fbpx

Чудеса и дары-знамения — актуальны ли они сегодня?

Чудеса и дары-знамения — актуальны ли они сегодня?

Те, кто соглашаются с существованием библейских чудес, спорят друг с другом о том, прекратился ли особый дар чудес, используемый для подтверждения откровения от Бога, со времен апостолов. Данный вопрос важен для апологетики. Во-первых, существование апостольских чудес-знамений, как даров для сегодняшнего дня, затрагивает вопрос о том, являлись ли чудеса Нового Завета подтверждением исключительно истинности утверждений Христа и апостолов, как об этом говорится в Писании. Во-вторых, если чудеса, подтверждающие утверждения о божественной истине, существуют сегодня, должны ли они быть приняты наравне с утверждениями об истине в Священном Писании? Прекратилось ли божественное откровение?

Избранные люди, известные как апостолы, получили определенные безошибочные признаки своего служения (2 Кор. 12:12). Эти дары знамений включали способность по требованию воскрешать мертвых (Мф. 10:8; Деяния 20:9–10); мгновенно исцелять болезни, которые были неизлечимы от природы (Матф. 10: 8; Иоанна 9:1–7), беспрекословно изгонять злых духов (Матф. 10:8; Деяния 16:16–18), провозглашать речи на понятных человеческих языках, которые говорящий никогда ранее не знал и не изучал лично (Деяния 2:1–8, ср. 10:44–46) и передавать сверхъестественные дары другим, чтобы помочь им в исполнении апостольской миссии (Деяния 6:6, ср. 8:5–6; 2 Тим. 1:6). Однажды (Деяния 5:1–11) апостолы вынесли сверхъестественный смертный приговор двум людям, которые «солгали Святому Духу».

Защита непрерывности чудес

Сторонники существования чудотворных даров для церкви сегодня, защищают свои убеждения несколькими аргументами:

  • Бог творил чудеса на протяжении истории искупления. Они записаны в Библии от Бытия до Откровения. Казалось бы, нет никаких оснований полагать, что они вдруг прекратятся с уходом апостолов.
  • Бог не изменился (Mал. 3:6). Иисус тот же «вчера, сегодня и вовеки» (Евр. 13:8). Если чудотворец-Бог не изменился, то почему вдруг чудеса должны прекратиться?
  • Иисус говорил о продолжающихся чудесах. Он сказал: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». (Иоан. 14:12). В своем поручении, записанном у Марка, Иисус сказал, что чудеса будут сопровождать Евангелие по мере его распространения (Марка 16:17–18).
  • Чудеса являют Божье величие (Исх. 7:17) и славу (Иоанна 11:40), укрепляют народ Божий в нужде (Исх. 14:21; Второзаконие 4:34; Деяния 12:1–19) и передают Божью весть Его людям (Исх. 4:8; Евр. 2:3–4). Потребность в данных способностях сохраняется и сегодня.
  • Существуют современные примеры чудесных явлений, совершаемых через апостолов, включая дары языков, особое исцеление и даже воскрешение из мертвых. (См. Джон Уимбер, Мощный евангелизм, 44).

 

Взгляд, утверждающий, что чудеса прекратились

Предлагаются как положительные, так и отрицательные аргументы в пользу того, что особый дар чудотворения прекратился во времена апостолов.

  • Доказательство чудес настоящего времени из прошлого. По логике, между прошлыми и настоящими чудесами нет никакой связи. Даже на протяжении тысячелетий библейской истории чудеса были сгруппированы в три очень ограниченных периода: (1) Период Моисея: от исхода до взятия земли обетованной (с отдельными случаями в период судей); (2) Пророческий период: от позднего царства Израиля и Иудеи во время служения Илии, Елисея и, в меньшей степени, Исайи; (3) Апостольский период: от служения Христа и апостолов первого века. Чудеса происходили не постоянно и не без цели. Теологически три великих периода чудес имеют определенные общие черты: Моисею нужны были чудеса, чтобы спасти Израиль и обеспечить существование огромного количества людей в пустыне (Исх. 4:8). Илия и Елисей совершали чудеса, чтобы избавить Израиль от идолопоклонства (см. 3 Царств 18). Иисус и апостолы творили чудеса, чтобы подтвердить установление нового завета и его избавление от греха (Евр. 2:3–4). То, что чудеса случаются в особенное время для особых целей, не является аргументом в пользу того, что они будут иметь место, когда эти условия больше не будут преобладать. Проблема не в том, происходили ли чудеса в прошлом, и поэтому мы делаем слишком упрощенный вывод, что они должны продолжаться и сегодня. Скорее, вопрос в том, какова была их цель и актуальна ли эта цель и сохраняется ли она сегодня?[2]
  • Неизменные атрибуты; отличные действия. Бог никогда не меняется, но изменяется Его программа на земле. План Его искупления проходит через различные этапы, и то, что верно на одном этапе, может быть неверно на другом. От нас больше не требуется воздерживаться от вкушения запретного плода (Быт. 2:16–17). Нам не нужно приносить ягненка в жертву за грехи (Исход 12). Нами больше не руководят двенадцать апостолов и Павел; мы скорее ведомы последним откровением Бога в Писании. Обратите внимание, что 2 Коринфянам 12:12 называет чудеса «признаками апостола». Поскольку это было знаком апостолов, чудеса не могли быть общими для большинства, иначе они больше не оставались бы уникальной чертой апостольства.[3]
  • Обетования апостолам. Иисус обещал, что чудеса продолжатся и после того, как он уйдет, но Он не сказал, что они продлятся до Его возвращения. Его заявление в Иоанна 14:12 было адресовано именно апостолам. Предшественником того вы в этом обещании являются одиннадцать, которые были с Ним. Его обетование ниспослать крещение Святым Духом, с которым и пришел дар языков, было дано только апостолам (Деяния 1:1-2). И только над апостолами оно нашло свое исполнение в день Пятидесятницы (Деян. 1:26; ср. 2:1, 7, 14). Неапостольские примеры проявления говорения на языках свидетельствуют о спасении первых самаритян и язычников, и тех, на кого апостолы возлагали руки (ср. Деяния 8:17–18; 2 Тим. 1:6) или в присутствии провозглашения апостола (Деяния 10: 44; ср. 11:15). Ссылка на особые «признаки апостола» (2 Кор. 12:12) не имеет смысла, если этими дарами обладал кто-либо еще, кроме апостолов или тех, кому Христос и апостолы передали этот дар.
  • Желание не означает исполнение. Есть желание, чтобы чудеса не заканчивались, но не всякая потребность является реальной нуждой. Иов не получил чудесного исцеления. Не получил его и Епафрас. Как и апостол Павел, который страстно желал быть исцеленным (2 Кор. 12). Трогательное свидетельство Джони Эриксон Тада включает в себя поиск ею чудесного исцеления, прежде чем она согласилась с тем, каким образом Бог решил использовать ее парализованную.

По сравнению с периодами, когда чудеса имели место в библейские времена, сегодня нет реальной необходимости в сверхъестественных знамениях. Чудеса подтвердили новое откровение (Исх. 4:6; Иоанна 3:2; Деяния 2:22). Однако Библия — это намного больше того, чем обладали новозаветные святые; она завершена и достаточна для веры и практики. Нет необходимости повторять день Пятидесятницы больше, чем Голгофу и пустую гробницу.

Хотя чудеса могут проявлять Божье величие, славу и избавление, Он достигает всего этого и иными способами. Небеса возвещают Его славу и величие (Пс. 18; Ис. 40). Духовное избавление достигается силой Евангелия (Рим. 1:16). Бог действует через общее и особое провидение, не отменяя законов природы.

Даже когда существует очевидная потребность в божественном вмешательстве, есть вещи, ради которых Бог никогда не совершает сегодня чуда. Он не откладывает назначенное время смерти (Рим. 5:12; Евр. 9:27). Это не означает, что Бог никогда не вмешается сверхъестественным образом, чтобы решить проблему смерти. Для этого было назначено время при воскресении (1 Кор. 15). А пока мы ждем телесного искупления (Рим. 8:23) – чуда воскресения.

 

Проблема даров-знамений 

Утверждение, что дары апостольских знамений все еще существуют, не позволяет провести различие между фактом чудес и даром чудес:

 

Дар чудес

Факт чудес
Ограничен библейским временем

Происходит в любое время

Временный

Постоянный

Совершался через людей

Совершался без людей

Подтверждает новое откровение

Не подтверждает откровение

Апологетическая ценность

Апологетическая ценность отсутствует

Мнение, согласно которому знамения и чудеса прекратились с эрой апостолов, не утверждает, что Бог не может совершать чудес первого века. Им утверждается, что особый дар совершать чудеса, которым обладали апостолы, остался в прошлом, как только подтвердилось божественное происхождение их проповеди. В Послании к Евреям 2:3–4 автор Послания называет эти особые знамения даров апостола уже прекратившимися примерно в 69 году нашей эры, когда он говорил о послании, «впервые провозглашенном Господом». «Бог также свидетельствовал [в прошлом] об этом знамениями, чудесами, различными знамениями и дарами Святого Духа, распределенными согласно Его воле». Иуда, написавший позднее (после 70 г. по Р.Х.), говорит о вере, которая была «раз и навсегда вверена святым» (ст. 3). Иуда призывает своих слушателей «вспомнить, что предсказывали Апостолы Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 17). Здесь также чудесным образом подтвержденная апостольская весть считается прошлой к 70 году по Р.Х.. Несмотря на обилие апостольских чудес (ср. Деяния 28:1–10) до конца книги Деяний, около 60–61г.г., в посланиях Павла после этого времени нет никаких упоминаний об апостольских чудесах.

Этот аргумент о внезапном отсутствии чудес после их прежнего изобилия не следует путать с ошибочным «аргументом молчания». Библия не умалчивает о природе, цели и функции этих особых апостольских чудес (см., например, 2 Кор. 12:12; Евр. 2: 3–4). Эта функция подтверждения апостольского откровения соответствует их прекращению, поскольку после подтверждения откровения в ней пропала необходимость.

Следует отметить, что Павел, очевидно, не мог исцелить некоторых из своих доверенных помощников (Фил. 2:26; 2 Тим. 4:20), прося молитвы или рекомендуя им принять лекарство (1 Тим. 5:23). Даже когда Павел сам творил чудеса, он не мог исцелить свой физический недуг (Гал.  4:13). Фактически, в Священном Писании никогда не упоминалось, чтобы кто-то совершал чудо для своей собственной выгоды. Эта болезнь могла возникнуть из-за ослепления Богом, или для призыва его к смирению. В любом случае, Павел рассматривал данную ситуацию, как укрепление своей ценности как служителя, благодаря его слабости. Чудеса должны были совершаться по воле Бога.

Особые знамения, данные апостолам, подтвердили их авторитет как представителей Христа в основании церкви. Иисус обещал им, как Его свидетелям, ниспослать особую «силу» (Деяния 1:8). Во 2 Коринфянам 12:12 Павел представляет свои чудеса в качестве подтверждения своего авторитета. Послание к Евреям 2:3–4 говорит об особых апостольских чудесах как доказательстве их свидетельства о Христе. Бог ниспослал такое особое подтверждение Своим ключевым служителям, начиная от Моисея (Исх. 4; 3 Цар. 18; Иоанна 3: 2; Деяния 2:22).

Точка зрения сторонников завершения чудотворений заключает, основываясь как на Священном Писании, так и на истории, что сверхъестественные дары чудотворений, такие как апостольские знамения, не проявлялись кем-либо с их времен. В то время как чудеса особых даров прекратились, сам факт чудес не обязательно завершился. Однако не существует свидетельств наличия групп или лиц, обладающих особыми дарами. Учитывая склонность СМИ к сенсационности, обладай кто-то подобной силой, это стало бы широко известным фактом. Апостольские чудеса имели по крайней мере три характеристики, которых не достает действиям любого современного чудотворца.

Характеристики чудес Нового Завета

Во-первых, чудеса Нового Завета были мгновенными. Когда Иисус или апостолы совершали чудо, результаты всегда были незамедлительными. Человеку с пожизненным недугом было сказано: «Встань! Возьми свою постель и иди». Сразу же человек выздоровел; взял циновку и пошел» (Иоан. 5:8–9). Петр взял нищего за руку, и «мгновенно укрепились ноги и суставы человека» (Деяния 3:7). Даже двухэтапное чудо из Марка 8:22–25 заняло буквально мгновения, и каждый шаг немедленно давал намеченные результаты. Не было никакого постепенного исцеления в течение нескольких дней или недель. Все они были мгновенными.

Во-вторых, чудеса Нового Завета просто не могут не состояться. Чудо — это особое действие Бога, и Бог не может потерпеть неудачу. Кроме того, нет данных, что кто-либо, получивший исцеление, снова бы заболел. Если бы рецидивы имели место, враги евангельской вести быстро использовали бы их, чтобы дискредитировать Христа или апостолов.

Конечно, воскрешенные из мертвых снова умирали. Только Иисус получил вечное бессмертное тело воскресения (1 Кор. 15:20). Лазарь снова умер, когда настал его момент. Последнее и вечное чудо воскресения произойдет во время Второго пришествия Христа (1 Кор. 15:52–53).

В-третьих, дары новозаветных знамений, проявленные Иисусом и апостолами, были успешными в любых условиях – даже при неизлечимых болезнях и у мертвых людей. Они исцеляли людей, рожденных слепыми (Иоанна 9) и даже мертвых, которые начали разлагаться (Иоанна 11). Кроме того, они исцеляли все виды болезней, а не только легкие формы (Мф. 10:8). Иногда они исцеляли всех, к ним приводимых, со всей округи (Деяния 28:9). Легко проверить факт, что сегодня никто не обладает особыми способностями, которые имел Иисус и апостолы – мгновенно исцелять все болезни и даже по требованию воскрешать мертвых (Деяния 9:39-40). Эти особые «знамения апостола» (2 Кор. 12:12), а также способность раздавать людям Святого Духа (Деяния 8:18), особые дары (2 Тим. 1:6) и поражать псевдо-христиан смертью (Деяния 5) прекратились.

В-четвертых, в отличие от чудес апостольских времен, современные чудеса не подтверждают новое откровение и не подтверждают полномочий посланников Бога. Верность человека в повиновении и провозглашении Священного Писания теперь подтверждает его проповедь. Попытки подчеркнуть чудеса или заявить о сверхъестественных дарах теперь стали дисквалифицирующим, а не квалифицирующим признаком. Это особенно верно среди тех, кто утверждает, что предсказывает будущее. Для тех, кто делает такие заявления, библейский стандарт точности — это отсутствие ложных предсказаний (Второзаконие 18:22). Поскольку новое откровение прекратилось с временами апостолов, пророческие и другие чудесные заявления следует отвергать напрочь.

Иисус Последнее откровение

Иисус был полным и окончательным откровением Бога. “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.” (Евр. 1:1–2). Иисус сообщил апостолам, что Его откровение будет продолжено Святым Духом, Который «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26). Используя Священное Писание, Святой Дух выполняет роль, которую когда-то играли пророки: «Он наставит вас на всякую истину. Он не будет говорить Сам от Себя; Он будет говорить только то, что слышит, и скажет вам, что еще будет» (Иоанна 16:13). Ясно, что апостолы были уполномоченными Богом агентами, через которых Святой Дух провозгласил последнее откровение Иисуса Христа.

Воистину, апостолы заявляли об этой силе откровения (Иоанна 20:31; 1 Кор. 2:13; 1 Фес. 4:2; 2 Фес. 2:2; 1 Иоанна 2:19; 4:6), утверждая, что церковь была «Воздвигнута на основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Ранняя церковь признала эту власть, и «они посвятили себя учению апостолов» (Деяния 2:42). Апостолы были очевидцами служения Христа (Деяния 1:22), в том числе и Павел (1 Кор. 9:1; 15:5–9). Поскольку эти божественно уполномоченные каналы «всей истины» умерли в первом веке, отсюда следует, что с их уходом прекратилось божественное откровение. А если откровение прекратилось, больше не стало необходимости в чудесных знамениях нового откровения.

Заключение 

Аргументы в пользу продолжения чудотворных даров не соответствуют действительности. Хотя Бог не меняется, действия Его в разное время приобретают разное проявление. Целью знамений и чудес было подтверждение нового откровения, но откровение прекратилось с завершением эпохи апостолов. Это подтверждается тем фактом, что никто с тех пор на самом деле не имел собственной уникальной способности мгновенно исцелять и даже воскрешать мертвых. Это не значит, что Бог не может творить чудеса в наши дни. Но такие чудеса не связаны с утверждением истины и не являются даром, которым обладает человек.

 

[1] Эта статья была первоначально написана Норманом Л. Гайслером и озаглавлена ​​«Чудеса, прекращение даров-знамений» в Энциклопедии христианской апологетики Бейкера, (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1999), 468–471. Сверху добавлен дополнительный заголовок, и несколько незначительных правок были внесены Брюсом Алвордом.

[2] Это и предыдущее предложение были добавлены к исходной статье Брюсом Алвордом и отсутствовали в оригинале.

[3] Данное предложение было добавлено к оригиналу Б. Алвордом.

Читайте наш блог: