fbpx

Евангелие Ветхого Завета. Часть пятая. Раб Отрасль – Божье решение проблемы греха.

Евангелие Ветхого Завета. Часть пятая. Раб Отрасль – Божье решение проблемы греха.

Захария 3:1-10

И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял. И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу: так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.

Эта глава написана в особенной манере. Перед читателями разыгрывается пять сцен подобно театральной постановке. Здесь есть как положительные, так и отрицательные персонажи. Меняются декорации и костюмы, чтобы усилить восприятие картины, учитывая человеческую способность к зрительному восприятию. Присутствуют слова автора, а также, что приятно каждому зрителю, хорошая концовка. Весь сюжет содержит авторский замысел, где прослеживается одна доминирующая тема.

Итак, занавес открыт и перед нами открывается первая сцена.

Сцена №1 Обвинение против первосвященника Иисуса (3:1). Пророк видит, первосвященика Иисуса, стоящего перед вестником Яхве (ангел). Важно отметить, что Иисус в этом контексте – это не наш Господь Иисус Христос, а человек, который совершал служение первосвященника во времена служения пророка Захарии (520 год до Р. Х.). Первосвященник выступал ходатаем перед Яхве за грехи всего народа. Далее пророк видит противника стоящего направо (от) первосвященника для того чтобы противостоять ему. Кто этот противник? Синодальный перевод содержит слово «сатана», что значит «противник». В оригинальном тексте присутствует определенный артикль, что не позволяет рассматривать слово «сатана» как имя собственное. Таким образом, в этой сцене акцент больше на действии, а не на личности того, кто это действие выполняет. Этот противник как обвинитель на судебном заседании, которому есть что предъявить против первосвященника Иисуса. Это обвинение, как мы увидим дальше, вполне обосновано. Первосвященник Иисус олицетворяет греховность Израиля в этой сцене. Он виноват, поэтому молчит…Ему нечего сказать в свою защиту.

Но совершенно неожиданно среди этой немой сцены мы слышим чей-то голос. Это голос Господа Яхве. Мы не видим Его, но слышим Его властный и заступнический голос и  перед нами разворачивается вторая сцена.

Сцена №2 Божья благодать к грешникам, которые находятся под осуждением (3:2-3).

Ангел Господень[1] обращается к обвинителю. В этом обращении можно услышать три фразы. Первая, «да запретит Яхве тебе противник». Вторая, «да запретит Яхве избравший Иерусалим». Третья, «не это ли головня, спасённая от огня?»

Господний ангел останавливает обвинителя. По всему видно, что Он имеет более высокий статус. Слова об избрании Иерусалима означают, что есть особенный план для этого города и этого народа. Они получили по заслугам за свои грехи, но Божья благодать была в том, что не истребить народ до конца и город навсегда. Только Божье избрание, а не заслуги Израиля служат основанием для такого авторитетного заступничества.

Представьте себе костёр, в котором горят дрова. За считанные минуты древесина становиться пеплом. У полена есть только одна возможность не быть уничтоженным. Если его выдернуть и потушить, то оно может не сгореть до конца. В противном случае всё предсказуемо. Город Иерусалим и иудейский народ находились в костре Божьего суда. Однако Тот, Кто разжёг этот огонь, Он и спас остаток, выдернув недогоревшее полено из огня. Это так похоже жизнь каждого из нас. Все грешники находятся под Божьим гневом, и только Божья благодать может спасти грешника.

Далее в этой сцене больше раскрывается образ первосвященника Иисуса (3:3). Он был одет в одежды нечистот. Здесь используется очень сильное слово, которое может означать экскременты, рвотные массы, женские нечистоты. Это был худший вид осквернения, который только может быть.[2] Представьте, что вы сидите в театре на первом ряду, наслаждаетесь спектаклем, и тут на сцене появляется актёр в такой одежде. Какой будет ваша реакция? Вы морщитесь, закрываете нос, просите убрать этого человека куда подальше, но потом, всмотревшись в него, видите себя… Потому что грязная одежда первосвященника олицетворяла собой грехи всего народа.[3] Первосвященник был стоящим перед ангелом Господа в таком положении. Эта картина должна глубоко затронуть каждого из нас. Мы должны посмотреть на себя глазами Бога, чтобы оценить Его благодать. Грех всегда является мерзостью в глазах Бога. Пока мы не осознаем всё бедствие своего положения, мы не сможем по достоинству оценить Евангелие, силу креста и благодать прощения. Эта сцена заканчивается на очень эмоциональной ноте. Властный голос запретил противнику обвинять Божий народ. Бог избрал их для особенной цели, он достаточно пострадал в истории из-за своих грехов.  Но в тоже время все мы понимаем, что обвинение вполне заслужено. Как быть в таком случае? Третья сцена разрешает это напряжение.

Сцена №3 Что Господь может сделать с грехами? (3:4-5).

И отвечал и сказал (Яхве) к стоящим перед ним говоря: «снимите одежды нечистот от него». И сказал к нему (Иисусу): «посмотри, отделил Я от тебя вину твою и одел тебя в нарядные (белые) одежды». И сказал, положите кидар (головной убор) чистый на голову его. И положили кидар чистый на голову его. И одели одежды. И посланник Яхве стоящий.

Это очень важная сцена. Это смена костюма главного героя хорошо показывает, что Бог может сделать с нашими грехами. Он может снять грех. И важно понять, что только Господь может снять грех. Эта сцена указывает на то, что Бог не только прощает наш грех, но даёт нам Свою праведность. У нас нет своей чистой одежды (праведности). Мы принимаем праведность и заслуги Христа (1 Пет. 2:5).[4] Третья сцена сняла напряжение, связанное с непристойным видом первосвященника. Следующая четвёртая сцена помогает понять ещё что-то очень важное…

Сцена №4 Что Бог ожидает от прощённых грешников? (3:6-7).

И заявил посланник Яхве Иисусу. Мы можем видеть в этих стихах два условия: «если путями моими будешь ходить» и «если стражу мою будешь хранить» (3:7а). После следуют три обетования: «тогда ты будешь судить дом мой», «хранить поселения мои» и «дам тебе место между стоящими этими» (3:7б). Эти слова напрямую относятся к первосвященнику Иисусу и той исторической ситуации. Господь обещает благословить служение Иисуса среди вернувшихся из плена иудеев при условии послушания Божьим заповедям. Что эти слова помогают понять нам? Бог спасает и очищает грешника, который после явления Божьей благодати в его жизни должен жить в послушании Богу. Эту истину важно понимать и реализовывать в своей жизни. Вера в Евангелие включает в себя жизнь в послушании Богу. Сердце христианина, испытавшего прощение, желает угождать Своему Спасителю. Если этого желания нет, что-то не так с верой такого человека. Если какой-то человек думает, что проблема его греха решена и можно жить как угодно, у него неправильное представление о Евангелии. Он неправильно понимает Божью благодать.

Теперь перед нами завершающая пятая сцена. Главной темой этой сцены является славное будущее Израиля благодаря служению Иисуса Христа. Но можно посмотреть на эту сцену шире. Она объясняет Божий план спасения, что приносит прощённому грешнику радость и уверенность в будущем.

Сцена №5 Бог решит проблему греховности людей и установит Своё Царство (3:8-10).

Весть этой последней сцены весьма актуальна. Её важно услышать всем: «Послушай пожалуйста, Иисус священник большой и ближние живущие перед тобой». Господь желает объяснить несколько важных истин. В оригинальном тексте отчётливо можно увидеть три пояснительных союза «потому что». Первое, «потому что мужи символа они». Всё, что увидел пророк Захария можно понимать как символы того, что фактически произойдёт. Все действующие лица ранее идущих сцен помогают лучше понять и усвоить истину. Второе, «потому что приводящий Раба Моего Отрасль». Здесь используется настоящее время вместо будущего, чтобы показать, что это непременно будет. В ряде тексов в В.З. подразумевается Мессия Иисус Христос, когда используется термин «Отрасль» (Ис. 4:2, 11:1; Иер. 23:5, 33:15; Зах. 6:12). Третье, «потому что вот камень». Это ещё один важный символ, который указывает на Мессию.[5] Далее следует более подробное описание этого камня. Он дан перед Иисусом. На нём семь глаз (см. Зах.4:10; Откр. 5:6). На нём вырезана гравюра. Эта символика указывает на то, что камень это твёрдое основание, потому что имеет божественную природу. Он драгоценный, потому что с ним связаны какие-то намерения Бога, что и прописано на этом камне. Что Бог намеревается сделать с помощью этого камня? Господь Яхве Саваоф удалит вину этой земли в день один. Как это будет в истории Израиля можно увидеть дальше в книге Захарии (12:9-13:1). Когда это произойдёт, настанет благословенная и мирная жизнь: «в день тот будете приглашать друг друга, говорит Яхве Саваоф, под виноград и под фиговое дерево». Здесь образно описан мир и безопасность грядущего Царства, которые обеспечит Христос после Своего славного Второго пришествия.

Итак, мы посмотрели на пять сцен, которые ярко, драматично, раскрывают нам Божий замысел в решении проблемы греха через обещанного Мессию, что, в конечном счёте, принесёт радость и мир всем искупленным. Все эти символы помогают  нам глубже понять природу нашего искупления. Божий раб Отрасль, наш Спаситель Иисус Христос – Божье решение проблемы греха. Надежда грешника только на Него.

 

[1] Ангел Господень тесно связан с Господом Яхве. Он даёт властные распоряжения и совершает особенные действия, которые имеет право совершать только Господь (3:3-4, 6).

[2] Уирсби, 1058.

[3] Здесь, как и в Исаии 4:4, слово צֹאִי «нечистоты» подразумевает «вину», а не просто грязную одежду. Удаление осквернения одежды означает очищение от вины и новое положение Иисуса в качестве представителя Господа (Roy E. Hayden, «צֹאִי», NIDOTTE, 3:726).

[4] Уирсби, 1059.

[5] Краеугольный камень (Пс. 117:22-23; Мф. 21:42; Еф. 2:19-22; 1 Пет. 2:7; Зах. 10:14); камень преткновения (Ис. 8:14; 1 Пет. 2:8; Рим. 9:32-33); отвергнутый камень (Пс. 117:22-23; Мф. 21:42); сокрушённый камень (Исх. 17:6; 1 Кор. 10:4); сокрушающий камень (Дан. 2:34-35).

Читайте наш блог: