fbpx

Какие бывают виды проповеди?

На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос довольно сложно или практически невозможно. Джеймс Брага в своей книге Как подготовить библейскую проповедь искренне признает: «Существует множество типов проповедей и множество методов их классификации. Пытаясь классифицировать типы проповедей, авторы гомилетических трудов используют различные определения, многие из которых совпадают».[1] Наверное, именно поэтому, большинство проповедников, не говоря уже о слушателях, не смогут ответить внятно на вопрос «Какой вид проповеди сегодня звучал с кафедры?…».

Метод классификации проповедей зависит от понимания того, что должно быть основанием проповеди как таковой. Другими словами, необходимо ответить на вопрос «Что главенствует в проповеди?». Если в проповеди главенствует проповедник со своими мыслями, идеями, рассуждениями, взглядами, примерами, амбициями, харизмой, жизненным опытом и убеждениями, тогда определение видов проповеди – это философский вопрос. Как при взгляде на картину художника, который привержен стилю абстракционизма. Каждый будет видеть что-то свое, и в этом найдет себе удовлетворение. Однако, если в проповеди главенствует текст Писания с заложенной в него главной мыслью, структурой, лексикой, грамматикой и контекстом, тогда виды проповеди будут определяться подходом к разъяснению текста. Именно главенство текста Писания делает проповедь настоящей «проповедью».

Виды проповеди, когда главенствует

проповедник

Давайте на некоторое время остановимся на самых распространенных случаях, когда в проповеди главенствует проповедник. Видов таких проповедей может быть бессчетное количество, столько же, сколько и самих проповедников, которые проповедуют сами себя, а не Писание. Такие проповеди, к сожалению, часто слышатся на многих церковных собраниях. Пытаясь классифицировать эти проповеди можно прийти к тому же выводу к которому пришел Дерек Томас,[2] который в своей статье «Экспозиционная проповедь»[3] характеризует самые часто встречаемые разновидности проповедей в которых не главенствует текст Писания.

  1. Проповедь «Я желаю вам сказать, что лежит у меня на сердце»

Такая проповедь может начинаться с чтения текста или текстов из Библии, но текст необходим проповеднику только на старте, как выстрел из стартового пистолета, чтобы начать свой бег. А потом, проповедник говорит, размышляет, заявляет то, что он желал сказать и без этого чтения. Нередко на помощь проповеднику приходит аллегорический метод толкования. Так или иначе, чтение текста ему нужно лишь для того, чтобы показать, что все, о чем он говорит также упоминается в Библии, или для того, чтобы никто не сказал, что он проповедуя не использует Библию. Даже несмотря на то, что он может говорить довольно убедительно и искренне до слез, все же, это не является проповедью Божьего Слова.

  1. Проповедь «Я прочитал книгу по систематическому богословию»

Вместо того, чтобы разъяснять то, что сказал Бог в определенном отрывке Библии, проповедник прибегает к помощи «авторитетных источников» избирательно заимствуя из них понравившиеся ему подходящие мысли, «сшивая лоскутки разных идей» в своем конспекте. При этом, в такой проповеди могут зачитываться многие тексты Писания, которые проповедник даже не читал до того, как вышел проповедовать. Однако такая проповедь основывается не на Писании, а на выборе проповедника. Он подобрал чужие мысли, идеи и выражения, добавил к этому чтение различных текстов, вследствие чего, эта проповедь, если ее можно так назвать, превращается в скучный и сухой доклад, который усыпляет слушателей раньше, чем проповедник дойдет до средины своего вступления. Даже если для композиции проповеди были выбраны книги самых авторитетных и богобоязненных богословов, комментаторов и проповедников, которые в своих трудах разъясняют Божье Слово, «распорядитель пира» в такой проповеди не текст Писания, а проповедник.

  1. Проповедь «Я покажу вам, что я закончил семинарию»

Духовное образование оснащает проповедника многими полезными ресурсами для служения, однако, если по какой-то причине он не научился изучать текст Писания и делать экспозицию текста, тогда его образование сделает его «пустым сосудом», который может громко дребезжать, но ничего не передавать. Обычно, при таком раскладе, проповедник горит самоуверенностью из-за своего диплома на стене, но его проповеди выглядят всего лишь, как амбициозные лекции. Много страсти, пыла и огня в глазах. Он может представлять себя за кафедрой как один из известных проповедников, и это ему сильно помогает. Он искренне ожидает что его слушатели будут почитать его так же, как он почитает себя… Если он не дает главенство тексту Писания, его проповеди, наполненные многими крылатыми фразами, риторическими приемами, умными выражениями лица, еврейскими и греческими терминами, приправленные обильным упоминанием разных «измов», никуда не ведут и ни к чему не приводят. Писание здесь не провозглашается потому, что провозглашается он сам полагая, что именно так и должно проповедоваться Слово. Я заметил, что нередко слушателям очень нравятся такие проповеди потому, что, хотя в них ничего и непонятно, но ты начинаешь чувствовать себя большим знатоком на фоне такого «большого проповедника».

  1. Проповедь «Я был так занят, пожалуйста простите что не так»

Проповедник может начинать проповедь с подобной фразы, чтобы наперед вызвать жалость вместо критики, потому что у него не было достаточно времени для подготовки. Нередко, в таком случае, проповедник говорит, что мол «Сегодня буду говорить предельно кратко, не больше десяти минут…», но в итоге его проповедь растягивается на целый час разговоров практически ни о чем. Возможно он и умеет работать с текстом, однако зная, что на правильную экспозиционную проповедь нужно потратить не одну дюжину часов, он, в субботний вечер искренне надеется, что завтра за кафедрой произойдет чудо. Однако, если Слово Божье не главенствовало над проповедником вчера и позавчера во время подготовки проповеди, чуда не произойдет, оно не будет главенствовать и во время выступления за кафедрой.

Конечно же, разновидности проповедей в которых главенствует не Писание, а проповедник не ограничиваются лишь этими четырьмя упомянутыми случаями. Таких видов бессчетное количество так как обычно они зависят от амбиций, причуд и странностей «проповедников». Самое ужасное в таких видах проповеди – то, что, говоря как бы из Слова, но по сути от себя, проповедник совершает грех перед Богом и Его Словом (Иак. 3:1-2; 2 Тим. 4:3-4).

Виды проповеди, когда главенствует 

текст Писания

Когда текст Писания главенствует в проповеди, т. е. когда проповедь основывается на одном или нескольких текстах из Библии, такую проповедь принято называть «разъяснительной» или «экспозиционной».[4] Проповедуя разъяснительно проповедник не берет текст в заложники, чтобы сказать то что он желает сказать, а подчиняется тому, что сказано в тексте. При этом, проповедника можно сравнить с музыкантом, который четко следуя нотам, виртуозно исполняет музыкальный шедевр, который до него написал Великий Композитор. Все зависит от точной передачи того что написано. Таким образом, разъяснительная проповедь выходит из текста (текстов) Писания доступно объясняя, раскрывая, преподнося и применяя текст в контексте открытой библейско-богословской истины. При таком подходе к проповеди Слова, проповедник не является источником проповеди, он всего лишь инструмент, который использует Бог для того, чтобы правильно объяснить богодухновенное, авторитетное, непогрешимое Слово. Независимо от текста или темы, которая раскрывается рядом последовательных текстов, независимо от аудитории, места и времени, каждая проповедь, которую провозглашает проповедник должна основываться на тексте Писания, доступно разъяснять этот текст (тексты) и правильно применять написанное в тексте (текстах) для слушателей. В зависимости от того, основывается ли проповедь на одном тексте Писания, или на ряде последовательных текстов, которые объединены общей библейско-богословской темой, разъяснительные проповеди можно разделить на два вида: экспозиционные и тематические.

  1. Экспозиционные проповеди[5]

Главной особенностью стандартных экспозиционных проповедей является то, что они основываются на одном целостном отрывке Писания. Фундаментом проповеди является экспозиция текста на основании которой главная идея этого отрывка формирует главную идею проповеди, а составные части проповеди формируются на основании структуры и акцентов текста, гармонично согласовываясь с ближним и дальним контекстом, а также с главной идеей (идеями) книги, в которой находится этот отрывок. Для экспозиционной проповеди очень важной является работа с оригинальными (еврейским или греческим) текстами Писания, что позволяет максимально точно понять содержание текста, его лексику, грамматику, текстуальные особенности, чтобы максимально точно понять первоначальный замысел автора для первоначальной аудитории и то, как максимально точно это можно объяснить для людей, живущих в наше время. Главная цель экспозиционной проповеди соответствует выполнению тех призывов, которые Павел передал Тимофею: «занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13); «проповедуй слово… будь бдителен во всем… совершай служение твое» (2 Тим. 4:2-5).

Мы говорим об экспозиционных проповедях во множественном числе потому, что в этом виде можно выделить некоторые подвиды в зависимости от специфики влияния литературной формы (жанра) библейского отрывка на особенности понимания его структуры. В Библии мы встречаем четыре литературных жанра: повествование, поэзия, пророчество и дидактика. Таким образом, в зависимости от литературной формы текста, который может быть выбран для проповеди, экспозиционные проповеди можно разделить на четыре подвида:

  1. Экспозиционные проповеди по повествовательным текстам.
  2. Экспозиционные проповеди по поэтическим текстам.
  3. Экспозиционные проповеди по пророческим текстам.
  4. Экспозиционные проповеди по дидактическим текстам.

При таком подходе, подвиды определяются видами литературной формы. Таким образом, экспозиционная проповедь помогает учитывать литературные тонкости той литературной формы, с помощью которой был записан тот или иной текст, что в свою очередь будет отличать экспозиционные проповеди по применяемому подходу к литературной форме (жанру) текста.

