fbpx

Библейские требования к служителю церкви: Введение

«Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Христос исполняет данное Им обещание. Он передал через авторов НЗ все необходимые условия для созидания церкви и ответственность, которую Он возложил на служителей. Однако это обещание, стало для некоторых лидеров церкви поводом оставить возложенную на них ответственность созидать Дом Божий (1 Тим. 3:14). На сегодняшний день приблизительно 10% существующих церквей евангельских христиан-баптистов в Украине остаются без служителей, особенно это касается удаленных районов и сельских церквей. Некоторые пасторы давно не соответствуют требованиям Библии, но их некому заменить или вовсе нет такой стратегии. Проповедь Слова и молитва перестали быть приоритетными задачами некоторых пасторов (Деян. 6:4).

Народ Божий по-прежнему отчаянно нуждается в верных Писанию глашатаях. На нынешних руководителях лежит ответственность взрастить новое поколение служителей (2 Тим. 2:15), чтобы церковь развивалась благополучно. Я уверен, что «секрет успеха» кроется в возвращении к библейскому институту пасторства. Как нельзя лучше об этом пишет Ричард Мейхью: «Мы говорим своим современникам, что Христос должен созидать Свою Церковь так, как хочет Он (Матф. 16:18). Если мы хотим, чтобы наше служение приносило угодные Богу плоды, мы должны сеять зерна Слова Божьего в плодородную почву усердного пасторского труда, соответствующего Писанию».[1]

«Если кто епископства желает, доброго дела желает, но епископ должен быть…» (1 Тим. 3:1), так начинает апостол Павел отрывок, посвященный описанию требований к пасторам церкви. Апостол не останавливается только на субъективном желании кого-то быть пастырем, но пишет об объективных требованиях, которым должен соответствовать кандидат. Он хорошо знал, что были и будут те, кто стремится к служению по неправильным мотивам. Желание учить людей (1 Тим. 1:7), занимать руководящее место, иметь прибыль и привилегии от служения (1 Тим. 6:5). Подобный подход способствует разрушению, а не созиданию. Все это не является правильным мотивом и не принесет церкви здравого руководства и доброго примера. По этой причине апостол Павел перечисляет ряд требований-характеристик, которыми должен обладать тот, кто претендует на руководящую роль в церкви.

Чтобы церковь могла оставаться нерушимыми «колонной и фундаментом истины» (1 Тим. 3:15), ей нужны хорошие руководители, которые будут соответствовать библейским требованиям. Благополучие церкви зависит от духовного благополучия ее пастырей. Каждый служитель по Божественному замыслу призван быть образцом для этого мира (1 Тим. 3:7) и для церкви (1 Тим. 4:12). Роберт Макчейн сказал: «Больше всего мои верующие нуждаются в моей личной святости»[2] и еще одно очень точное выражение Макчейна: «Святой служитель – мощное оружие в руках Бога».[3] Перечень в 1 Тимофею 3:1-7 – это шаблон, проект для церкви и ее служителей. Данный список – это зеркало, в которое служитель постоянно должен смотреть, чтобы проверять себя. Это перечень квалификационных требований для избрания и рукоположения новых служителей.

В тексте представлены 11 характеристик и добавлены еще 3 особых условия, что в совокупности составляет 14 важных требований, предъявляемых Богом к служителям церкви. Несмотря на то, что первичная аудитория – это пастыри церкви, требования не сильно отличаются от стандарта поведения для всех христиан.

«Для церковных лидеров нет “более высокого стандарта”, но ожидается, что они действительно продемонстрируют качества, которые желательны для всех верующих».[4] Лидеры должны были стоять в здравом учении, сохраняя чистую совесть (1 Тим. 1:5; 1:19; 3:9). В противном случае их служение будет таким же разрушительным, как и тех ефесских лжеучителей (1 Тим. 4:2), которым должен был запрещать[5] Тимофей.

Во все времена для церкви существовала угроза отступить от истинного учения и здравой практики. Такие отступления приходили от лица лидеров церкви и причиняли большой урон детям Божиим (Деян. 20:30). Чтобы этого не случилось, апостол Павел пишет эти наставления. Внимательно изучая Первое послание к Тимофею и те трудности, которые обсуждает в нем Апостол Павел, можно прийти к выводу, что список характеристик епископов является «антидотом», против лжеучителей, с которыми должен был бороться Тимофей. «Ведь всякий, кто хочет служить церкви и созидать ее, должен демонстрировать личную святость, доктринальную чистоту, самопожертвование, духовную дисциплину и христоцентричную преданность».[6]

Мы считаем своим долгом напоминать об этих характеристиках, потому что порой церкви, избирая служителей, ориентируются не на список библейских характеристик, а на организационные навыки и качества, опыт работы в руководстве светскими организациями или частным бизнесом. Такие ориентировки ошибочны и часто приводят к нежелательным и возможно непоправимым последствиям (1 Тим. 1:6-7, 18-20; 4:2; 6:5). Так как цель блога «Содружества Служителей» содействовать развитию библейских стандартов в пасторском и проповедническом служении мы и начинаем эту серию постов. Следите за новыми публикациями.

[1] Ричард Мэйхью, «Библейский подход» в Возвращение к пасторскому служению, ред. Джон Мак-Артур-мл. (С.-Пб.: «Библия для всех», 2003), 23.

[2] Derek Prime & Alistair Begg,  On being a Pastor (Chicago: Moody Publishers, 2004), 35.

[3] Там же.

[4] I. Howard Marshall and Philip H. Towner, A Critical and Exegetical Commentary on the Pastoral Epistles, International Critical Commentary (New York: T&T Clark International, 2004), 472-3.

[5] Слово «увещевать» παραγγέλλω лучше перевести: приказывать с властью, повелевать (см. William Arndt et al., A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 3rd ed. [Chicago: University of Chicago Press, 2000], 760). В послании Титу 1:5 сказано «обличать».

[6] John MacArthur & Richard Mayhue, eds., Biblical Doctrine (Wheaton: Crossway, 2017), 759.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Поделиться в print