fbpx

должен быть …благочинен

1 Тим. 3:2

            Следующая характеристика в списке требований к служителю – «благочинен» (1 Тим. 3:2). В украинском переводе Ивана Огиенка использовано слово «чесний», которое указывает на человека с высокими моральными стандартами, прямого характера и добросовестного.[1] Современные переводы на русский язык используют следующие термины: порядочный, держащий себя с достоинством.[2] Многие английские переводы используют термин «респектабельный»,[3] по другому: почтенный, вызывающий уважение, достойный.

Термин встречается в Новом Завете только два раза, оба в этом послании (см. 1 Тим. 2:9). Апостол использует этот термин для описания соответствующей одежды, в которую должны одеваться христианки являясь на богослужения церкви, чтобы не отвлекать своей вычурностью присутствующих. В Писаниях НЗ также можно найти однокоренные слова «κόσμος, κοσμέω», с основными значениями «порядок, хорошо организованное». Термин κόσμιον может иметь настолько широкое применение, что мы могли бы применить его почти к каждой сфере жизни служителя. Служитель Евангелия призван вести себя подобающим образом, быть скромным и вызывать уважение в личной и публичной жизни. Далее будут рассмотрены некоторые из сфер жизни и служения пастора, которые нуждаются в особенном внимании.

  1. Организованность образа жизни. У пастора церкви нет времени заниматься посторонними вещами или проводить время праздно. У людей много забот и вопросов, которые служитель призван решать лично, посещая каждого из них. Кроме того, много времени следует посвящать личному изучению Библии и подготовке к проповеди. Не стоит забывать о семье, потому что из-за такого количества задач для семьи может не хватать времени. Говоря об этом, не будет лишним вспомнить о таких наставлениях для пастырей: чтобы служили церкви «из усердия» (1 Петр. 5:2), чтобы хорошо управляли домом (1 Тим. 3:4-5); чтобы «трудились в слове и учении» (1 Тим. 5:17).[4] Для выполнения описанных функций нужно умение организовать себя.
  2. Умеренность в жизненных запросах. Много служителей утратили свое служение или стали неэффективными по причине неправильного отношения или распоряжения финансами. Высокие запросы, стремление к роскоши и комфорту – плохие спутники для пастора церкви. Ведь очень ясно сказано, что «имея пропитание и одежду, будем довольны тем…» (1 Тим. 6:8-9). Довольство и умеренность в жизненных запросах делают служителя доступным для разных по социальному статусу групп в церкви. Ведь в церкви есть и бедные и богатые христиане и для всех их пастырь должен быть легко доступен. Пастырь не должен ставить препятствие своему служению дорогим автомобилем, одеждой и аксессуарами. Автор статьи считает очень правильным, если материальное положение пастора церкви будет схожим с материальны положением большинства членов его церкви.
  3. Скромность и аккуратность во внешности. Безусловно мнения на этот счет могут быть очень разными, поскольку эта тема не оговорена в деталях в Священном Писании. Все же можно сделать некоторые наблюдения на этот счет. Нам известно как одевались пророки, в том числе Иоанн Креститель, нам также известно как одевался Христос. Очевидно что одежды их были скромными, иногда даже пугающе скромными по нынешним меркам. Поэтому очень странно наблюдать служителя, по внешнему виду напоминающего голливудскую звезду, преуспевающего бизнесмена или политика. Ведь служитель Божий должен сохранять скромность и аккуратность во внешнем виде. Для устранения каких либо вопросов в этой плоскости, некоторые деноминации создали определенную униформу, чтобы пастора церкви легко можно было распознать. Хотя я не осуждаю решение этого вопроса подобным образом (униформа), все же мне кажется это лишним. Однако принцип который хочу донести по этому вопросу – скромность и аккуратность, а не вычурность (1 Тим. 2:9). Кстати у апостола Павла возможно был один плащ (2 Тим. 4:13), а это косвенно указывает на то, что шкафы и гардеробы служителей не должны ломиться от дорогих и разнообразных одежд.
  4. Порядочность в поведении и отношении с противоположным полом. Поскольку по долгу служения пастор часто общается с лицами противоположного пола, он должен быть постоянно на чеку и хранить себя от греха даже в своих мыслях (Матф. 5:28). Служителю не позволяется вести себя развязно, неаккуратно с противоположным полом, флиртовать, оставаться наедине. Такие вольности могут привести ко греху и соответственно дискредитировать пастора. Когда я учился в семинарии, наш ректор Алексей Гаврилович Брынза предупреждал студентов, чтобы они старались вести себя мудро со студентками и не позволяли себе оставаться наедине. Если даже случайно получалось несколько раз столкнулись в коридоре с одной и той же сестрой, нам следовало извиниться и подчеркнуть, что это случайность, а не умысел. Таким образом он учил нас, молодых братьев, оставаться чистыми с противоположным полом и не дать повода к каким-то посторонним мыслям. Служитель должен максимально обезопасить себя от искушения в этой сфере, как написано «юношеских похотей убегай…» (2 Тим. 2:22). Поэтому порядочно будет всегда хранить свой ум и сердце ведь пастор «муж одной жены», проводить беседы или посещение с противоположным полом в присутствии других служителей или сестер.
  5. Достоинство в отношениях с противниками. Служитель церкви не должен опускаться на уровень обмана, лукавства, манипуляции для достижения своих целей в борьбе с противниками, как его собственным так и противниками здравого учения. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым…» (2 Тим. 2:24-26). В своей практике служения необходимо сохранять баланс мягкости и твердости. В одних вопросах служитель может быть мягок и податлив, в других же должен нерушимо стоять на своем, особенно в вопросах вероучения или обличения чьего-то греховного поведения. Поступая так он обязательно столкнется с противниками и даже врагами «чтобы ты воинствовал как добрый воин» (1 Тим. 1:18); «чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать…» (Тит. 1:9-10).

Завершая этот короткий анализ термина «благочинен», отметим, что слова «целомудрен и благочинен» часто встречаются вместе, выражая схожие и дополняющие друг друга идеи. Эти термины, σώφρονα κόσμιον, (целомудрен и благочинен), как отмечает в своем комментарии Гордон Фи: «слова, которые часто встречаются в языческих писаниях как высокие идеалы поведения».[5] Высокие идеалы поведения, это то, что должно отличать христианского служителя «будь образцом для верных» (1 Тим. 4:12). Быть образцом для неверующих людей не так сложно, но быть образцом для верующих нелегко. Мы можем выглядеть очень респектабельно для внешних, но наши домашние знают нас лучше с другой стороны. И все же, публичная и личная жизнь пастора церкви не должна радикально отличаться от личной. В библейской этике нет места для двойных стандартов поведения.

_____________________

[1] https://www.slovnyk.ua/index.php?swrd=чесний (25.03.2019).

[2] MDR – Библия: современный перевод Библии; NRT – Библия: Новый международный перевод “Слово Жизни”.

[3] The NET Bible; New American Standard Bible; The Lexham English Bible; The Holy Bible: New Revised Standard Version.

[4] «οἱ κοπιῶντες» описывает процесс большого эмоционального и физического напряжения связанного с обучением церкви (BDAG).

[5] Fee, 81; Клеон Л. Роджерс, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2001), 759.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print