fbpx

«Осуждены законом или без него!»

Как справедливый Бог может осуждать людей, которые никогда не слышали о Божьем законе? Наверно каждому из нас приходилось слышать такой вопрос. Очевидно, что в мире существуют миллионы людей, которые никогда не были знакомы с Божьим законом. Как тогда Бог будет судить их?

Существует взгляд, который утверждает, что Бог, все-таки, помилует таких людей и не пошлет их в ад. Руководствуясь текстом Римлянам 2:14-15, некоторые считают, что именно так учит апостол Павел: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».

Важно заметить, что этот отрывок, скорее всего, относится к тем, которые наиболее часто неправильно истолковывается людьми. Содержание такого неправильного истолкования заключается в следующем: еврейский народ получил от Бога закон, но они не смогли его исполнить; язычники, которые никогда не имели закона Божьего – послушны этому закону и, поэтому, заслуживают на Божью милость и особое отношение к ним.

Итак, чему учит апостол Павел в этом отрывке? Те, кто имеет Божий закон будут судимы согласно этому закону, который они получили; те, кто не имел доступа к особенному откровению Бога также будут судимы согласно закону, но это не один и тот же закон. Текст говорит о «законе, который написан в их сердцах» (τοῦνόμου γραπτὸν ἐν ταῖς καρδίαις). Павел утверждает, что люди, которые не получили написанного закона Божьего, будут судимы не только по причине общего откровения (Рим. 1:19-20), но Бог также вложил Свой моральный закон в сердце каждого человека, таким образом каждый из нас понимает разницу между добром и злом. Совесть человека осуждает или оправдывает его действия.

Важно заметить, что Павел не говорит о том, что язычники послушны этому закону, но они «показывают, что дело закона у них написано в сердцах». Фразу «дела закона» лучше понимать как (субъективный родительный падеж) «дела такого качества, которого требует закон».[1] Несмотря на то, что язычники не получили закон на горе Синай, они получили его в момент творения и этот закон открывает их вину перед Богом.

Итак, учит ли Павел о том, что Бог проявит милость к язычникам и будет относиться к ним по-другому, так как они не получили написанного Божьего закона, но поступали морально правильно? Абсолютно нет! Павел утверждает, что без Божьей праведности человек осужден перед Богом независимо от того имел он закон или никогда его не читал.

[1]John D. Harvey, Romans, EGGNT (Nashville, TN: B&H Academic, 2017), 108.

Читайте наш блог: