять край стана» за ропот (Чис. 11:1), когда «гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великой язвой» (Чис. 11:33), когда Господь явил наказание для Мариам и Аарона (Чис. 12:9-10). Все эти большие уроки Господь показал на довольно небольшом отрезке пути от Хорива до Кадес-Варни. При этом, в каждом из случаев, Он проявлял свою милость и останавливал Свой гнев.

Неверие неверного поколения было парадоксальным, так как они, фактически, полностью проигнорировали суды и милости Господни, которые при наличии истинной веры должны были устрашить их сердца и привязать их к своему Богу. Но неверие не устрашается явленными Господними судами, и не прилепляется к Нему видя проявленные милости. При условии проявления истинной веры, Кадес-Варни должно было стать стартомвхождения в Обетованную Землю, но по причине неверия, к сожалению, это место стало финишем на пути неверности. Неверности Господу.

 

Второй парадокс: НЕВЕРИЕ БОИТЬСЯ исполнять волю Господню (1:20-22):

Когда Израиль преодолел прямой маршрут от Хорива к Кадес-Варни, который они «не ровно» прошли, Моисей бросает народу очень важный призыв: «не бойся и не ужасайся». Почему Моисей так сказал? Да потому, что по мере того, как народ приближался к Обетованной Земле он отчетливо видел в их глазах глубокий страх. Страх становился все больше и больше, когда они подходили все ближе и ближе. На первый взгляд, кажется, страх народа был обусловлен естественным «страхом пред неизвестностью», то есть тем что с ними будет, когда они начнут идти на «гору аморреев» (подразумевает большую часть Ханаана, находящуюся на горной возвышенности). Но в данном случае у этого естественного страха была сверхъестественная духовная первопричина – неверие Господу. Ведь, если бы Израиль действительно верил, он обязательно бы доверился Господу, у Которого вся сила и решения. Как сказано: «Бог твой, отдает тебе землю эту, иди возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, НЕ БОЙСЯ И НЕ УЖАСАЙСЯ» (1:20-21).

Можно даже не сомневаться, если бы к ним в Кадес-Варни на колеснице приехал египетский Фараон, который последние годы угнетал их народ, и предложил им вернуться в Египет на выгодных условиях, то скорее всего, люди более охотно приняли бы его предложение чем предложение Господа пойти вперед. Им бы было не так страшно, и они бы, «бумерангом», вернулись к своей некогда привычной рабской жизни к глине и соломе, вместо того чтобы войти и царствовать в Обетованной Земле где течет молоко и мед.

Страх и ужас пред неизвестным, тем что пообещал Господь, – это страх неверия Господу. И хотя у него могут быть достаточно логические и рациональные обоснования, страх исполнить то что сказал Господь, т.е. страх исполнить волю Божью – это страх неверия Ему. Как и в книге Притчи 10:29 сказано: «Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие». При этом, парадоксальным является то, что неверующий человек питает страх перед послушанием Господу и вообще не чувствует страха проявляя непослушание Его воле.

Неверие Господу и страх исполнить Его волю всегда идут рука об руку. Причем, страх неверия даже может восприниматься самим человеком, как проявление некого почтения Господу, которое находит веские причины, чтобы поступить не так, как сказал Господь, а иначе. Корень этого страха не в самом чувстве боязни, а в непонимании характера и сущности Бога. Несколькими стихами ниже это в видно в аргументации самих неверующих евреев: «Господь по ненависти к нам вывел нас из земли египетской, чтобы отдать нас в руки аморреев и истребить нас» (1:27). Хотя это и парадоксально, но в этом нет ничего удивительного. Подобным образом ведет себя также и неверный управитель из притчи Иисуса Христа (Мт. 25:24-25), который после своего бездействия заявил в глаза своему господину: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле…». Неверное поколение, как и неверный управитель, смотря через линзы своего неверия, рисует такой словесный потрет своего Господина, на котором Он больше похож на разбойника, планов которого необходимо бояться, чем на защитника, которому можно полностью довериться. Неверие вызвало ложный страх, который в конечном счете выразился в неверности.

В следующем блоге мы рассмотрим последующие парадоксы неверия.

Читайте наш блог: