fbpx

Евангелие Ветхого Завета. Часть четвёртая. Призвание Аврама – явление Божьей благодати к грешному человечеству

Евангелие Ветхого Завета. Часть четвёртая. Призвание Аврама – явление Божьей благодати к грешному человечеству

 Быт. 12:1-3

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Самые первые слова данного отрывка «и сказал Яхве к Авраму» свидетельствуют о том, что призвание Аврама происходит по инициативе Господа, Который напрямую обратился к нему с определённым посланием. Этот факт ещё раз доказывает, что именно Бог Яхве автор и совершитель спасения грешного человечества через «семя жены» (Быт. 3:15). Этот план спасения Господь постепенно осуществлял через отдельных людей: Сиф, Ной, Сим, Аврам и далее через израильский народ до воплощения Христа, Который умер на кресте, чтобы решить проблему греха и смерти. Таким образом, призвание Аврама один из ключевых моментов истории искупления.

Господь повелевает Авраму переселиться «пойди ты от земли твоей и от родины твоей и от дома отца твоего к земле, которую покажу тебе» (12:1). Важно обратить внимание, что это не просьба и не рекомендация, а прямое повеление. Бог приказывает Авраму выйти из города, где он жил и переселится в другое место, о котором он ничего не знал. После этого Господь даёт обещание благословения

 «и сделаю тебя народом великим и благословлю тебя и возвеличу имя твоё и будь благословением [1] и благословлю благословляющих тебя, а презирающих тебя прокляну и будут благословлены в тебе (тобой) все племена земные» (12:2-3).

В этих стихах есть семь важных пунктов, которые можно объединить одной общей темой – обещание благословения. Еврейский корень ברך «благословлять», «благословение» наиболее часто встречается в этом отрывке (пять раз). Что значит «благословение»? Это слово несёт в себе идею божественной милости с намерением дать всевозможные блага в будущем.[2] Таким образом, человек благословенный Богом, это человек, которому Бог всячески содействует.

Что Бог обещает Авраму?

  1. Бог обещает произвести от него великий народ. Эти слова указывают на то, что Аврам станет прародителем очень большого народа, который будет жить на своей земле,[3] поэтому дальнейшие благословения будут относиться не только к нему, но и ко всем его потомкам (израильскому народу).
  2. Бог обещает благословить его, дав ему всевозможные блага. Это обещание Бог исполнил как в жизни Аврама, так и в жизни его потомков, обеспечивая их всем необходимым и проявляя о них заботу всегда и везде.
  3. Бог обещает возвеличить его имя, другими словами, сделать его известным. Очень важно обратить внимание, что в предыдущей главе книги Бытие показано как люди пытались сами сделать себе имя, восстав против Бога (11:1-9), что привело к Божьему осуждению. Аврама же обещает возвысить Сам Бог, что прославит в первую очередь Самого Бога Яхве, Который хранит верность Своим обещаниям. Можно без преувеличения сказать, что израильский народ проживает по всему лицу земли, «и нет карая, где их не знают», что свидетельствует о верности Бога.
  4. Бог обещает, что Аврам послужит благословением. Важно отметить, что всё наше духовное наследие пришло к нам через потомков Аврама (Писание, Иисус Христос, апостолы, спасительное евангелие).
  5. Бог обещает благословить тех людей, которые будут благословлять, испытыватьрасположение к Авраму и его потомкам. Как это расположение может выражаться? Во-первых, в понимании Божьего искупительного замысла, который реализуется именно через израильский народ. Во-вторых, в понимании того, что Бог запланировать именно через этот народ дать свидетельство о Себе другим народам. Только тот человек, который поймёт истинное предназначение израильского народа в земной истории, будет благословлять этот народ, а вместе с этим будет расположен благословить живого и истинного Бога. Людей, которые будут так мыслить и так поступать Бог обещает благословить.
  6. Бог обещает послать проклятие на тех, кто будет относиться с презрением к Авраму и его потомкам. Кто будет противодействовать Божьему народу, представляя угрозу для реализации Божьего замысла искупления, будет подпадать под Божий суд.
  7. Бог обещает благословить через Аврама все племена земные. Это ключевой момент в понимании истории искупления. Бог даёт обещание благословить всех грешных потомков Адама (все племена земли), через Аврама.

Рассматривая Божьи обетования в этих пунктах, возникает вполне справедливый вопрос. Как один грешный человек может послужить благословением для всех людей? А если не один человек, а целый народ? Да, но как народ, история которого не безупречна, может послужить благословением для всех людей? Но если не народ, а безгрешный Божий Сын, воплотившийся через женщину из этого народа? Да, именно безгрешный Сын Божий, Иисус Христос, как земной потомок Аврама, послужит тому, что на все народы земли изольются благословения.

Еф. 1:3-6

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном…

Важно понять, что спасение грешного человечества это Божья работа. Поблагодарите Бога за его спасительный труд в мире, точно также как вы благодарите Бога за Его труд в творении. Поблагодарите Бога за Его спасительный труд в вашем сердце посредством Духа Святого, через Его Слово, которое указало вам на Иисуса Христа. Поблагодарите Бога за то, что он открыл ваши очи, проговорил вашему сердцу и дал вам способность верить.

Благая весть о спасении начинается в книге Бытие. В самом зародыше она появляется в Бытие 3:15 не много информации, а только провозглашение будущей победы семени жены над семенем змея. В Бытие 12:2-3 даётся больше информации, где конкретно указывается, что через «это обещанное семя» благословения придут ко всем грешным потомкам Адама. Касается ли это нас? Да. Через Иисуса Христа, потомка Аврама из израильского народа, Божье благословение приходит ко всякому верующему, из какого бы народа он не был.

 

[1] В тексте используется императив, но если императив обозначает то, что не находится в непосредственной власти субъекта, к которому обращено повеление, то это может быть истолковано как обещание. Обещание или предсказание будущего, сформулированное в форме императива, звучит более выразительно и живо, чем в форме обычного имперфекта (А. Прокопенко, Синтаксис древнееврейского языка, 143).

[2] James Swanson, Dictionary of Biblical Languages with Semantic Domains: Hebrew (Old Testament) (Oak Harbor: Logos Research Systems, Inc., 1997).

[3] Джон Каррид, Бытие, 1:252.

Читайте наш блог: