fbpx

Ключевые личности и их подход к апологетике

В этом блоге мы продолжаем говорить об апологетике нового времени. Мы уже рассмотрели кратко исторический фон и главные вызовы для церкви в это время. Теперь же мы кратко познакомимся с некоторыми личностями, которые стали на защиту христианства, а также с их методами в апологетике. В этот раз мы посвятим место талантливому французскому мыслителю Блезу Паскалю.

Блез Паскаль (1623-1662)

Блез Паскаль был французским ученым, математиком, физиком и философом. В его честь даже названы несколько математических объектов и принципов (Треугольник Паскаля, закон Паскаля, мистическая Гексаграмма Паскаля). Благодаря янсенизму, движению внутри католической церкви, Блез Паскаль по-настоящему обратился к Богу. Это произошло в 1654 году.[1] Самой известной работой, защищавшей христианскую религию, является произведение под названием «Мысли». Этот труд существовал в виде разрозненных листочков бумаги с размышлениями о сути человеческой жизни и бытии Бога, который вышел в свет только после смерти самого автора. Эта работа адресовалась скептикам и рационалистам.

Подход к апологетике

Апологетику Паскаля условно можно разделить на три части: (1) свидетельства, (2) исполнившиеся пророчества, (3) «беспроигрышное пари». Для начала мы посмотрим на место разума и веры в апологетической системе этого мыслителя, а затем кратко посмотрим на его апологетику.

Место разума и веры в система Паскаля

Часто Паскаля критикуют за чрезмерный фидеизм, будто бы он отрицал рациональные доводы в пользу существования Бога, основанные на познании внешнего мира. Однако, это не так. Уже в начале своего сочинения он дает понять, что существует две крайности: «зачеркивать разум, признавать только разум».[2] Это особенно ярко звучит во свете той эпохи, когда разум воспринимался как единственный критерий познания истины, а также наряду с мистическими движениями, которые настаивали на внутреннем познании Бога, в обход разума. Он категорически выступал против этих крайностей.

Паскаль считал, что большая часть знания приходит к человеку именно через разум, и лишь небольшая часть – через интуицию. Именно разум позволяет отличить истинную религию от ложной. Для того, чтобы избежать заблуждений, следует держаться баланса и не нужно скатываться в крайность чрезмерного рационализма и крайность чрезмерного фидеизма. Он писал: «Если бы все в мире подчинялось разуму, в христианском вероучении не осталось бы места для того, что в нем таинственно и сверхъестественно; если бы ничто в мире не было подвластно законам разума, христианское вероучение оказалось бы бессмысленным и смехотворным».[3]

Не принижая роль разума, апологет решающую роль в познании Бога отводил сердцу, которое производило веру в Бога.[4] Сердце – не просто средоточие чувств, это центр человеческого бытия, который интуитивно отвечает верою на весь опыт знакомства со свидетельствами.[5] Само сердце подсказывает нам, что существует некое «начало начал», о котором разум может судить лишь на основании этих подсказок. Разум и сердце Паскаль меняет местами, на первое место ставит сердце, свидетельствующее «нечто», а уж затем на второе место – разум, роль которого сводится к обоснованию этих свидетельств.[6]

Слабость свидетельств из мира природы

В своем труде «Мысли» Паскаль приводит не меньше двенадцати свидетельств из мира природы, основанных на рациональных доводах.[7] Но тут же он указывает и на слабость таких аргументов. Прежде всего, он говорит о том, что сами авторы Писаний никогда не использовали доводы из мира природы.[8] Паскаль считал, что попытки доказать существование Бога, опираясь на окружающий мир, говорят больше о слабости, нежели о силе человека.[9] Он верил, что такие аргументы имеют вес и значение только для верующих людей, которые взглянув на природу, видят в ней Бога, тогда как для людей неверующих все остается тьмой.[10] Паскаль верил, что закоренелых безбожников эти аргументы все равно не переубедят. Нужны более серьезные аргументы, и эти аргументы в Божьем Слове. Он писал, что «без помощи Священного Писания, которое только о Иисусе Христе и вещает, мы ничего не способны познать и, когда пытаемся понять суть Бога, равно как нашу собственную суть, ничего не видим, кроме мрака и хаоса».[11]

Смысл обретается лишь в познании Христа

Разоблачая немощь разума и критикуя другие религии, в особенности ислам, Паскаль сосредотачивает основное внимание на Христе. Только Христос может поставить все на своим места, наполнить жизнь истинным смыслом и счастьем, только Христос может рассеять духовный мрак. Он писал, что «человек никогда не проникнется деятельной и неколебимой верой, если Господь не склонит его сердца, но, склоненный Им, сразу уверует».[12] Как пишет Тони Лейн, «цель Паскаля состояла не в том, чтобы привести людей к философскому пониманию Бога, а в том, чтобы указать им на Бога, явленного в Иисусе Христе.[13] «Не только невозможно, но и бессмысленно познавать Бога без Христа».[14]

Исполнившиеся пророчества

Паскаль был уверен, что исполнившиеся В.З. пророчества представляют собой один из самых сильных корпусов свидетельств о Боге, но даже их недостаточно, чтобы убедить безбожника. В пророчествах в равной мере есть и ясность, и неопределенность. Он писал, что пророчества одних просвещают, а другим затемняют разум. Однако, их убедительность такова, что берет верх над сомнительностью, приводя разум грешника в тупик. Но грешник все равно выкручивается и приводит еще больше аргументов против истинности христианства, а это означает, что они уже руководствуются не разумом, а своей похотью. Те, кто идет истинным путем, должны быть обязаны исключительно Божьей благодати.[15]

«Беспроигрышное пари»

Паскаль предлагает потенциальному скептику заключить пари. Тони Лейн в общих чертах пересказывает суть этого аргумента: «Есть Бог или нет? Если ли жизнь вечная? Разум не может с уверенностью ответить на эти вопросы, однако нам предстоит сделать выбор и решить, как мы должны жить. Каковы же ставки? Со своей стороны мы ставим наши краткие земные жизни. Если мы выигрываем (Бог действительно есть), то выигрыш – вечное счастье. И даже если мы проигрываем (Бога нет), то все, что мы теряем, – это жизнь порока, приобретаем же характер добродетельный. Для предусмотрительного игрока есть только один здравый выбор».[16] По мнению Паскаля, адекватный человек, даже будучи скептиком, должен хотя бы начать рассматривать аргументы в пользу христианства.

Краткие итоги

Несмотря на то, что некоторые критики все же пытались опровергнуть аргументы Паскаля, тем не менее, эти аргументы не потеряли своей силы и своего влияния. В большинстве случаев оппоненты (например, Вольтер, Кауфман и др.) паскалевской системы показывают себя людьми, которые либо не до конца верно поняли его взгляды, либо сознательно делали неверные акценты. Вольтер, к примеру, обвинял Паскаля в том, что его христианские взгляды не соответствуют духу Просвещения.[17]

Всю апологетическую систему Паскаля можно свести к следующим пунктам. Во-первых, он не отрицает важность разума как в познании окружающего мира, так и в познании Бога. Разум для него служит одновременно и навигационной системой, и инструментом в истолковании неких врожденных идей в сердце самого человека. Однако, у разума есть и свои ограничения: греховность и похотливое упрямство.

Во-вторых, Паскаль никогда не говорил, что вера – иррациональна. Напротив, он писал, чтобы люди не пренебрегали верой: «первым делом докажите, что вера ничуть не противоречит разуму, более того, что она достохвальна, и таким путем внушите уважение к ней».[18] Таким образом, вера и разум – союзники, а не враги.

В-третьих, Паскаль будучи ученым физиком, не отвергал свидетельства из мира природы. Однако, он также указывал и на их слабость. Они полезны для верующих, а для людей беззаконных этих свидетельств будет всегда недостаточно.

В-четвертых, отчасти апологетическую систему Паскаля можно назвать Христоцентричной. Он много говорит о важности познания Бога только в Лице Иисуса Христа. Он писал: «Познание Иисуса Христа вносит равновесие, так как Он показывает нам и Бога, и нашу гнусность».[19]

В-пятых, Паскаль большое внимание уделяет аргументу «исполнившихся пророчеств» Ветхого Завета. Хотя он и понимает, что есть люди, которые даже это доказательство извратят в угоду своей похоти.

И, в-шестых, он предлагает «беспроигрышное пари» не с тем, чтобы забить последний гвоздь в крышку гроба неверия, а с тем, чтобы заставить скептика хотя бы начать размышлять о христианском мировоззрении.

Продолжение следует…

__________________

[1] Тони Лейн, Христианские мыслители, перевод с английского (Санкт-Петербург: «Мирт», 1997), 227.

[2] Блез Паскаль, Мысли, 3 https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysli-paskal/#0_2 (31.05.2019).

[3] Мысли, 4.

[4] Там же, 481.

[5] Там же, 479.

[6] Там же.

[7] Норман Л. Гайслер, «Паскаль, Блез», Энциклопедия христианской апологетики, перевод с англ. Гаврилов В.Н. (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2004), 704-707.

[8] Мысли, 6.

[9] Там же, 7.

[10] Там же,

[11] Там же, 729.

[12] Там же, 835.

[13] Лейн, Христианские мыслители, 228.

[14] Мысли, 191.

[15] Там же, 831.

[16] Лейн, Христианские мыслители, 228.

[17] Гайслер, «Паскаль, Блез», ЭХА, 707.

[18] Мысли, 1.

[19] Мысли, 192.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print