fbpx

Действительно ли применение необходимо в проповеди?

Некоторые проповедники учат так, будто их единственная обязанность – объяснить первоначальный смысл текста, который они проповедуют. Они сосредотачивают свою энергию исключительно на объяснении отрывка и не дают наставлений для применения информации, которой они научили. Джон Стотт признался в этом, когда рассказал следующее: «Раньше я думал, что моя задача состоит в том, чтобы разъяснять и толковать текст; я боюсь, что оставил применение Святому Духу». Этот ли пример оставил нам Иисус в Своей проповеди? Можно ли сказать, что Он лишь давал объяснения текста или темы, а применение оставлял на усмотрение слушателей, или Он важной частью Его проповеднического служения был призыв к конкретным жизненным изменениям?

Давайте рассмотрим самую известную проповедь Иисуса, записанную в Писании – Нагорную проповедь (Матфея 5-7), в качестве контрольного образца, чтобы увидеть, включал ли Иисус конкретные, специфические применения в Своем учении и какие последствия это имеет для проповедников сегодня. В следующей таблице показаны все отрывки проповеди и показано, что Иисус включал применение в каждый абзац или подраздел Нагорной проповеди.

Сводная таблица об использовании Иисуса в Нагорной проповеди

Текст

 Тема

Применение

Пример

Мф.5:3-12

Заповеди блаженства

Присутствует

“Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас” (Мф. 5:12)

Мф. 5:13-16

Влияние учеников Иисуса

Присутствует

“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5:16)

Мф. 5:17-20

Взгляд Иисуса на Закон

Присутствует

“Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном” (Мф. 5:19)

Мф. 5:21-26

Ненависть и убийство

Присутствует

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта” (Мф. 5:23-26)

Мф. 5:27-30

Похоть и прелюбодение

Присутствует

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” (Мф. 5:29-30)

Мф. 5:31-32

Развод

Присутствует

“А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействуе” (Мф. 5:32)

Мф. 5:33-37

Важность правдивых слов

Присутствует

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (Мф. 5:34-37)

Мф. 5:38-42

Отказ от отмщения

Присутствует

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” (Мф. 5:39-40)

Мф. 5:43-48

Любите врагов ваших

Присутствует

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:44, 46-48)

Мф. 6:1-4

Помощь нуждающимся

Присутствует

1“Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.     2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6:1-4)

Мф. 6:5-15

Молитва

Присутствует

5 “И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. 9 Молитесь же так: …” (Мф. 6:5-9)

Мф. 6:16-18

Пост

Присутствует

16 “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18          чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6:16-18)

Мф. 6:19-24

Сокровища на небесах

Присутствует

19 “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. …24 “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Мф. 6:19-21; 24)

Мф. 6:25-34

Тревога

Присутствует

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.  34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний самбудет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы” (Мф. 6:33-34)

Мф. 7:1-6

Осуждение других

Присутствует

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали васu” (Мф. 7:3-6)

Мф. 7:7-12

Молитва

Присутствует

12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Мф. 7:12)

Мф. 7:13-20

Призыв войти в царство, предупреждение против лжепророков

Присутствует

13 “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. …16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их. 21 Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:13-14; 16-21).

Мф. 7:24-27

Призыв применить проповедь в жизни

Присутствует

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне…26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке” (Мф. 7:24, 26).

 

Результаты и выводы из изучения Нагорной проповеди

Из приведенной выше таблицы можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, Иисус высоко ценил применение и широко использовал его в том, что считается Его величайшей проповедью, записанной в Писании. Во-вторых, он включал применение в эту проповедь, даже во вступлении. Каждый из Его основных пунктов и даже каждый подпункт включал применение (18 из 18 отрывков). В-третьих, посмотрите на то, какая большая часть проповеди Иисуса была посвящена применению (57 из 107 стихов), что составляет 53%. В-четвертых, применение было целью, а также основным пунктом Его заключения. Иисус сказал, что только тот, кто «исполняет» Его слова, может считаться мудрым человеком, который построил свой дом на камне. Любой, кто не исполняет постоянно Его слова, глуп, потому что строит свой дом на песке и ожидает эсхатологического разрушения (Мф. 7:26). В-пятых, Иисус направил свое применение не только на внешние действия, но и на внутренние отношения. Девять из восемнадцати Его заявлений (50%) были направлены на внутренние отношения, а остальные девять (50%) касались внешних действий. Иисус ценил как первое, так и второе, не пренебрегая ни тем, ни другим.

 Поскольку пример Иисуса заслуживает подражания, мы должны учитывать то насколько важным было применение в Его проповеди, а также следовать по Его стопам. Итак, нужно ли делать применение в проповеди? Для тех, кто хочет быть похожим на Господа, ответ – обязательно!

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print