  1. Тематические проповеди

Тематическая проповедь – это способ разъяснения определенной темы на основании последовательной экспозиции конкретных отрывков, которые находятся в разных частях Писания, но имеют четкое библейско-богословское тематическое единство. Единственным отличием тематической проповеди от стандартной экспозиционной является то, что она экспозиционно рассматривает больше чем один отрывок Писания исходя из темы, вопроса или проблемы последовательно и исчерпывающе раскрываемых в систематическом подборе отрывков. Фактически, это свод отдельных мини-экспозиционных проповедей, объединенных одной общей темой. Необходимость тематического вида проповеди продиктована тем, что часто ответы на важные богословские и практические вопросы, темы или проблемы не ограничиваются содержанием лишь одного отдельного отрывка, но разъясняться при последовательной библейско-богословской экспозиции (систематизации учения) ключевых отрывков Писания взаимосвязанных между собой. Исходя из тематической направленности и цели, тематические проповеди можно разделить на следующие подвиды:

  1. Богословские (для выражения доктрины или учения)
  2. Апологетические (для защиты от заблуждений и лжеучения)
  3. Практические (для ответа на вопросы по устройству практической жизни)
  4. Биографические (для осветления жизненных уроков библейских личностей)
  5. Исторические (для изучения общего хода библейских событий)
  6. Праздничные (для глубокого понимания празднуемых событий)

Философия тематической проповеди соответствует неизменному факту уникальности и единства Библейского откровения: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). На страницах Нового Завета можно встретить примеры проповедей, которые соответствуют нашему пониманию метода тематической проповеди: пример Христа (Лк. 24:27), пример Петра (Дея. 2:14-36), пример Стефана (Дея. 7:2-53), пример Павла (Дея. 28:23-24) и пример автора Послания к Евреям (Евр. 11:1-40).

При всем этом, проповеднику, практикующему метод тематической проповеди необходимо быть чрезвычайно осторожным, чтобы при подготовке проповеди «из добрых побуждений» не угодить в опасность того вида проповеди, когда проповедник пытается главенствовать над текстами Писания проявляя субъективизм, предубеждение, поверхностность, примитивизм, вырывая тексты из контекста и игнорируя «невыгодные» отрывки. Чтобы этого избегать, приступая к практике тематической проповеди, проповедник должен, во-первых, хорошо знать содержание всего Писания; во-вторых, иметь правильную герменевтику; в-третьих, понимать богословие; в-четвертых, иметь достаточно хороший опыт в практике стандартной экспозиционной проповеди на разные литературные жанры, и в-пятых, уметь систематизировать.

Подводя итог сказанному, необходимо помнить, что только разъяснительная проповедь в двух ее основных видах ставит проповедника-экспозитора в зависимость от написанного Божьего Слова, а не наоборот. Это дает привилегию тексту Писания главенствовать в проповеди проповедника и в жизни его слушателей. В следующий раз мы поговорим о структуре текста обращая внимание на то, от чего зависит главная идея и план разъяснительной проповеди.

[1] Джеймс Брага, Как подготовить библейскую проповедь, пер. с англ. (Санкт-Петербург: Библия для всех, 2000), 13.

[2] Профессор систематического и исторического богословия в Реформатской богословской семинарии (г. Атланта, штат Джорджия), пастор Первой пресвитерианской церкви в г. Коламбия, штат Южная Каролина, а также автор многих книг.

[3] Derek W. H. Thomas, “Expository Preaching,” in Feed My Sheep: A Passionate Plea for Preaching, ed. Don Kistler (Lake Mary, Fl: Reformation Trust Publishing, 2008), 43.

[4] В гомилетической литературе эти два термина обычно используются как взаимозаменяемые подразумевая один и тот же вид проповеди. По большей степени это произошло из-за того, что при переводе термина “exposition” с английского, который буквально означает «детальное описание и объяснение идеи или мысли» перед массами людей (New Oxford American Dictionary, digital edition), одни предпочитают транслитерацию этого термина на русский, как «экспозиция», другие больше склонны делать перевод открывая значение слова как «разъяснение». Поэтому, это на два разных вида проповеди, а одна и та же проповедь, которая называется неодинаково-звучащими терминами, которые подразумевают одно и то же.

[5] Исходя из того, что термин «экспозиционная проповедь» и «разъяснительная проповедь» подразумевают по сути одно и то же, и то что стандартная разъяснительная проповедь – это проповедь которая строиться на одном законченном по смыслу тексте писания, для удобства классификации двух разновидностей разъяснительной проповеди, мы будем использовать термин «разъяснительная» чтобы указывать в общем на все виды проповеди, а термин «экспозиционная», чтобы указать на первый и самый основной подвид.

Читайте наш блог: