fbpx

Праведный и нечестивый гнев

на русском

Большинство христиан видят в гневе почти исключительно отрицательное – то, что никогда не следует чувствовать, и всегда об этом сожалеть. Но так ли это? Если не всякий гнев нечестивый, то как нам знать разницу?  Как мы можем иметь больше праведного гнева и меньше нечестивого?

 

Определение 

Ключевое греческое слово, обозначающие гнев, ὀργίζω; orgízō, оно используется в (Матф. 5:22 и Еф. 4:26), и значит: злиться или раздражаться против кого-то или чего-то.[1] Наиболее распространенным существительным в иврите является ap, что означает дрожание, вздувание ноздрей, указывающее на гнев (Быт. 27:45; Иов. 4:9).[2] В общем, гнев можно определить как сильное чувство недовольства, возникающее в ответ на обиду, оскорбление или несправедливость, которое часто проявляется в желании наказать или отомстить. Мы злимся, когда кто-то или что-то, что мы любим, подвергается угрозам или нападкам, и реагируем со страстным недовольством на нападающего.

 

Всякий ли гнев является неправильным? 

            Не всякий гнев – это обязательно грех. Несомненно, существует такое понятие, как праведный гнев на грех, о чем свидетельствует тот факт, что: «Бог – судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий» (Пс. 7:12). «Подавляющее большинство случаев гнева в Ветхом Завете говорят о Божьем гневе как и против Его избранного народа, так и против языческих народов».[3] «Наряду с существительным ʾaphchemah является самым употребляемым словом в Ветхом Завете, обозначающим гнев. Оно встречается 118 раз, 90 из которых имеют отношение к гневу Божьему». [4] В Новом Завете «Иисус воззрев на них, [то есть на фарисеев], с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» (Мк. 3:5) произнес семь проклятий против них за их лицемерие (Мф. 23:1-26). Иисус также с бичом изгнал обменщиков денег, которые сделали храм местом торговли вместо места молитвы (Ин. 2:13-17). Праведный гнев характерен для Бога. 

 

Как насчет «обычных людей»? Можем ли мы гневаться и не грешить? Несовершенные люди могут, а порой и должны праведно гневаться, когда это отражает недовольство на то, что оскорбляет Бога. Например, когда «Моисей  приблизился и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым». (Исх. 32:19-20). Давид «сильно разгневался», когда узнал об изнасиловании Фамари (2 Цар. 13:21). Неемия говорит: «Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился» (Неем. 5:6). «И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его» (1 Цар. 11:6). Бог Сам говорит Иову, «излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их» (Иов. 40:6-7). Из этих примеров[5] мы видим, что «гнев может быть надлежащей реакцией на противоправные действия, и ответной реакцией, которая дает силу для принятия мер против противоправных действий».[6]  В своем повелении «Гневаясь[7], не согрешайте» (Еф. 4:26) Павел видит уместность гнева. Он рассматривает его как надлежащую и даже важную эмоцию, но в то же время он считает ее очень изменчивой и опасной. Вместо того, чтобы запрещать гнев, Павел повелевает его, используя императив настоящего времени (ὀργίζεσθε).[8] «Хотя гнев имеет жар и силу, которые порождают правильное действие, этот жар и сила могут также порождать неправильное действие или выражать себя против объекта, который не заслуживает этого (2 Цар. 12:5-6). Они также могут вызвать действия, которые могут зайти слишком далеко».[9] Таким образом, Писание предостерегает нас от нечестивого гнева, и в тоже время ясно показывает, что есть место для благочестивого гнева, который ненавидит зло, как и Бог, но этот гнев всегда должен быть под контролем.

 

Как я могу определить, праведный или нечестивый (мой собственный или чей-то) гнев?

      Иногда это очень сложно определить. Является ли гнев результатом зла против Бога или зла, совершенного против меня? Нечестивый гнев — это неоправданная злость на (неправильные вещи), вещи, которые не являются грехом, это месть (Рим. 12:19) – «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Нечестивый гнев — это не ревность к Божьей славе, а к самому себе, например, когда человек хочет добиться только своего или хочет, чтобы все было так как он это видит. Если наш гнев заканчивается тем, что заставляет нас грешить в ответ на то, на что мы злимся, то это уже не то, что нам нужно. Другими словами, праведный гнев не производит греховного поведения. Как говорится в старой поговорке «злом зла не исправишь». Вот почему Библия в особенности предостерегает нас “Гневаясь, не согрешайте” (Еф. 4:26). Писание предупреждает, что чаще всего наш человеческий гнев выходит из-под контроля и становится греховным. Поэтому Библия предостерегает нас «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло» (Пс. 36:8) и «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Пр. 29:11). Если кто-то гневается из-за убийства нерожденного ребенка в утробе матери, то это может быть вполне хорошо и правильно, но если это перерастает в уничтожение имущества в клинике, где делают аборты или драку с врачом, то этот гнев перестаёт быть праведным. Подводя итог, можно сказать, что гнев нечестив, когда он мстит, теряет самообладание или эгоистичен (Пр. 29:11), то есть выходит за рамки Писания, не следуя тому, что говорит предыдущий отрывок.

 

     Гнев праведный только тогда, когда он отражает Божье сердце и стандарты, ненавидит грех и зло (Пр. 8:13; Рим. 12:9), хочет защитить Божью репутацию, а не свою собственную (Исх. 32:1-9, 19-20), злится на то, на что злится Бог (Гал. 5:1; 1 Кор. 11:1), и оставляет суд Богу (Рим. 12:19). Божий гнев кратковременен (Еф. 4:26 «солнце да не зайдет во гневе вашем»), он воздержан (Пр. 16:32; Гал. 5:22; Иак. 1:19-20), он правильно оценивает то, из-за чего злится, не грешит в своем ответе на зло, а мотивирован благополучием других (Рим. 12:20-21) и славой Божьей. 

 

Как быть добрым и разгневанным?

     Мы, как христиане, должны быть настолько зрелыми, чтобы меньше проявлять нечестивый гнев, и быстрее признавать, исповедовать и отворачиваться от него. Однако цель не в том, чтобы просто избавиться от нечестивого гнева. Цель состоит в том, чтобы быть больше похожими на Христа, возрастать в заботе о Божьем до такой степени, чтобы мы становились страстными, а порой и злыми на то, что злит Бога. Зрелость во Христе не означает, что в нашей жизни нет гнева, но что наш гнев праведен и находится под контролем Святого Духа. «Мы никогда не будем совершенными в гневе в этой жизни. Но мы можем возрастать в благодати праведного гнева. Это то, что значит уподобляться образу Христа (Рим.  8:29). Иисус сказал: “Если любите Меня, то соблюдайте заповеди Мои” (Ин. 14:15). И одна из его заповедей в Писании гласит: ” Гневаясь, не согрешайте”».[10]

 

     Рост в этой области – дело непростое, так как он предполагает не только преодоление неправедного гнева, с одной стороны, но и безразличия к тому, что ДОЛЖНО нас разозлить, с другой стороны, и, вдобавок ко всему, мы ещё должны не согрешить в результате. Таким образом, мы должны постоянно преображаться в Его подобие посредством обновления нашего ума (Рим. 12:2). Только под руководством Святого Духа, мы можем иметь Его страсть к Его святым стандартам, а затем выражать её угодными Ему способами.

 

[1] BDAG, 721; LSJ, 1246.

[2] J. I. Packer, “Anger,” eds. T. Desmond Alexander and Brian Rosner,  New Dictionary of Biblical Theology (Downers Grove, IVP, 2000), 381-82.

[3] Leland Ryken et al., Dictionary of Biblical Imagery (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2000), 25.

[4] Jan Bergman and Elsie Johnson, אָנַף,” eds. G. Johannes Botterweck and Helmer Ringgren, trans. John T. Willis, Theological Dictionary of the Old Testament (Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans Publishing Company, 1977), 1, 354.

[5] Внимательный читатель, возможно, заметил, что кроме того, что Иисус/Бог гневается, я не привел примеры из Нового Завета в качестве положительного примера гнева. Возможно, Павел был мотивирован праведным гневом, когда “противостал Петру, потому что он подвергался нареканию” и публично упрекал его (Гал. 2:1-14), но в тексте не говорится конкретно, что он был разгневан. То же самое можно сказать об упреке Павла и временном ослеплении лжепророка Вариисуса (Деян. 13:9-11): “о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?” (Деян. 13:10).

[6] John Goldingay, “Anger,” The New Interpreter’s Dictionary of the Bible (Nashville, TN: Abingdon Press, 2006), 1:157.

[7] Толкователи по-разному понимают повеление «гневайтесь» в Еф. 4:26. Линкольн, среди прочих, считает, что это условный императив, который означает, что Павел не повелевает и не хвалит гнев, а, скорее, заявляет: «если ты случайно разозлишься, по крайней мере, не греши» (Andrew Lincoln, Ephesians, WBC, 301; BDF, A Greek Grammar of the New Testament, 195). В отличие от него, Уоллес дает три сильных довода против этого взгляда, один из которых – “не существует другого неспорного примера условного императива в конструкции императив + καὶ + императив в НЗ” (D. Wallace, Greek Grammar beyond the Basics: An Exegetical Syntax of the New Testament, 491; С ним соглашается Hoehner, Ephesians, 620). Вместо этого, “оба  императива следует принять за чистую монеу (повеление и запрет, соответственно): ‘Будьте разгневаны и не грешите’… предполагая, что существует библейское предписание для праведного негодования” (Там же, 492). 

[8] Clinton Arnold, Ephesians, Zondervan Exegetical Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2010), 300.

[9] John Goldingay, “Anger,” The New Interpreter’s Dictionary of the Bible, 1:157.

[10] John Bloom, “How Can we be Angry and Not Sin?” Feb 26, 2016, online: https://www.desiringgod.org/articles/how-can-we-be-angry-and-not-sin.

Читайте наш блог: