fbpx

“не должен быть из новообращенных…” 1Тим. 3:6

Мы продолжаем изучать библейский список требований к пастору. Следующее требование описывает стаж церковной жизни кандидата, а не его физический возраст. Такое требование было вызвано сложившейся ситуацией в Эфесе. Вероятнее всего были те, кто был назначен на пасторское служение слишком быстро, и возгордившись высоким положением в общине, принесли вред делу Божьему.[1] Изучая данный стих, важно учитывать возраст общины в Эфесе. Опираясь на хронологию, данную в книге Деяния Апостолов, она существовала около 5-7 лет.[2] Этот факт важен для понимания отрывка.

Мы должны согласиться, что не только в те далекие времена, но и сегодня, существует тенденция незамедлительно ставить талантливых, недавно покаявшихся христиан на видное место в церковном служении. Может быть, это выглядит хорошо в глазах людей, но в наш текст предостерегает против такого неосмотрительного решения. Мне лично пришлось слышать о ситуациях, когда пасторами назначали братьев, которые обратились к Богу и не имели достаточного знания Писания и стажа церковной жизни. Из-за этого как им самим, так и их общинам пришлось испытать серьезные трудности, которых можно было избежать, если бы служители последовали наставлениям Павла в этом отрывке. Поэтому в этом коротком постинге мы постараемся ответить на следующие вопросы: что означает это требование? Почему оно важно для избираемого служителя? Кроме того, я также постараюсь дать несколько практических советов.

Стих начинается с отрицания «не должен быть из новообращенных». Буквально это прилагательное переводится как «новонасажденный»[3] и иногда «новорожденный»,[4] судя по контексту, указывает на новообращённого в христианство. Это значит, что избираемый на пасторское служение должен обладать познаниями Библии и стажем в христианстве. При этом апостол не называет возраст и не указывает конкретного времени пребывания в церкви. Для Ефесской церкви, которая просуществовала всего 5-7 лет, трудно было найти из собственной среды человека, кто был бы в вере больше этого времени. Можно сделать практический вывод, что стаж служителя должен быть пропорциональным духовному стажу самой церкви. Итак, руководство церковью должно осуществляться авторитетными и духовно зрелыми людьми, а не молодыми и импульсивными. Ведь одно из слов, описывающих руководителя церкви в Новом Завете – это «старейшина», то есть старший, что указывает на преимущество в зрелости по сравнению с другими.

Вторая часть стиха служит объяснением высказанного ранее отрицания «не из новообращенных».[5]Глагол τυφόω в форме пассивного причастия «не возгордился», может иметь несколько значений: «быть надутым, самодовольным» (1 Тим. 3:6; 2 Тим. 3:4), или «ослепнуть, стать глупым» (1 Тим. 6:4).[6] Хотя это непростой вопрос, заслуживающий отдельного исследования, я согласен с теми, кто ссылаясь на тексты из Ветхого и Нового Заветов (Ис. 14:3-23; Иез. 28:2-19; Лук. 10:17–20; Откр. 12:7-9; 2 Пет. 2:4) приходят к выводу, что причиной падения сатаны стала гордость, а не зависть или что-либо другое.[7] Поэтому, молодые в вере христиане не должны становиться руководителями церкви из-за возможной опасности возгордиться и подвергнуться осуждению с дьяволом. Верно слово, власть и деньги портят человека. Они также являются средством, благодаря которому можно легче увидеть, что внутри человека. Следует вспомнить Ровоама, который в гордости отверг совет старцев из-за чего царство разделилось (3 Цар. 12:13-16).

С переводом и толкованием последней части стиха возникают определённые трудности. Это видно на примере нескольких популярных переводов.

  • «не подпал он под суд дьявола» (Кассиан)
  • «и тогда он будет осужден так же, как был осужден дьявол» (NRT);
  • «и не был осужден, как это произошло с дьяволом» (MDR)
  • «не потрапив під дияволів осуд» (Хоменка)
  • «щоб не впав у ворожий осуд» (Огиенко)
  • «та не підпав під той же осуд, що й диявол» (Турконяка)

Следующие факторы влияют на понимание этого текста. Во-первых, нужно определить в каком значении используется существительное διάβολος (диаболос). Оно может указывать на падшего ангела (то есть, быть именем собственным) или на человек из ефесской общины (то есть, клеветник, что является буквальным значением этого слова).[8] В пасторских посланиях это существительное применяется в большинстве к клеветникам из людей (1 Тим. 3:11; 2 Тим. 3:3; Тит. 2:3), но также и самому сатане (1 Тим. 3:7; 2 Тим. 2:26). Более вероятно второе значение, так как если речь идет о каком-то клеветнике из людей, который будет осуждать немудрое поведение и незрелые решения новообращенного служителя, то трудно понять повторение той же мысли в следующем стихе (1 Тим. 3:7).

Во-вторых, есть несколько вариантов того, как следует понимать фразу «подпал осуждению с дьяволом»[9]. Первое: «осуждению дьявола», как например быть взятым на церковную дисциплину, быть отданным во власть дьявола или второе, «осуждению вместе с дьяволом», быть обреченным на вечное наказание. То есть, поскольку дьявол был осужден из-за гордости, точно также неутвержденный, молодой пастор, возгордившись из-за высокого положения будет безвозвратно осужден. Второй вариант кажется более естественным, поскольку дьявол никогда не представлен в Библии, как судья.[10]

Для того чтобы уберечь кандидата и саму церковь от негативных последствий ненадлежащего руководства, Павел дает еще одно предупреждение «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22). Это подчеркивает не только ответственность самого кандидата, но и тех, кто утверждают его на служение в церкви.[11] Время может послужить к утверждению в вере и позволит увидеть точнее одаренность избираемого, его готовность к служению. Гордость, высокомерие не являются подобающими чертами пастыря церкви. Поэтому апостол акцентирует внимание на этой сфере жизни. Соломон предупреждал: «погибели предшествует гордость, а падению надменность» (Пр. 16:18).

Если вы хотите быть служителем церкви, или уже являетесь таковым, берегите ваше сердце от гордости! Вам поможет в этом подотчетность кому-то из со-служителей в вашей или дружественной церкви. Если вы будете развивать доверительные отношения и делиться искушениями, вам будет легче им противостоять (Иак. 5:16). Тогда ваш духовный друг будет знать вас настолько хорошо, чтобы оказать духовную помощь в нужный момент. Не считайте приступы гордости чем-то незначительным, относитесь серьезно к подобным проявлениям в вашей жизни, боритесь с этим, как только можете, взывайте к Богу, исповедуйтесь перед Ним. Будьте всегда на стороже. Все мы подвержены этому греху, но не позволяйте ему господствовать в вашей жизни. Пусть Господь поможет всем нам!

 

[1] William D. Mounce, Pastoral Epistles, vol. 46, Word Biblical Commentary (Dallas: Word, 2000), 177.

[2] Церковь возникла благодаря проповеди ап. Павла в период третьего миссионерского путешествия (53-57 гг. по Р.Х.), это письмо было написано (62-64 гг. по Р.Х.) в скорости после освобождения из-под домашнего ареста в Риме.

[3] Слово используется один раз в Новом Завете.

[4] В Септуагинте (Пс. 127:3; 143:12; Ис. 5:7) I. Howard Marshall and Philip H. Towner, A Critical and Exegetical Commentary on the Pastoral Epistles, International Critical Commentary (London; New York: T&T Clark International, 2004), 482.

[5] Автор использует союз цели «чтобы не».

[6] BDAG, 1021.

[7] Graham A. Cole, Against the Darkness: The Doctrine of Angels, Satan, and Demons (Wheaton: Crossway, 2019), 97.

[8]  Mounce, 181-2; Как кажется, эта идея просматривается в переводе Огиенка.

[9] «Родительный падеж существительного «дьявола», может быть объектным – осуждение, которое ждет дьявола (кара за грех гордости) – или субъектным – осуждение, которое влечет за собой дьявол (кара за дальнейшие отношения с дьяволом, на которые осуждён человек, попавшийся в ловушку гордости), (Клеон Роджерс, Ключ, 759).

[10] Там же.

[11] Подробнее об этом отрывке см. в статье Николай Лелиовский, «”Рук ни на кого не возлагай поспешно”: экзегетическое исследование 1 Тимофею 5:22». Штудии 2 (2018): 169-190.

Читайте наш блог: