fbpx

“должен быть …целомудрен”

1 Тим. 3:2

            Следующая характеристика в списке требований к служителю «целомудрен» (1 Тим. 3:2). Понятие «целомудрие» чаще всего ассоциируется с нравственной чистотой. Нравственная чистота действительно очень важная характеристика для пастора церкви. Пастор может быть искушен неправильными отношениями с противоположным полом и может впасть в грех и навсегда лишить себя служения. В этом постинге попытаемся дать ответ, что значит «целомудрен», чего ожидает Бог от служителя церкви. Следует определиться, указывает ли этот термин на нравственную чистоту с противоположным полом или способность ясно мыслить и разбираться в тонкостях учения, а может быть речь идет о чем-то другом?

Еще раз напомним, что сложность с которой сталкивается толкователь-переводчик, это отсутствие ближайшего контекста и редкость употребления термина. Для начала следует посмотреть несколько вариантов, которые предложены в современных русских и английских переводах, а также некоторых комментариях. Вот некоторые из них: в здравом уме, здравомыслящий, благоразумный[1]; описывает поведение человека разумного и осмотрительного[2]. Означает умение контролировать себя.[3]

Замечательный анализ вариантов употребления лексической группы слова σώφρων «целомудрен», предложен богословским словарем под редакцией Герхарда Киттела:

  1. Возвратиться к адекватному мышлению. Бесноватый исцеленный Иисусом, был найден в здравом уме (Марк. 5:15; Лук. 8:35). Ап. Павел отвечая Фесту утверждал, что говорит здравые слова учения, а не глупость (Деян. 26:25).
  2. Размышлять о себе скромно (Рим. 12:3, Фил. 2:3, Кол. 3:12). Мыслить правильно перед Богом, а не так, как люди в этом мире «если кто полагает, что мы не в своем уме, то мы стали такими для Бога, если же мы рассуждаем здраво – это для вас» (2 Кор. 5:13) (Новый русский перевод РБО).
  3. Проявлять благоразумие и бодрствование в ожидании пришествия (1 Пет. 4:7).

Суммируя эти данные, следует сказать, что данный термин описывает процесс здравого мышления, способного анализировать факты и опираться на истинное учение, чтобы выносить правильное суждение.

Размышляя над значением этой характеристики, очень полезно изучить ближний контекст. Послание начинается с предупреждения об искажении здравого учения кем-то из лидеров церкви «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, что гворят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:7). Итак, вместо того, чтобы проповедовать здравое учение (1 Тим. 1:7-8), они занимались баснями и родословиями бесконечными. Фраза «здравое учение» повторяется в ПП с явной периодичностью (1 Тим. 1:10, 6:3; 2 Тим. 1:13, 4:3; Тит. 1:9, 1:13, 2:1-2), что указывает на важность этого вопроса для пасторского служения. Здравое учение приводит к здравому мышлению и практике. Здравое учение приводит к нравственной чистоте, а также охватывает все области жизни. Здравое учение подразумевает целостность мышления. Это значит, что человек Божий призван обладать способностью различать что не здраво и предохранять от этого церковь, а для этого он должен быть здравомыслящим. Данный термин объединяет в себе все возможные характеристики проявления истинной веры.[4]

Поскольку лидеры Ефесской церкви не понимали предназначения закона (не разумеют μὴ νοοῦντες 1 Тим. 1:7) и учили не тому благовестию, которое было вверено апостолу Павлу (1 Тим. 1:11), Тимофей был послан, чтобы вести духовное противостояние и воевать со лжеучением (чтобы ты воинствовал ἵνα στρατεύῃ 1 Тим. 1:18). Для того, чтобы исправлять всякое заблуждение, которое уже успело возникнуть в Ефессе, пастору Тимофею нужно было исправлять его здравым учением (1 Тим. 4:6) именно по этой причине необходимо было здравомыслие. Апостол призвал погружаться в здравое учение Слова Божьего (1 Тим. 4:13, 16). Кто не следует здравому учению, тот производит споры и разделения (1 Тим. 6:3) и как результат «поврежденный ум» (1 Тим. 6:5).

Способность ясного мышления и духовный рост достигались не иначе, как постоянным пребыванием в Писании. В свою очередь это «вникание в учение» не оставалось тщетным, но оказывало оздоровляющее влияние на пастора и церковь. Причем оно влияло на разные сферы личной и церковной жизни, удаляя от амморальности, мистики, искажений в разных проявлениях и приводило к здравости и жизни во славу Божию. Служители и рядовые члены церкви, старцы и старицы, молодые вдовы, мужья и жены, все получали свою меру наставлений. Поскольку здравое мышление и практика формируется посредством здравого учения, и поскольку список требований к пастору был сформирован по причине отклонений от здравости в ефесской церкви, возвращение на истинный путь лежал через посвящение Слову Благодати. Очевидно, что такой смысл слова лучше подходит в данном контексте. Призыв же к нравственной чистоте выражен в требовании «одной жены муж» (1 Тим. 3:2).

На страницах НЗ находим пример человека, который был готов учиться и точнее узнавать путь Господень. Его имя Аполлос. Он был очень одаренным оратором и очень хорошо знал ВЗ, но не считал зазорным, чтобы учиться у Акилы и Прискилы, чтобы еще точнее понимать волю Господа (Деян. 18:26).[5] К сожалению есть пасторы, которые совершенно не готовы менять свои взгляды или вообще учиться и оттачивать свои знания Слова Божьего! Очевидно, что это необходимая обязанность каждого пастора и требования к здравомыслию достигается через постоянное и личное обучение Слову Божьему. Поспешим исполнить призыв апостола Павла: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

______________________

[1]New American Standard Bible: 1995 Update (La Habra, CA: The Lockman Foundation, 1995); Новый русский перевод (РБО); Современный русский перевод “Слово Жизни”, 2006.

[2] I. Howard Marshall and Philip H. Towner, A Critical and Exegetical Commentary on the Pastoral Epistles, International Critical Commentary (London; New York: T&T Clark International, 2004), 478.

[3]The Holy Bible: English Standard Version (Wheaton, IL: Crossway Bibles, 2016); Biblical Studies Press, The NET Bible First Edition; Bible. English. NET Bible.; The NET Bible (Biblical Studies Press, 2005); William D. Mounce, Pastoral Epistles, vol. 46, Word Biblical Commentary (Dallas: Word, Incorporated, 2000), 173.

[4] Ulrich Luck, “Σώφρων, Σωφρονέω, Σωφρονίζω, Σωφρονισμός, Σωφροσύνη,” ed. Gerhard Kittel, Geoffrey W. Bromiley, and Gerhard Friedrich, Theological Dictionary of the New Testament (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964–), 1102.

[5] William Hendriksen and Simon J. Kistemaker, Exposition of The Pastoral Epistles, 1-2 Timothy and Titus (Baker Book House Company, Grand Rapids, MI, 2002),

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print