fbpx

должен быть … учителен

1 Тим. 3:2

Следующей требованием, которое предъявляет Павел к кандидатам на роль пресвитера церкви, является умение учить.[1] Многие из перечисленных в списке качеств должны проявляться в жизни всех христиан, но это требование уникально, потому что относится только к пасторам церкви.[2] Удивительно, что это требование в списке не стоит на первом, а только на седьмом месте. Итак, главная ответственность пастуха – кормить и защищать стадо. Главный приоритет пастыря церкви – кормить церковь Словом Божьим и защищать от лжеучителей.

Почему эта характеристика так важна в контексте поместной церкви? В общине Ефеса, еще со времени служения апостола Павла, были лидеры, которые вызывали опасение (Деян. 20:29-30). Апостол был верен своему призванию и учил их со всяким усердием три с половиной года, и все же предвидел духовную угрозу церкви после своего ухода. Затем он отправил Тимофея в Ефес, чтобы тот противостоял лжеучению и наставлял церковь в здравой доктрине (1 Тим. 1:18-19). Послание начинается с поручения «я просил тебя пребывать и увещевать некоторых, чтобы не учили иному» (1 Тим. 1:3). Просьба учить здравому учению и другие предупреждения появляются с регулярной периодичностью в посланиях к Тимофею и Титу.[3] Все это явно указывают на главную обеспокоенность и нужду, для которой был оправлен Тимофей, а именно учить здравому учению с чистой совестью (1 Тим. 1:5, 19).

Для того чтобы эффективно учить церковь необходимо быть назначенным на это служение Богом («определил» 1 Тим. 1:12; «поставлен» 2 Тим. 1:11). Сам апостол называет это поставлением от Бога «я поставлен проповедником и апостолом, … учителем язычников в вере и истине» (1 Тим. 2:7). Способность учить церковь является духовным дарованием, а не природной способностью (1 Петр. 4:10-11; Рим. 12:7; 1 Кор. 12:7-12). Известны случаи когда служение не соответствовало природным способностям поставленного, как это было с Моисеем.[4] Кроме того, пастыри-учители это Божий дар для церкви Христовой «и Он дал пастырей и учителей» (Ефес. 4:11).[5] Бог по Своему изволению дает одаренных мужчин для публичной проповеди и обучения Своей церкви.

Помимо поставления от Бога, служение проповедью описано, как кропотливый труд, который не уступает изнурительному труду земледельца (1 Тим. 4:10). Требование «быть способным учить» выражается практически в двух направлениях. Это способность обучаться, а также доступно преподавать Писание другим. Способность к обучению (обучаемость) проявляется в дисциплинированном формальном (семинария) или неформальном (самообразование) обучении.[6] Также, это способность передавать истину лично или публично. Соответственно без способности к кропотливому и длительному изучению Писания невозможно быть хорошим учителем. Тимофей был призван заниматься изучением Писания постоянно (1 Тим. 4:16).[7] Это цена, которую должен быть готов платить пастырь за служение, к которому он призван. Кроме того, очень важно быть готовым учить несмотря на противостояние лжеучителей (2 Тим. 2:24) или когда никто не пожелает слушать (Ис. 6:9-11; 2 Тим. 4:3-4). Очень часто пророки ВЗ и апостолы НЗ были презираемы, их не хотели слушать (Матф. 5:12; Лук. 11:51; 2 Тим. 4:1-4). Если вы желаете быть пастырем-учителем будьте готовы к тяжелому, изнурительному труду подготовки и учения, а также к тому, что, возможно, вас не будут желать слушать.

Итак, пастырь должен стремиться быть хорошим проповедником и учителем. В противном случае он будет плохим пастырем. Необязательно, чтобы он был хорошим организатором, прорабом или «массовиком затейником», но обязательно, чтобы он был пламенным глашатаем Евангелия, потому что только из Слова Божьего стадо будет получать наставление, ободрение и обличение для духовной жизни и развития. Без пламенной проповеди Писания духовное благополучие паствы невозможно (Мал. 2:7; 2 Тим.  3:16-17).

_____________________

[1] Mounce, Pastoral Epistles, 174.

[2] Вчитываясь в 1 Тим. 5:17 можно предположить, что среди пресвитеров были те, кто не трудились в Слове, то есть не обладали даром публичной проповеди или не практиковали ее на постоянной основе, но должны быть способными делать это (Mounce, 174).

 [3] Церковь находится в опасности подвергнуться лжеучению (1 Тим. 4:1); служитель церкви должен постоянно пребывать в учении, чтобы содействовать здоровому развитию и функциональности церкви (1 Тим. 4:13-16; 6:2-4; 2 Тим. 4:2-5; Тит. 1:9).

[4] Бог сделал Моисея главным глашатаем и учителем народа Израильского (Втор. 18:15), хотя он долгое время противился «я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). Еще одна уникальная ситуация призвания на служение пророка Иеремии «я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1:5-10).

[5] Καὶ αὐτὸς ἔδωκεν … ποιμένας καὶ διδασκάλους – и Он дал …. пастырей и учителей.

 [6] Ярким примером духовного самообразования был Чарльз Х. Сперджен, который с раннего детства занимался чтением дедушкиной библиотеки в которой было много книг пуританских авторов.

[7] ἐπίμενε αὐτοῖς – находиться или длительное время продолжать заниматься какой-то деятельностью; «пребываете тверды и непоколебимы» (Кол. 1:23) (BDAG, 375).

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print