fbpx

Экспозиционные заметки по Евангелию от Матфея 1:1-17

Для меня большая честь проповедовать по Евангелию от Матфея в нашей церкви по воскресеньям утром. Мое желание в этом – иметь глубокое общение с Господом, понимать Его Слово и, как отток этого опыта, объяснять нашим членам, что означает Его Слово. В последующих записях в блоге я не смогу рассказать много подробностей, так как формат блога не позволяет просто выкладывать конспекты проповедей, но я надеюсь, что с помощью этих коротких постов я смогу поделиться некоторыми своими наблюдениями, которые я сделал, изучая и проповедуя по тексту.

Должен признать, что, думая о проповеди по первому абзацу Евангелия от Матфея, я был не испытывал особого энтузиазма. Как проповедовать по родословию? Однако, читая этот отрывок снова и снова, я начал понимать, что это не просто список имен, родословная Иисуса, но это еще и наследие благодати Бога, явленной недостойным грешникам. По мере того, как я размышлял над теми, кто упомянут в родословной Иисуса, я был в благоговейном трепете перед великим проявлением Божьей благодати, милосердия и любви, и перед тем, как это может дать надежду таким грешникам, как мы с вами. В этой родословной мы видим Божью благодать, Его незаслуженное расположение не только в жизни великих воинов, людей веры, но и прелюбодеев, убийц, лжецов и обманщиков.

Когда мы читаем первые семнадцать стихов Евангелия от Матфея, мы находим в родословной четыре акцента, демонстрирующие Божью милость. Во-первых, Божья благодать, явленная, Давиду и Аврааму. Интересно отметить, что родословная начинается не в хронологическом порядке, то есть не с Авраама, а с Давида. Но напомню, что цель Матфея – показать Иисуса как Мессию, Царя иудейского. Давид известен как самый выдающийся герой Израиля. Он был юным пастухом, ставшим успешным воином и царем великого народа. Однако он был плохим отцом, впал в прелюбодеяние и, чтобы прикрыть свой грех, совершил заранее спланированное убийство. Несмотря на эти неудачи, в Писании он известен как «муж по сердцу Божьему», очевидно, не потому, что Давид был так велик, но потому, что Бог велик и богат благодатью и милостью, действующей в жизни Давида, лепя его сердце (1 Цар. 13:14; Деяния 13:22). 

Авраам упоминается вторым в родословной, что понятно, так как средоточие Матфея представляет Иисуса как Царя. Авраама описывают как праведника, человека веры, «он поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Однако, когда мы смотрим на жизнь Авраама, мы видим, что он обманывал и принуждал других лгать ради него. Он опозорил Бога, свою жену и самого себя. Давид и Авраам были грешными и порой слабыми и неверными людьми. Но Бог постоянно был верен им, и Его благодать всегда была с ними, даже во времена упреков и наказаний.

В этом родословии мы также видим Божью благодать в трёх эпохах. Первая эпоха, известная как патриархальная, простирается от Авраама до Давида, включая Моисея, Иисуса Навина и Судей. Это был период скитаний, порабощения в чужой земле, освобождения, заключения заветов и законотворчества, завоевания и победы. Вторая эра простирается от Давида до Вавилонского пленения. Монархия в Израиле была установлена потому, что народ настаивал на том, чтобы вокруг него были цари, как и у всех народов, а не Бог, их царь. Однако большинство царей увело народ от Бога в беду, редко способствуя миру и процветанию. Этот период характеризовался непрерывным упадком, деградацией, отступничеством и трагедией. Были поражения, завоевания, изгнание и разрушение Иерусалима и Храма. Только в Давиде, Иосафате, Иезекии и Иосии мы видим свидетельства благочестия. Последняя эра простирается от вавилонского плена до Иисуса Христа, для которого характерны плен, изгнание, разочарование и безнадежность. Большинство упоминаний Матфея в этот период – от Салафииля до Иакова, отца Иосифа, – неизвестны нам. Это были темные века Израиля. 

Еще один акцент в этой родословной показывает Божью благодать во включении четырех женщин-изгоев, через которых пришел Мессия и великий Царь. Эти женщины являются исключительными иллюстрациями Божьей благодати и включены по этой причине. Первая из них – это Фамарь, невестка-хананейка Иуды. Бог лишил жизни ее мужа, Ира, и его следующего старшего брата, Онана, из-за их нечестия. Тогда Иуда обещал молодой бездетной вдове, что его третий сын, Шела, станет ее мужем и будет воспитывать детей во имя своего брата, когда он вырастет. После того, как Иуда не сдержал это обещание, Фамарь замаскировалась под блудницу и обманом заставила его вступить с ней в половую связь. Из этого незаконного союза родились сыновья-близнецы Фарес и Зара. Эта печальная история встречается в Бытие 38. Как мы узнаем из родословной, Фамарь и Фарес стали частью Мессианской линии вместе с Иудой. Несмотря на проституцию и кровосмешение, Божья благодать пала на всех троих этих недостойных людей.

Второй изгой – Раав-блудница из Иерихона, которая защитила двух посланных Иисусом Навином соглядатаев-израильтян. Она солгала слугам царя Иерихонского, чтобы спасти их; но из-за ее страха перед Богом и ее доброго отношения к Его народу, Бог пощадил ее жизнь и жизнь ее семьи, когда Иерихон был осажден и уничтожен (И. Навина 2:1-21; 6:22-25). Божья благодать не только пощадила ее жизнь, но и ввела ее в мессианскую родословную, как жену Салмана и мать благочестивого Вооза. 

Третья – Руфь, жена Вооза, прадеда царя Давида. Как Фамарь и Раав, Руфь была язычницей, а точнее моавитянкой. После смерти первого мужа, израильтянина, она вернулась в Израиль со своей тещей, Ноеминью. Руфь была благочестивой, любящей и чуткой женщиной, которая приняла Господа как своего собственного Бога. Хотя она была моавитянкой и бывшей язычницей, не имевшей права выходить замуж за израильтянина, Божья благодать не только ввела Руфь в семью Израиля, но и позже, через Вооза, в царскую семью. Она стала прабабушкой великого израильского царя Давида. Четвертая – Вирсавия, известная как «жена Урии», совершившая прелюбодеяние с царем Давидом и бывшая матерью Соломона, сына Давида.

Четвертый акцент в родословной Матфея – это Божья благодать, проявленная в выборе одной женщины, Марии. Она была простой, неизвестной молодой женщиной, глубоко набожной и верной Господу. Мы видим в ней смиренный и покорный ответ на откровение ангела (Лк 1:38) и признание себя нуждающейся в Боге как своем Спасителе. В том, что называется «славословием или магнификатом Марии (Лк 1:46-55), она неоднократно признавала свою собственную смиренность. Она прославляет Бога за то, Кто Он есть, перечисляя атрибуты Его силы, милосердия и святости. Гимн Марии говорит о Божьем величии, Его славе, Его силе и верности сквозь века и о том, что она нуждается в Боге как в своем Спасителе.

Я думаю, дело в том, что Бог милостив к героям и к тем, кто никому неизвестен. Родословие Иисуса демонстрирует милосердную природу Бога. Труд Бога в истории не ограничен человеческими неудачами или грехами, и Он действует через простых людей. Подобно тому, как Бог использовал самых разных людей, чтобы привести Своего Сына в мир, сегодня Он использует самых разных людей для исполнения Своей воли.

Читайте наш блог: