fbpx

Евангелие Ветхого Завета. Часть вторая. Евангелие во Всемирном потопе.

Евангелие Ветхого Завета. Часть вторая. Евангелие во Всемирном потопе.

В наши дни часто приходиться слышать о том, что мы живём в последнее время. Одни люди говорят об этом по причине постоянного умножения зла в мире. Другие люди наоборот совершенно не тревожиться по поводу моральной катастрофы и различных бедствий, которые всё чаще и интенсивнее обрушиваются на землю, считая, что человечеству не стоит бояться Божьего суда (2 Пет. 3:3-7).

Насколько справедливы опасения одних и беспечность других, можно увидеть, изучая книгу Бытие. Наше время и время, описанное в книге Бытие, разделяют тысячи лет, но истины из книги Бытие актуальны всегда, потому что они покоятся на Божьем неизменном характере. Христос однажды прокинул мост, который соединил события книги Бытие и события славного будущего пришествия Христа для суда над грешниками. Как Он это сделал? Христос сказал, что как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:37-39). Оказывается, чтобы лучше понять события будущего, нужно обратиться к прошедшей истории. В связи с этим полезно задать вопрос: «Что я должен знать о прошлых днях Ноя, чтобы правильно понять будущее?»

Шестая глава книги Бытие начинает своё повествование в то время, когда с момента грехопадения в Эдемском саду прошло около 1500 лет. Этот период мало описан на страницах Библии, кроме родословного списка пятой главы, где в большинстве своём показано, что люди, которые появлялись на свет, женились, рождали детей и умирали. Вместе с умножением человечества происходило и естественное умножение греха, так как греховная природа Адама передавалась всем его потомкам (5:3). Мы видим падение Каина, который стал гораздо хуже, чем его отец (4:7-8). Нам была показана гордость Ламеха (4:23-24), который по праву может считаться одним из самых развращённых людей своего времени. Истории из жизни этих и других людей, позволяют сделать вывод, что грех не только умножался количественно, но с каждым поколением приобретал всё более причудливые формы и извращения.

Начало шестой главы книги Бытие показывает сильное развращение человеческого рода и реакцию Бога на это зло (6:1-7). Для нас открываются причины будущего Вселенского потопа, в котором будет явлена праведность и благодать Бога.

Особое внимание заслуживает восьмой стих шестой главы. Именно в этом стихе мы впервые знакомимся с человеком по имени Ной. Важно заметить, что в этом стихе необычный для еврейского языка порядок слов. Подлежащее стоит перед сказуемым, чтобы сделать особый акцент на Ное. Он был тем, кто во время растления нашёл благодать Господа. Интересно, что еврейский глагол מָצָא (маца) «находить» созвучен с еврейским глаголом מָחָה (маха) «вытирать», который употреблён в предыдущем стихе показывая будущее действие Бога по отношению к человечеству. Это значит, что в то время как Господь принял решение «стереть» человечество с лица земли отдельный человек Ной находит у Него благодать, что равнозначно незаслуженному прощению и избавлению от грядущего суда. Почему важно обратить внимание на эти слова? Они свидетельствуют о том, что Ной нуждался в благодати Господа, потому что имел такую же грешную природу, как и другие люди его времени. Он также как и другие заслуживал Божьего осуждения. И хотя в следующем стихе сказано, что Ной был человек праведный, непорочный в роде своем и что он ходил пред Богом, тем не менее, первым, что сообщается нам о Ное, Божья благодать в его жизни. Поэтому лучше всего рассматривать  перечисленные ниже три характеристики Ноя в свете Божьей благодати, которую он нашёл у Бога.

Он был праведным. Тема праведности проходит красной нитью через всё Писание. Бог назван праведным. Он имеет абсолютную праведность как неотъемлемую часть Его природы. Но также некоторые люди названы праведными. Существует ли разница? Да. Бог обладает абсолютной праведностью, а человек имеет врождённую неправедность и может получить праведность только по вере. Ной не был идеальным и безгрешным человеком (Быт. 9:21), но назван праведником в своём роде. Его праведность связана с Божьей благодатью по отношению к нему (Быт. 6:8). Послание к Евреям помогает понять, в чём заключалась его праведность (Евр. 11:7). Интересно, что не один раз в отрывке (Быт. 6:9-7:10) упоминается праведность Ноя. Первый раз говорится, что он был праведным в роде своём (6:9). Второй раз его праведность становиться видимой из того, что он в точности выполняет Божий приказ о строительстве ковчега (9:22). В начале седьмой главы ещё раз прямо сказано о праведности Ноя, а потом ещё два раза косвенно, когда сказано, что он сделал всё, что приказал Господь (7:5), и точно так, как приказал Господь (7:9). Ной верил и правильно откликался на Божье Слово. Он жил с Богом, несмотря на развращение окружающих людей (6:9). Он слушался Бога (6:13-7:9), уповал на Бога (7:10-8:19) и поклонялся Богу (8:20-22).[1] Ной был праведным, потому что он был верующим. Без веры невозможно угодить Богу.

Он был непорочным. Это слово значит «быть полным, устойчивым, стабильным».[2] Этот термин передаёт идею моральной целостности в поведении (Втор. 18:13; Пр. 11:5). Это же термин используется в описании Божьих дел, где он вместе с термином «праведный» характеризует Его личность (Втор. 32:4). Это слово использовалось по отношению к животному, которое подходило для жертвоприношения  (Исх. 12:5; Лев. 1: 3). Это слово применительно к Ною не говорит, что он был абсолютно безгрешен. Но это слово говорит, что он не вёл себя как нечестивые люди его времени.[3] Верующий человек старается жить угодной Господу жизнью, несмотря на развращение окружающих его людей.[4]

Он ходил с Богом. Эта фраза указывает на то, что Ной жил подобно Еноху (5:22, 24) и относился к праведной линии Сифа. Интересен факт, что на еврейском языке их имена очень созвучны: Ханох и Ноах. Таким образом, книга Бытие показывает непрерывную линию тех людей, которые ходили с Богом, потому что чуть позже Аврам услышит Божий призыв, который будет содержать эти слова (Быт. 17:1).[5] Бог проявит благодать к Авраму, призвав его для особых отношений, особенной жизни и особенной миссии.

Как же спасся Ной? Божьей благодатью или своею праведностью? Автор послания к Евреям сообщает некоторые детали.

 

Евр. 11:7

Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

 

Что мы видим в этом тексте? Во-первых, Ной получил Божье откровение. Он никогда бы не смог спрогнозировать и тем, более что-то эффективное предпринять, чтобы спасти себя и свою семью от вод потопа. Во-вторых, Ной поверил в Божий план спасения в ковчеге перед всемирным потопом. В-третьих, он действовал согласно своей вере. Он построил ковчег, в точности следуя Божьей инструкции.

Видимая сторона в том, что Ной  был спасён Богом от вод потопа. Но невидимая сторона открывается для нас автором послания к Евреям. Ной был спасён, потому что был оправдан. Он стал наследником праведности. Он получил её, а не заработал. Он был оправдан, потому что нашёл благодать в глазах Бога. Именно этот факт сообщается в истории Ноя самым первым. Таким образом, история Ноя представляет собой историю искупления в миниатюре. Бог, проявляя благодать к грешным людям, открывает им план спасения. Вера Богу отличает такого человека среди развращённого людского рода. Только следуя Божьему плану спасения, человек может спастись от Божьего гнева.

Подобно Ною, находясь в грешном мире, который вот-вот будет разрушен, нужно веровать в Божье Слово, которое говорит о том, что только через Иисуса Христа грешник может найти милость в Божьих очах и получить прощение грехов. Только через Христа грешник может обрести полное оправдание. Только через Христа грешник может обрести жизнь вечную.

Интересно видеть, что отрывок Бытие 6:1-8, который в большей мере описывает широту и глубину человеческого падения заканчивается словами надежды. В очередной раз в книге Бытие показана Божья удивительная благодать к грешному человечеству (см. Быт. 3:15; 3:20-21; 4:25; 5:24; 5:29). Всякий грешник остаётся безоружным перед Словом Божьим, которое показывает глубину нашего падения перед праведным Богом и обилие Божьей благодати. Это должно побудить нас возблагодарить Бога за Его удивительную благодать, потому что Бог не только осуждает грех, но также проявляет спасительную благодать к отдельным грешникам.

В земной истории были периоды, когда Бог по-особенному являл благодать, а также периоды, когда Он по-особенному изливал Свой суд. До самого момента суда грешники могли чувствовать себя достаточно комфортно, но суд всё же приходил. Поэтому нам не известно, сколько времени ещё продлиться время благодати на земле, но ясно одно, что оно не будет длиться вечно. В связи с этим очень важно помнить дни Ноя. Господь призывает каждого грешника воспользоваться благоприятным временем. Господь призывает, веруя в Иисуса Христа взойти на «ковчег спасения», чтобы наследовать жизнь вечную, а не погибнуть с неверующими и беспечными людьми.

 

[1] А. Прокопенко, Комментарий на книгу Бытие, 131-142.

[2] BDB, 1071.

[3] K. A. Mathews, Genesis 1-11:26, vol. 1A, The New American Commentary (Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1996), 357.

[4] Прокопенко, Бытие, 131.

[5] K. A. Mathews, Genesis 1-11:26, 359–360.

Читайте наш блог: