fbpx

Евангелие Ветхого Завета

Есть мнение, что Ветхий Завет – это повествование о «злом» Боге, Который то и дело карает людей. Согласно данному мнению, Бог стрит отношения с людьми только на основании Своего закона, не проявляя никакого сострадания к их греховной слабости. Это мнение развивает идею, что только Новый Завет принёс долгожданное облегчение для человека в вопросе спасения его души. Так ли это на самом деле? Действительно ли благодать – это понятие, которое люди испытали только в Новом Завете после прихода Иисуса Христа? Мы начинаем серию постов, в которых постараемся проследить откровение Божьей благодати на страницах Ветхого Завета.

 Часть первая. Евангелие Едемского сада.

Книга Бытие раскрывает для нас первоначальные события человеческой истории. В ней можно увидеть, возникновение света, формирование земли, появление небесных светил для счисления времени. В этой книге повествуется о сотворении атмосферы, гидросферы, животного и растительного мира, а также первого мужчины и первой женщины. Всему, что нас окружает, было однажды положено начало всемогущим Богом.

Книга раскрывает особую Божью благость к первому человеку. Бог поселил его в уникальном месте, где он не имел никакой нужды (2:4-6). Он поставил человека главой над всем Своим творением, дав ему власть управлять всеми животными (2:19-20). Бог поручил ему работу, чтобы возделывать и охранять Едемский сад (2:15). Он дал ему Своё Слово (заповеди) (2:16-17), а также семью (2:18, 21-24). Главный мотив первых двух глав книги – хорошо весьма. Но далее в повествовании не всё так хорошо, по причине грехопадения. После совершения греха (3:1-6) мы читаем о нарушениях, которые вошли в жизнь первых людей и ознаменовали появление зла в земной истории. Можно отметить эти нарушения, как самые первые плоды грехопадения.Во-первых, нарушение гармонии в мире (3:7-8): стыд, страх, желание спрятаться от Бога. Во-вторых, нарушение общения с Богом (3:9-13). В-третьих, можно отметить, что первый грех сделал смертными всех[1], живущих на земле людей (4:1-16; 5 глава).

Говоря об этих печальных последствиях важно отметить, что Бог открывается как Тот, Кто не оставил человечество один на один с их проблемой. Перед нами раскрывается Божий план искупления и восстановления земли. В самых общих чертах этот план начинает объясняться в той же главе, где повествуется о грехопадении с его ужасными последствиями. В Бытие 3:14-24 показаны с одной стороны Божья справедливость, а с другой Его благость к людям в таком порядке: Божье справедливое осуждение (3:14-19), затем надежда для всего человечества (3:20-21), и только потом описан факт изгнания людей из Едемского сада (3:22-24). Перед тем как изгнать людей из райского сада в Едеме, Бог даёт надежду, что потерянный рай будет возвращён. Нам показано, что Бог продолжит поддерживать отношения со своим падшим творением. Победа над грехом и смертью будет одержана. Таким образом, нельзя не заметить в описании осуждения первых людей Божью благодать.

Свидетельство Божьей благодати №1.

Проклятие змея связано с особенной враждой между семенем жены и семенем змея (3:15). В тексте делается уточнение, что речь идёт вражде семени змея и семени женщины. Под этим семенем подразумевается кто-то один мужского пола. Это противостояние приведёт к полному поражению семени змея. Это первое пророчество в Библии, которое даёт светлый луч надежды для падшего человечества.[2] Речь не о борьбе будущих поколений людей со змеями. Эти слова указывают на окончательное поражение семени змея от семени жены.[3] Под наказанием змея подразумевается окончательное поражение самого сатаны,[4] первого искусителя и Божьего противника, а также всех его сторонников. Есть ряд текстов в Новом Завете, которые подтверждают буквальное исполнение данного пророчества (Рим. 16:20; Откр. 12:9; 20:1-3, 10).

Важно заметить, что идея «обещанного семени» получает развитие в последующих главах книги Бытие. После смерти Авеля у Евы рождается сын, которого она назвала Сиф, что значит, «другое семя» (4:25). Аврааму Бог обещает, что в его «семени» благословятся все племена земные (12:1-3). Скорее всего, патриархи понимали и верили в то, что один из их потомков однажды поразит змея в голову и снимет с человечества последствия проклятия за грех. Дальнейшая библейская история указывает нам, что это «семя» напрямую имеет отношение к Иисусу Христу.[5] Личность Мессии можно без труда установить, прочитав родословие в Евангелии от Луки. Иисус ведёт своё начало от Адама. Именно Он должен поразить змея. Таким образом, вся библейская история, в том числе и повествования Нового Завета, представляют собой исполнение того, что было предсказано в Бытие 3:15.[6] Таким образом, вся искупительная история от Бытие до Откровения – явление удивительной Божьей благодати.

Свидетельство Божьей благодати №2.

В Бытие 3:20-21 провозглашение разных наказаний сменяются радостными нотками. Здесь можно увидеть Божье попечение о людях, что свидетельствует о том, что Бог по-прежнему благоволит к ним. Не смотря на падение и смерть, у человечества есть будущее. Как это видно в тексте? Во-первых, в Бытие 3:20 мы можем увидеть, что Адам даёт своей жене имя «жизнь». Не смотря на то, что с грехом в мир вошла смерть, Адам называет свою жену «жизнь». Это имя связано с тем, что Ева станет матерью всех живущих, а это значит, что человечество не умрёт, но будет жить. Возможно, это свидетельствует в пользу того, что Адам поверил в Божье обетование (Быт. 3:15) поэтому и назвал так свою жену. Человек, который с верою принимает Божье Слово, действует соответственно своей вере.[7] Во-вторых, в двадцать первом стихе мы можем увидеть, какие особенные одежды получили люди. Господь Бог сделал Адаму и Еве одежды из кожи. В этом действии Бога по отношению к человеку можно увидеть заботу, так как одежда решит проблему их стыда и защитит от холода, когда они покинут комфортное место обитания. В этом действии также можно увидеть откровение первым людям о жертве для поддержания отношений между грешным человеком и святым Богом. Скорее всего, для изготовления кожаных одежд погибло какое-то животное.[8] Можно прийти к выводу, что первые люди поверили в обетование (Быт. 3:15), а также начали практиковать жертвоприношения Господу для поддержания правильных взаимоотношений с Богом и учить этому своих детей (Быт. 4:3-4). В послании к Евреям Авель причисляется к героям веры, потому что верою принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Этим он получил свидетельство, что он праведен. Послание свидетельствует о праведности Авеля перед Богом, не благодаря одной только жертве, а благодаря его вере в Божье обетование и принесением в связи с этим жертв Богу. Эти два момента показывают, что Бог по своей благодати, помогает человеку справиться с негативными последствиями греха. Он не оставляет его один на один с самой большой проблемой в его жизни. Он помогает ему жить на проклятой земле и показывает путь к обретению прощения через заместительную жертву. Таким образом, Бог по своей благодати продолжает заботиться о человеке и помогает преодолеть возникшую в результате греха пропасть.

Практические выводы

Послание к Ефесянам говорит о том, что Бог имел план спасения через Иисуса Христа ещё до основания мира (Еф. 1:4-5). Можно сделать вывод, что грех человека никак не удивил Бога и не бросил вызов Его власти. Бог по-прежнему остался Владыкой мира. Он имел удивительный план спасения, центральной Личностью которого является «семя жены», Сын Божий, Мессия Иисус Христос. Этот удивительный план Господь шаг за шагом воплощает в жизнь. В конечном счёте, земная история придёт к уничтожению всякого греха и установлению вечного Божьего Царства на новом небе и новой земле (Откр. 21:1-4).

Однажды Бог навсегда удалит все последствия греха. Это сделает возможным непосредственное общение Бога с людьми на новом небе и новой земле и вечную жизнь без страданий. Эти обетования источник величайшей надежды. Живите верой в эти обетования, не смотря на то, что вокруг царствует грех. Преодолевайте земные трудности, которые имеют лишь временный характер верой в божественные обетования.

Благодарите Бога за Его благодать и удивительный план спасения во Христе. Старайтесь дать надежду тем, кто находиться в смущении от факта присутствия зла в мире. Свидетельствуйте о Божьей благодати другим и сами утверждайтесь в ней.

 

[1] Только о нескольких людях Библия повествует как о таковых, которые не испытали физической смерти (Енох, Илия).

[2] Данный отрывок является первым пророчеством в Библии, которое произносит Сам Бог. В этом пророчестве в общих чертах описано всё будущее человечества. По причине его масштабности некоторые богословы называют его первым провозглашением Евангелия (Джон Каррид, Бытие в двух томах. Том I: главы 1-25, перевод с английского А. В. Вязовской (Минск: УП «Минская фабрика цветной печати», 2005), 128).

[3] Алексей Прокопенко, Бытие: Комментарий (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2012), 81.

[4] Мартин Лютер, Лекции о книге Бытие в восьми томах, перев. В. Володин («Лютеранское наследие», 2009), 1:34.

[5] Алексей Прокопенко, Бытие: Комментарий, 81.

[6] Джон Каррид, Бытие. Том I: главы 1-25 главы, 132.

[7] Уоррен Уирсби, Комментарий на Ветхий Завет в двух томах. Том I: Бытие – 2 Паралипоменон (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2010), 34.

[8] Впоследствии в Израиле жертвоприношению животных предстояло сыграть особую роль в осуществлении Божьего плана освобождения людей от проклятия: за жизнь уплачивалось жизнью (Иез. 18:20; Рим. 6:23). Однако грешник будет жить, если поверит в Господа, Который по Своей воле сделался ему заменой. Кожаные одежды, которыми прикрыл Господь наготу Адама и Евы, постоянно напоминали им о заботе Небесного Отца. Существует явная параллель между этим и тем, чему предстояло совершиться в будущем, когда по наступлении «полноты времён» Бог принял жертву Иисуса Христа, и на основании этого искупления облекает верующих в «одежды» праведности, даруя жизнь вечную (Рим. 3:21-26) (Аллен П. Росс, Первая книга Моисеева Бытие в Толкование ветхозаветных книг от книги Бытие по книгу Руфь, ред. John F. Walvoord и Roy B. Zuck, ред. русского текста Платон Харчлаа (Wheaton, IL: SGA, 1992), 29).

Читайте наш блог: